ГлавнаяНовостиКультура, архитектура, искусство
Тара теряет кружева (с) "Тарское Прииртышье"
Культура, архитектура, искусство
20.01.2011 в 11:53
3120
4
0.0

Текст - Сергей Алфёров

Вместо дерева – виниловый или металлический сайдинг, вместо трех приветливых окошек – один безликий пластиковый стеклопакет, а визитную карточку дома – наличник и ставни – воспринимают как пережиток допотопного прошлого. Увы, такова судьба деревянного зодчества одного из старейших городов Сибири.

Оберег от нечистой силы

Наиболее эффектным декоративным элементом являются резные наличники. Они делают дом непохожим на соседний, к чему и стремился в былые времена каждый хозяин. Но не только эстетика заставляла уделять внимание таким непрактичным мелочам, как резьба. Наличники, закрывая щели в оконном проеме от сквозняков и холода, одновременно оберегали жилище от внешнего мира, не всегда доброго. Чтобы нечистая сила не проникла внутрь через двери и окна, дом окружали охранными магическими знаками. Сама традиция украшений и мотивы рисунков уходят корнями в глубокую древность, несут в себе народную память о языческих символах, оберегах.
В резных узорах на окошках можно отыскать зверей и птиц, фигурки добрых духов – берегинь, иногда едва узнаваемых в переплетениях ветвей и цветов. Солярные знаки, символическое изображение солнца, защищали дом от тьмы и ночной нечисти. Волнообразные узоры символизировали воду, дающую жизнь всему живому на земле. Ромбики и перекрещивающиеся двойные полосы – знаки вспаханного и засеянного поля. Вряд ли резчики задумывались о какой-то магии, но, повторяя за прадедами, бережно несли свои знания во времени. С веками смысл узоров позабылся, и они превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом. 
Можно к сказанному отнестись с иронией, но любой специалист по фэн-шуй, столь модной ныне восточной практике символического освоения пространства, воспримет верования древних со всей серьезностью.

Мода требует жертв…

В Таре, остававшейся по большей части деревянной, традиция украшать резьбой дома продолжала жить и в послереволюционные годы. Но уже на постройках послевоенных лет, к которым принадлежат немало тарских деревянных двухэтажек, резьба если не полностью исчезает, то становится крайне упрощенной. Ближе к нашему времени узорные наличники и ставни стали уделом чудаков-энтузиастов. Большинство же подобные украшения считают излишней роскошью или вообще ненужным анахронизмом. После того как ЗАГС покинул дом адвоката Корикова-Михайлова, новые жители этого памятника архитектуры поспешили покрасить наличники, ободрав первым делом весь декор.
Появление новых отделочных материалов, ярких, долговечных и более дешевых по сравнению с деревом, вызвало новое архитектурное поветрие. Один за другим дома стали облачаться в сайдинг, прятать свои старые бревна под пластиком и… становиться похожими, как две капли воды, друг на друга, а заодно на сарай, гараж, ангар или какой-нибудь производственный цех. Лишь единицы хозяев, облицевав дом сайдингом, возвращают на прежнее место наличник. Остальные – отправляют его в последний путь – в печку. Да и куда его возвращать, если попутно с обшивкой многие изменяют форму оконных проемов – «под стеклопакет». Так поступили жители домов по улице Дзержинского, 23 и Александровская, 61. Почему здесь приведены именно эти адреса? Потому что это - памятники. Первый уже более десятка лет числится в списках выявленных, другой – в едином государственном реестре объектов культурного наследия с 1980 года. О зданиях, не охраняемых государством, и говорить не стоит. Последний писк сайдингообразной моды со временем стихнет, но, к сожалению, успеет заглушить здравый смысл. И исторический облик традиционного русского дома в Таре будет окончательно изуродован. 

…и обнаглевшая реклама тоже
Если кто-то расширяет окна, чтобы впустить в дом больше света, то другим они вообще не нужны. Например, новый предприимчивый хозяин некогда привлекательного памятника деревянного зодчества по ул. Избышева, 1, не только лишил дом всех ставен, но и полностью завесил их рекламой. Огромный баннер закрыл собой и часть построенного в конце XIX века дома купчихи Пятковой, бывшей детской библиотеки. Сохранить внешний облик памятника обещал областному министерству культуры его новый хозяин, впрочем, как и все, кто подписывает охранные обязательства. 
– Реклама на объектах культурного наследия допускается, – поясняет консультант Управления по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия Министерства культуры Омской области Елена Беляева, – если она не нарушает восприятие объекта. Закрывать наполовину здание или большую его часть, конечно, нельзя. Сейчас в Омске при размещении рекламной вывески подается заявка в департамент имущественных отношений городской администрации, при котором работает комиссия по размещению рекламы. В нее входят представители различных служб и ведомств, в том числе и министерство культуры. Нередко за самовольно установленную рекламу приходится составлять протоколы об административном нарушении. Если в Таре такой комиссии нет, тогда владельцы или пользователи зданий-памятников должны, по крайней мере, согласовать свою рекламу с нами и получить заключение о возможности ее размещения. 
К сожалению, подобную комиссию в нашем городе, даже если она и существует, пока никто не видел. 

Кто скажет: «ай-ай-ай»?
С тем, что резные кружева сохранять необходимо, согласен любой чиновник от культуры. Однако дальше разговоров, круглых столов да мероприятий в библиотеке дело не идет. А Тара тем временем ежегодно теряет десятки домов и наличников. Последние не нужны даже музею, который ссылается на отсутствие условий их хранения. Но ведь кто-то же должен владельцам существующих памятников хотя бы погрозить пальцем или помочь дому №8 по Карбышева вернуть на место ставень, оторванный во время ремонта после пожара. 
– Согласно полномочиям, определенным району законом «О местном самоуправлении», – поясняет ситуацию председатель комитета культуры районной администрации Людмила Михайлова, – мы работаем по трем направлениям: организация библиотечного обслуживания, создание условий для обеспечения услугами организаций культуры и развитие местного традиционного народного художественного творчества. В соглашении о взаимодействии райадминистрации с областным министерством культуры на следующий год в отношении объектов культурного наследия значатся 3 пункта: ремонт крыши картинной галереи – дома чиновника Хомякова, установка информационных надписей на памятниках архитектуры, а также подготовка для трех зданий охранных обязательств. Один из стандартов, определенный нам с 2010 года, – это создание возможностей для доступа к объектам культурного наследия. Мы доступ осуществляем, экскурсии проводим, а вот предусмотреть средства на ремонт и реставрацию памятников, не находящихся в собственности района, мы не можем. Это будет нецелевым использованием средств, потому что нет у нас таких полномочий, в соответствии с которыми определяется и штатное расписание комитета культуры. Нас всего три специалиста, а объем работ, который приходится выполнять, очень большой. К сожалению, следить за состоянием памятников и взывать к совести хозяев зданий мы просто не в силах. 
Примерно то же самое я услышал и в городской администрации. Ей по 131-му закону как раз отводится сохранение, использование и популяризация памятников, находящихся в собственности поселения, и охрана объектов культурного наследия муниципального значения. Юлия Коровина, специалист по культуре в единственном числе, тоже не в состоянии ежедневно и целенаправленно заниматься наследием. Некогда. Тем более что памятников муниципального значения в Таре нет, а те, которые имеются, – региональные, за них несет ответственность областное министерство культуры – государственный орган охраны. 
Специалисты минкульта ссылаются на множество препятствий, мешающих охране: и отсутствие механизма государственной экспертизы, и случаи регистрации собственности без обременения, коим является статус памятника. Вдобавок ко всему 294-й федеральный закон запретил «кошмарить» бизнес и инспектировать собственников зданий чаще, чем раз в три года, если нет жалоб – оснований для внеплановой проверки. Однако недолгие визиты в Тару гостей из областного министерства случаются не чаще раза в год, потому и охранные обязательства заключены не со всеми владельцами или в них какие-то важные требования не прописаны, в том числе по восстановлению наличников и ставен. В итоге все получается как в той известной рекламе: «А мужики-то не знают», что в памятнике живут, и что с ним можно делать, а что нельзя.

текст (с) "Тарское Прииртышье"

фото (с) "Тарское Прииртышье"

материал таблицы (с) "Тарское Прииртышье"

дизайн и вёрстка таблицы (с) "Тарское Прииртышье"




Комментарии (4)

4 alex_tor4annen  
Знаешь, это как с Пушкиным: "Пусть он у меня хоть два стиха возьмёт!"
То, что их статьи используются где-то ещё со ссылками на их сайт должно, по идее, редакцию ТП только радовать - у них же ТИЦ растёт.

3 1er  
Quote
Мы ведь на сайте собираем информацию о Таре, где бы она не находилась
Тогда по логике мы должны копипастить весь номер ТП: газета ведь о Таре.
В этой статье мало фактической информации, в основном - размышления автора о проблеме. Специфика контента нашего сайта - полезные файлы, полезная фактическая информация. Специфика контента ТП - новости, проблемные статьи. К тому же не хочется выслушивать потом обвинения ТП в воровстве. А обвинения такие обязательно будут, несмотря даже на обилие ссылок. В общем, я против появления на нашем сайте любого рода информации из ТП. Эту статью оставим ради комментариев, другие подобные буду удалять.

2 alex_tor4annen  
Сергей Александрович не давал. И ТП не давали.
Так я же кучу же ссылок понаставил, чтобы не было претензий.
Потому что статья интересная и нужная. Мы ведь на сайте собираем информацию о Таре, где бы она не находилась. Разве нет?

1 1er  
Саш, а Сергей Александрович давал разрешение на публикацию у нас его статьи? Если не давал, я её удалю несмотря на все ссылки.

Неполный перечень тарских памятников архитектуры, кстати, есть здесь.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]