«Миг и Век»
ГлавнаяСтраницы сайта


Многие из этих кадров, снятые с 1983 по 2004 годы, были опубликованы в центральных газетах и журналах, в зарубежных изданиях, экспонировались на выставках художественной фотографии различных уровней. Вобрал аль-бом и видовые снимки Тары, сделанные по заказу администрации района - основного спонсора этого издания, потому что приурочено оно к 410-летию нашего городка, заложенного по царскому указу в 1594 году, как крепость для защиты южных рубежей осваиваемых сибирских территорий. Тара - колыбель всей земли Омской. Был повод объясниться в любви городу, ставшего мне однажды родным, и я постарался не упустить такой замечательный шанс.
Искусство светописи сейчас активно вбирает новинки из области технического прогресса, но не устаревает истина, высказанная однажды известным французским фотомастером Картье-Брессоном: «Чтобы стать художественной ценностью, снимок должен схватить значительный и острохарактерный момент. Здесь техника не поможет. Здесь нужна точная, координированная работа глаза, ума и сердца...».
Ещё говорят, что фотография заменяет 1000 слов. И я всегда считал творческой удачей снимок, сюжет которого выходит за строго очерченные рамки изображения. Именно в глубине жизни и пространстве чувств, якобы оставшихся за кадром, - суть фотографии, её невидимый, как подтекст, нерв. Тогда раскрываются герой, его (наше) время и сам автор фотографии. Но мгновение, запечатленное на снимке, безусловно, должно давать повод для такой недосказан-ности, когда можно домыслить, «дочувствовать» какое-то событие, чью-то судьбу. Когда миг, действительно, отражает целый пласт времени, его течение и становится моментом истины.
В моем восприятии фотография сродни поэзии, где так называемое поэтическое вещество чаще всего находится между строк. Может, поэтому я пишу стихи. И направлению взгляда фотохудожника, и команду глазу всё же дает сердце, и всё пропускается через «люблю» и «не люблю», через себя. Всякое творчество - отсебятина, объектив - субъективен...
Мне стоит быть благодарным своей глубинке, хранившей от суеты, за то, что я чурался делать имя себе на конъюнктуре события или известности чьих-то имен, хотя приходилось снимать первых лиц нашего государства и области, знаменитых политиков и актёров, сотрудничая на профессиональной основе с рядом областных и центральных газет. Мой объектив - провинциален, я - фотограф своего уезда, но ничего обидного в этом добровольном статусе нет.
Интересно делать свои малые художественные открытия в пределах одного двора, улицы, городка. У меня много портретов старух и дедов, мужиков и ребятишек, снятых глаза в глаза, словно между нами при съемке не было посредника в виде зрачка фотообъектива. Наверное, такой доверительный контакт возможен только между близкими людьми или, как говорят, родственными душами. И почему я должен стесняться душевной открытости? Миг и век соприка¬саются, прежде всего, в твоем личном времени, в твоей душе. И, может быть, труднее всего художнику не слукавить в малом при образном взгляде на современность через то, что рядом и вокруг, под боком и под ногами, до боли знакомо и привычно. Приземленность простых (но не простеньких!) сюжетов порою обнажает божественную суть и помогает нам не судить о времени свысока, верить в его неземное происхождение, течение и продолжение, ощущая некую связь, некую вертикаль с небом.
Спасибо моему первому учителю Борису Васильевичу Чигишеву, чью фотостудию в Омске я окончил в школьные годы. Он не только мне «ставил взгляд», но и учил понимать живопись, музыку, литературу, противиться пошлости в жизни и искусстве, относиться творчески к любому ежебудничному делу.
Ремеслу и искусству фотографии меня также учили Дмитрий Михайлович Куликов, что преподавал фототворчество на кинофотоотделении Московского государственного института культуры, и Андрей Иванович Баскаков, куратор нашей студенческой группы на последнем курсе, а ныне председатель Союза фотохудожников России. В 80-90-е годы уже прошлого века при отборе фоторабот для выставок, проходивших у нас в стране и за рубежом, и на семинарах Андрей Иванович был одним из тех, кто помог мне найти «мою тему», открыть свою глубинную Россию взглядом, осво-бождающимся от газетных штампов и лакировочной фотопублицистики.
Искренне благодарю главу Администрации Тарского муниципального образования Павла Юрьевича Исаева, что расценивал издание альбома не как повод для рапорта в картинках о достижениях и успехах района и его руководства, а как работу, которая будет иметь определенную ценность в ряду других событий и явлений культурного пространства Тары.

Сергей Мальгавко.