ГлавнаяНовостиКультура, архитектура, искусство
Гвоздь в рамку как память о предках
Культура, архитектура, искусство
05.01.2017
1000
1
0.0

Одно из любимых занятий бывшего директора Тарской районной библиотеки Людмилы Аскаленко – возиться с гвоздями. Найденные в разрушающихся домах, дряхлеющих заборах, а то и вовсе в собственном огороде кованые гвозди Людмила Ивановна коллекционирует. Самые «заковыристые» из них пускает на собственноручно созданные инсталляции.

Вы могли видеть работы Людмилы Аскаленко во время Дня города, организаторы которого отвели для них отдельное место в карнавале праздничных улиц. Говорят, один из омских бизнесменов, увидев творения Людмилы Ивановны, даже пожелал купить их – хотел оформить инсталляциями с кованым прошлым и приковывающим взгляд настоящим собственную гостиницу, но автор отказалась: многие «артефакты» для нее просто бесценны как память о предках. Семейная пара, птицы, прохожий с зонтом, трактор, шахматисты… У инсталляций нет единого сюжета, объединяют их «расходники» и руки автора. С темой очередной работы Людмила Аскаленко определяется уже в процессе творения.  – Последние годы мы с мужем занимаемся исследованием своей родословной, регулярно бываем на родине моего отца, в деревне Сыщиково Седельниковского района, – объясняет мотивы своего необычного хобби Людмила Ивановна. – И, возможно, гвозди меня заинтересовали не просто так – мои прадед и дед были кузнецами. В пустующем ныне доме предков супругам Аскаленко удалось найти многих из сегодняшних «героев» инсталляций. Гвоздями они не ограничиваются – собирают, например, и кованые петли от дверей или ставней. Возможно, многие из них и были сделаны на знаменитой в прежние времена наковальне. – По своим наблюдениям могу сказать, что каждый мастер в те давние времена делал гвозди по-своему, – говорит Людмила Ивановна, – одни элегантные, «интеллигентные» – тонкие, узенькие и четырехгранные, а есть, скажем так, нашлепанные. Отец вспоминал, что дед даже подшипники делал для первых тракторов, появившихся в деревне. К нему регулярно обращались, поскольку запчастей на них просто не было. Всех своих сыновей прадед Антип обучал кузнечному делу, а потом они расселялись по другим деревням – умельцев ценили и зазывали к себе неравнодушные к будущему родных околиц председатели колхозов.Ну а самые первые гвозди для коллекции Людмила Аскаленко нашла… в собственном огороде.

– Здесь, на улице Красных Зорь, видимо, раньше была какая-­то горшечная мастерская. Первые годы после переезда сюда, в дом родителей мужа, мы находили в огороде очень много керамики. Буквально ведрами выносили остатки глиняной посуды, попадалось большое количество гвоздей. Выбрасывать их было жалко. Сначала я их просто собирала, а потом решила что-нибудь изобразить… «Изображение» не такая простая процедура, как кажется на первый взгляд. Сначала металл необходимо нагреть на огне, затем опустить в воду и тут же покрыть парафином – он проникает в каж­дую щель, вытесняя оттуда грязь и давая отпор ржавчине. Дальше, по словам Людмилы Ивановны, дело техники. И, конечно, разгулявшейся фантазии. После того, как гвозди разложены и ограничены рамкой картины, воображение начинает рисовать историю. Историю, которую каждый из зрителей работ Людмилы Аскаленко может додумать и продолжить, как пожелает сам.


Андрей Курников – "Тарское Прииртышье"


Теги:библиотека, история, Людмила Аскаленко


Читайте так же

Комментарии (1)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]