Чайная торговля
ГлавнаяСтраницы сайта

Александр Васин
(Материал подготовлен при содействии Фонда охраны археологического наследия)

Как тарские купцы Россию чаем напоили

Общеизвестно, что чай – это один из древнейших напитков, его история насчитывает, как минимум, пять тысяч лет. Также хорошо известно, что впервые чайные листочки стали заваривать в Китае. И уже оттуда этот напиток распространился по всему миру. В России употреблять чай стали относительно недавно, лишь в XVII веке. Но мало кто знает о том, что впервые россияне узнали о чае и смогли насладиться его вкусом и ароматом благодаря нашему земляку – выходцу из Тары, боярскому сыну Ивану Перфильеву. В 1659 году Иван Перфильев возглавил одно из первых русских посольств в Китае. Он должен был не только передать китайскому императору грамоту царя Алексея Михайловича, но и установить, какие товары найдут в Китае спрос. Именно тогда в Россию были привезены первые десять пудов чая. 

Доставляли чай по Великому чайному пути. Так в XVIII-XIX веках назывался караванный путь между Азией и Европой. Начинался он в Калгане (сейчас это китайский город Чжанцзякоу), пересекал территорию нынешней Монголии и затем шел через Россию в Европу. Город Омск располагался практически в центре этого пути, и именно здесь происходило его разделение на две ветки. Одна шла через Тобольск, Екатеринбург, Нижний Новгород и Москву и далее - в Северную Европу. Другая сворачивала на юг, на территорию Казахстана. Из России в свою очередь вывозили пушнину и юфть, которая была необходима для упаковки чая. А Тара входила в те времена в число двенадцати главных поставщиков юфти для чаеторговли. Торговля носила в основном меновой характер. Выражаясь современным языком, это был обыкновенный бартер. И до 1800 года всеобщим эквивалентом в этом бартере была так называемая «китайка» (легкая ткань). Потом ее заменил чай. Но широких масштабов потребление чая достигло только в начале XIX века. До революции его ввоз в Россию ежегодно составлял 75 миллионов килограммов.

Транзитная торговля чаем велась по маршруту Кяхта - Тара. Устойчивый доход многие из сибиряков получали именно за счет перевозки чая. Тарские извозчики купеческой клади уходили после Нового года до Иркутска на санях, в пути сани продавали, покупали телеги и уже с китайскими товарами возвращались домой только к покосу. Чайный путь в основном совпадал с Сибирским трактом. От Кяхты до Иртыша обоз проходил за четыре месяца. Двигались днем и ночью, в любую погоду. На тракте орудовали разбойники, которых называли «чаерезы». В Омск чай поступал по Сибирскому тракту через Тарские ворота. Второй путь – по Иртышу. Реализация чая в основном велась через фирму «Вогау и К°», а также купцами Волковыми и в торговых домах купчих Шаниной и Чириковой.

К концу XIX века доля чайной транзитной торговли в Сибири начала уменьшаться. Причиной этому стало использование морского пути между Россией и Китаем через порты Шанхай, Гуанчжоу, Владивосток, Одессу, что делало перевозку чая дешевле. Между Россией и Китаем был заключен новый, Петербургский договор, в результате чего объемы торговли в целом значительно возросли, но торговый оборот через Сибирь стал снижаться. Большую роль сыграло и строительство Транссибирской магистрали, которая оставила Тару в стороне.

До сих пор в Таре помнят имена своих земляков – купцов-чаеторговцев. Например, Михаила Федоровича Пяткова, который по количеству закупленных в Китае партий чая в девяностых годах позапрошлого столетия опережал многие известные фирмы. А тарский купец Яков Немчинов свой, по некоторым оценкам, самый крупный капитал в Сибири сколотил именно на чаеторговле. Начинал трактирным мальчиком. В молодые годы переехав к родственникам в знаменитую слободу Кяхту, что на границе с Монголией, стал служить у кяхтинских купцов Колесова и Наквасина. Прошел все стадии становления предпринимательства: ходил в обозах, доставлял купеческие товары на Ирбитскую ярмарку и обратно в Забайкалье, служил старшим в обозе («когтем»), завел собственное дело и очень быстро стал одним из чайных монополистов. Позже у него появились прекрасные дома в Кяхте и Иркутске, своя резиденция на Ленских приисках. Занимаясь благотворительностью, не забывал и про земляков. На его средства был построен Тарский сиропитательный дом и ремесленное училище при нем. На его средства были реставрированы три церкви.

В подгорной части города Тары сохранился один из домов известных бухарских купцов, потомственных почетных граждан Айтыкиных. В начале XIX века Нияз Айтыкин, выполняя задание Западно-Сибирского генерал-губернатора, открыл один из коротких караванных путей от Омска до Коканда. Владели Айтыкины кожзаводом, стекольным заводом, торговали чаем, железом, мануфактурой. Вели торговлю с Китаем. Имели свои пароходы, галантерейные, гастрономические и мануфактурные магазины в Павлодаре и Семипалатинске.

Об истории Великого чайного пути мы заговорили вовсе не случайно. Дело все в том, что Омская область должна войти в состав международного туристического проекта «Великий чайный путь». Как рассказала корреспонденту «ОП» начальник отдела туризма областного министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Ирина Раннинен, идея разработать такой экскурсионный маршрут родилась в рамках организации «Сибирское соглашение». Сегодня за рубежом разве только особо искушенные в географии знают о существовании таких малых сибирских городов, как, скажем, Тара. Но наверняка практически все слышали слово «Сибирь». А это уже сложившийся бренд. Поэтому решено было продвигать его в рамках своеобразной кооперации с участием всех сибирских регионов. К тому же опыт сотрудничества в сфере туризма проявился при реализации такого маршрута, как «Транссибирская магистраль». Но при этом многие старинные сибирские города оставались за пределами маршрута. Тогда-то и вспомнили о «Великом чайном пути», проходившем в том числе и через Тару.

В рамках реализации этого проекта планируется подготовить несколько экскурсионных вариантов - от однодневных программ до пятидневных туров. В их основу будет положена идея развития старейшего сибирского города. Вместе с историческими свидетельствами принадлежности Тары к «Великому чайному пути» и памятниками деревянного зодчества туристам представят и современные достопримечательности. В их числе - Северный драматический театр имени Михаила Ульянова, краеведческий музей, крытый ледовый Дворец спорта «Олимп». Как стало известно, интерес к маршруту «Тара на чайном пути» уже проявили ведущие туристические фирмы, предлагающие отдых и экскурсии по Омской области. Впрочем, Ирина Раннинен на вещи смотрит вполне реалистично и понимает, что Омск и Тара вряд ли станут туристической меккой для иностранцев, а по количеству туристов не смогут обогнать ни Москву, ни Санкт-Петербург.
- Поэтому, - уточняет она, - в большей степени этот маршрут рассчитан не на иностранцев, а, скорее, на наших соотечественников, любящих свою историю. И, конечно же, на детей, которые посредством таких экскурсий более глубоко и подробно узнают историю своего края.

Добавим, что на сегодняшний день «Великий чайный путь» – это самый длинный туристический маршрут, который позволяет пересечь весь Евро-Азиатский континент.
 

 

Чайный караван