Тарский бунт 1722 года – одна из малоизвестных страниц истории России. Причиной массовых беспорядков в сибирском городке Тара стал указ Петра Первого о новом порядке престолонаследия. Согласно указу, наследником мог стать любой человек по выбору царя. А поскольку имя наследника в указе не называлось, среди староверов распространился слух, что на российский трон скоро сядет Антихрист.
Восстание было жестоко подавлено правительственными войсками. Зачинщиков доставили в Петербург и сожгли. Также по решению Синода был сожжён «раскольнический самиздат» – рукописные книги, где излагались легенды о царе-антихристе и немецком двойнике Петра Первого, который «на самом деле» правит Россией.
В самой Таре народная память сохранила память об этом событии. Летом 2022 года, во время празднования Дня города, восстание повторили в виде исторической реконструкции.
К 300-летию бунта общественная организация «Тарский уезд» и сотрудники районной библиотеки за счёт президентского гранта установили памятный знак на берегу реки Аркарки.
Памятный знак, посвящённый 300-летию Тарского бунта. Осень 2022 г. Фото – А. Милевский.
Согласно местному преданию, расположенный на реке остров – это курган, ставший братской могилой для казнённых бунтовщиков 1722 года.
Калашников мост через Аркарку и курган, 1987 год. Из архива Людмилы Аскаленко (Скуратовой).
Вид на Аркарку и курган со стороны Заречной улицы, 2015 год. Фото – Александр Котёлкин.
Операция «Наследник»
Город Тара был основан князем Андреем Елецким на левом берегу Иртыша в 300 километрах от Омска, на месте татарского городка Ялом. Город построили в 1594 году по царскому наказу: «Идти город ставить вверх Иртыша на Тару-реку, где бы государю было впредь прибыльнее, чтоб пашню завести и Кучума царя истеснить и соль завести…»
В 1598 году тарский отряд настиг хана Кучума на реке Ирмень, притоке Оби, и разбил его, завершив дело Ермака. В следующем веке город рос, хотя и горел неоднократно. Развитию Тары способствовала дорога из Тобольска в Томск и торговля с Бухарой, Ташкентом и Китаем, откуда ежегодно приходили торговые караваны. На местной ярмарке сибирские купцы продавали собольи, беличьи, лисьи, горностаевые меха; покупали шелка, чай, фрукты. Так бы, глядишь, и превратилась Тара в торговый центр Западной Сибири, если бы не случились события, в результате которых город почти обезлюдел на сто лет.
Чертёжная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семёном Ремезовым в 1701 г., СПБ, 1882; Гольденберг Л.A., Семён Ульянович Ремезов – сибирский картограф и географ, М., 1965
В последние годы своего царствования Пётр Первый остался без наследника по мужской линии. Его старший сын Алексей скончался в крепости от пыток, дети от второго брака Пётр и Павел умерли малолетними. Тогда Пётр решил сломать древнюю традицию передачи престола. 5 февраля 1722 года был издан Указ о престолонаследии, согласно которому наследником мог стать любой человек по выбору императора.
Сильнее всего решением Петра были возмущены староверы:
«Взял за себя шведку (Марту Скавронскую – пр.), и та царица детей не родит, и он сделал указ, чтоб за предбудущего государя крест целовать, и крест целуют за шведа. Одноконечно станет царствовать швед».
Вскоре распространился и ещё более страшный слух, что наследника потому называть нельзя, что присягать велят Антихристу. В народе, недовольном бритьем бород и реформой календаря, были популярны легенды о Петре-Антихристе и Петре-подменном.
По мнению историка Василия Ключевского, эти легенды представляют собой «редкий вид народного творчества, пропущенного сквозь фильтр тайной полиции». Ещё в начале своего правления Пётр учредил Преображенский приказ, сотрудники которого были заняты сбором сведений о настроениях народа, т.е. подслушивали и записывали разговоры на улицах и в кабаках. Благодаря полицейским архивам сохранились народные легенды о том, что «настоящего» Петра подменили во время заграничного путешествия. По одной версии, это случилось в Голландии, по другой – в Стекольном царстве (Стокгольме), где русского царя посадили в бочку и бросили в море, а в Россию вместо него вернулся «немчин», или швед.
В Таре и её окрестностях жило много староверов – поповцев и беспоповцев. Близ города располагались два крупных скита – священника Сергия и беспоповца Ивана Смирнова. Накануне восстания в этих местах господствовало убеждение, что «антихристову царству» Петра осталось стоять три с половиной года. Оно основывалось на толковании ветхозаветных книг пророка Даниила.
Тарский город. Ремезовская летопись, XVII век. Краткая сибирская летопись (Кунгурская) / (Ремезов С.У.) Зост А. – Санкт-Петербург: типография Ф.Г. Елконского. 1880 год.
С 18 мая в Таре в доме казачьего полковника Ивана Немчинова началось широкое обсуждение «отпорного письма», обосновывавшего отказ от присяги. Под этим письмом подписались 228 человек во главе с Немчиновым и отцом Сергием, в ските которого и был составлен этот документ.
27 мая комендант Тары приказал жителям собраться на соборной площади для приведения к присяге. Но присягать согласились лишь несколько человек, а остальные подали «отпорное письмо», которое тут же и зачитали «перед всем миром». Под впечатлением изложенного в письме от присяги отказалось 700 человек – жители Тары и окрестных деревень и скитов.
Расправа
Власти расценили этот акт гражданского неповиновения как бунт, и из Тобольска в Тару были отправлены два пехотных полка с артиллерией и конницей – всего более 600 человек. 13 июня войска под командованием полковника Батасова прибыли в Тару, не встретив никакого сопротивления.
70 жителей, решивших не сдаваться властям, укрылись в доме полковника Немчинова. После двухнедельной осады 49 человек сдались, а остальные подорвали себя пороховым зарядом. При этом погибли всего пятеро, для выживших расправу отложили. Их сначала вылечили, а затем казнили. Другая группа казаков засела во дворе Ивана Подуши и оборонялась четыре месяца, до октября 1722 года.
9 ноября 1722 года был разгромлен скит Сергия, при этом были захвачены 170 человек и множество старообрядческих книг. Конфискованные книги отправили в Санкт-Петербург, где их публично сожгли.
Был схвачен автор «отпорного письма», поручик Байгачев, но тарский судья Верещагин за крупную взятку позволил ему зарезаться, не дожидаясь позорной казни.
По сведениям историка Г.Ф. Миллера, почти половина собравшихся у собора для подачи «отпорного письма» были казнены. Виселицы с их телами стояли вдоль ведущих в Тару дорог для устрашения всех раскольников. Отец Сергий был четвертован. Общее число казнённых, наказанных кнутом и сосланных, исчислялось тысячами. После этих событий население Тары сократилась почти вдвое.
«...в 722 году, егда по Указу его императорского величества... велено было всем российским подданным учинить присягу, тогда последовало от Тарских граждан некоторое ослушание и причтено было за бунт, посему многия Тарские жители и получили смертную казнь, яко-то: отсечение головы, повешение за ребра, иные посажены на кол и протчими наказаниями усмирены. В сие время до 500-т домов лучших граждан раззорено, и от того времени город Тара прежнего могущества и красоты, и многолюдства лишился», – говорится в тексте «Описание Тобольского наместничества».
Подавление Тарского бунта продолжалось несколько месяцев. Карательные экспедиции вылавливали старообрядцев по всей Западной Сибири, что спровоцировало несколько крупных самосожжений. Самосожжение, в частности, совершили беспоповцы, укрывавшиеся в ските Ивана Смирнова в Таре.
Акварельный рисунок Тары 1734 года. Из фондов архива ЛОРАН.
Во время «Елунской гари» на Алтае, унёсшей 600 жизней, собравшиеся отказались от присяги неизвестному наследнику, оказали вооруженное сопротивление военной команде, посланной арестовать их, ранили её командира, а затем предали себя огню.
Казак Василий Исецкий, один из главных идеологов движения, на дыбе цитировал пророчества Даниила и бесстрашно доказывал применимость их к современности.
В «Отпорном письме» выдвигалось требование назначить наследника подлинного царского рода и при этом исповедующего «старую веру», авторы надеялись на возвращение к церковному укладу до Никоновской реформы.
Пётр Первый следил за ходом расследования и давал указания, чтобы следствие особое внимание обращало на выявление книжных источников идеологии бунтовщиков. Все собранные книги старообрядцев и другие документы были уничтожены. Последние обвиняемые по этому делу были осуждены на казнь спустя 10 лет после смерти Петра, в 1735 году. А за жителями Тары закрепилось прозвище – «коловичи», в знак того, что многих казненных сажали на кол.
Наш град старинный и кондовый,
Всегда на власть имущих зол;
Мы и сегодня сесть готовы
За правду жопою на кол.
Так написал в конце ХХ века о жителях Тары местный учитель и поэт-любитель Николай Краснов.
Тарский бунт (миниатюра неизвестного художника) (изображение из кн. 16 альманаха «Тобольск и вся Сибирь (Тобольск, 2014, с. 133).
Рисунок, изображающий четвертование руководителя Тарского бунта полковника Немчинова, был обнаружен известным отечественным историком, академиком Николаем Николаевичем Покровским (1930-2013 гг.) в рукописи XIX века из фонда Тарской канцелярии розыскных дел в Российском государственном архиве древних актов. Результатом многолетних архивных исследований ученого стала работа «Книжные реестры Тарского бунта 1722 года», которая была включена в книгу «Путешествие за редкими книгами», выдержавшую три издания (в 1984, 1988, 2005 гг.), и в различные сборники научных трудов.
База данных «Тарский бунт 1722» на сайте Тарской районной библиотеки им. Л.Н. Чашечникова.