Айтыкины
ГлавнаяСтраницы сайта


Тарские купцы 1-й и 2-й гильдий. Основатель династии – потомок исламского миссионера из Ургенча Дин-Али ходжи А. Ярымов, основавший бухарскую слободу в Таре. Его дети Нияз (1777–1847) и Кармышак (1800–?) вошли в тарское купечество, в 1827–28 открыли короткий путь от Омска до Коканда. Их наследники торговали в Кяхте, Верном, Павлодаре, Семипалатинске, производили кожи, стекло, сукно, входили в «Ирбитское пароходство», владели пароходами «Работник» и «Тара», устраивали зимний путь от Ирбита до Томска. Сыновья Нияза, Абдулл-Фаттах (1817–83), Насретдин (1838–94), Рахматулла (1834–1911), в 1856 получили потомств. почет. гражданство (см. Почетные граждане). Абдулл, участник Семипалатинского соглашения об упорядочении торговли в Западном Китае, оставил наследство в 150 тыс. руб., но разделы распылили фамильный капитал. Насретдин знал фарси, арабский, немецкий, французский, ангийский языки, собирал книги, совершил паломничество в Мекку и Медину, изучал опыт передовых предприятий. Рахматулла вошел в Сибирское фабрично-торговое товарищество «А. Щербаков и Кº», основавшее Успенскую писчебум. фабрикуку. Потомки Айтыкина торговали хлебом, конским волосом и другими товарами в Таре и на Ирбитской ярмарке вплоть до 1917 года.


Сибирские сеиды и купцы Айтикины втор Калиль Кабдулвахитов - islamrf.ru)

Старая фотография

В музее 19-й школы Тобольска на экспозиционном стенде представлена старинная фотография, которой более ста лет. На снимке три почтенных мусульманина. В центре казначей общества мусульман-прогрессистов, гласный городской думы Тохтасын Аймухаметов, организовавший строительство первой каменной мечети в Тобольске, ныне действующей, кстати. По бокам от него зятья: справа тобольский купец Мухамад-Сафар Ченбаев, женатый на дочери казначея Латифе, слева купец из города Тара Абдул-Фаттах Айтикин, женой которого была Бибиш - дочь Тохтасына-хаджи от второй жены.

Фотография из музея 19-й школы Тобольска

Такие сведения по личностям на фото заведующая музеем Равиля Кутумова получила в свое время от внучек Тохтасына-хаджи - Зайтуны и Раузы. О купцах Айтикиных из рода сеидов, одном из богатейших бухарских кланов в Тобольской губернии, написано краеведами немало, но тут в музее я впервые увидел фотографию представителя знаменитой семьи.

Абдул-Фаттах приходится родным братом не менее известным купцам Рахматулле и Насретдину Айтикиным. Один из документов госархива Омской области за 1868 год гласит: «Тарский 1-й гильдии купец бухарец Рахматулла Ниязович Айтикин и его брат Насретдин 7 июня 1868 года были пожалованы царем, согласно представлениям генерал-губернатора Западной Сибири и военного министра серебряными медалями: Рахматулла Айтикин - на Александровской ленте и Насретдин на Станиславской ленте за услуги, оказанные Военному министерству».

От Кяхты до Ирбита были раскиданы торговые точки и предприятия Айтикиных. Их пароходы «Работник» и «Тара»,  построенные на Тюменской судоверфи, курсировали по Тоболу и Иртышу по линиям Тюмень-Тобольск-Павлодар-Семипалатинск. Особое уважение у народа, однако, вызывало не богатство Айтикиных, а их родословная: сеидами и ходжами, называли их «магометане» Тобольской губернии.

Потомки ханов и Пророка

Из родословной-шеджере, имеющей хождение в нескольких вариантах, и сочинений исследователей прошлого известно, что род Айтикиных (Айтыкиных) восходит к сеиду Дин Али Ходже, прибывшему в Искерский Юрт из Средней Азии по приглашению хана Кучума.

Согласно преданиям, бухарский хан Абдулла, родственник сибирского хана по шейбанидской ветви, дважды присылал по просьбе Кучума в Искер духовных лидеров. Кучум просил прислать одного сеида (человека из хашимитов - рода пророка Мухаммада (мир ему) и шейха - суфийского наставника. Абдулла-хан в свою очередь обратился за помощью к правителю Ургенча. После переговоров с ним в Сибирь изъявили желание отправиться Ярым-сеид и Шерпети-шейх. Шерпети как раз занимался в Хиве со своими учениками, когда ему предложили ехать в Искер. В составе каравана, отправившегося в Сибирь, было около тысячи человек: проповедники, воины, охранявшие караван, слуги, торговцы.

Выражая свое почтение, Кучум переплыл бурный Иртыш и лично встречал высоких гостей на левом берегу реки. Это было в 1572 году. Сеид Ярым занял должность сибирского шейх-уль-ислама и жил в Искере.

Однако через два года Ярым сеид скончался, а шейх Шерпети на время вернулся в Ургенч. Кучум обратился к бухарскому хану вторично. На этот раз в Искер вместе с Шерпети приехал сеид Дин Али Ходжа - племянник Ярым-сеида, сын его брата Мир-Али-сеида. Кучум женил молодого сеида на своей дочери Лейле-Каныш, рожденной от брака с Лайлу-бек, которая приходилась дочерью казахскому хану Шигаю. Второй ребенок от этой жены, сын Кучума Арслан, впоследствии занимал трон Касимовского ханства.

Тарская крепость была построена казаками в 1594 году. В царском наказе князю Андрею Елецкому, отправленному для приведения к шерти татарские юрты вдоль Иртыша и Тары, говорилось: "Итти город ставить вверх Иртыша на Тару реку, где бы государю было впредь прибыльнее, чтобы пашню завести и Кучума царя истеснить и соль завести".

В Таре, как и в Тобольске, татаро-бухарская слобода разместилась в нижнем посаде города. Сюда и переселился с падением Сибирского ханства из Искера сеид Дин Али Ходжа с женой и сыновьями (их имена Султан-Мухамед, Сеид-Мухамед и Ак-сеид).

В преданиях, собранных тюркологом Н.Катановым, приводится история, рассказанная ахуном Тобольска Ходжа Шукюром. По сообщению этого человека, однажды к нему из Тары приехал сеид Дин Али Ходжа. Престарелый шейх приезжал в Тобольск с целью восстановить родословный лист, утерянный в период Ермака. Бумаги во время суматохи  утонули в Иртыше. Дин Али задумал ехать в Ургенч, чтобы восстановить родословный лист, но прежде он решил отыскать в Тобольске Ходжу Шукюра и спросить его совета. Ахун Тобольска стал отговаривать сеида от поездки.

"Ехать Вам - путь дальний и теперь опасный; ехать Вам очень трудно будет, если доедете  благополучно, то трудно будет возвращаться. Ехать Вам нет никакой надобности и Вы человек нам хорошо известный. Весь народ знает, что Бухарский хан Абдулла прислал хан-сеида из Ургенча к Искерскому хану Кучуму для обучения сибирского народа исламу. По свидетельству народа и по словам прибывшего вместе с Вами Шербети-шейха мы напишем Вам здесь родословный лист", - ответил ему Ходжа Шукюр.

Ахун пригласил Шерпети-шейха и других влиятельных богословов. Над восстановлением бумаг хашимита-сеида Дин Али Ходжи работали сорок местных старейшин. Под шеджере (сачаре) в Сибири понимается не просто родословная с перечислением предков, а вся история прибытия шейхов в Искер с указанием генеалогии. 

Себелякский камень

У Дин Али ходжи, как говорилось выше, было три сына. Нас интересует ветвь сына по имени Сеид-Мухамед. Согласно родословной, от него родился Мир-Али сеид (Мыралы), от последнего - Хайдар ходжа, от него - Ярым-сеид. Как видно из щеджире, сибирские сеиды давали детям имена ушедших в мир иной дедов и отцов. Ярым-сеид назвал своего сына также в честь отца - Хайдаром. История умалчивает о том, как и почему Хайдару Ярымовичу приклеилось второе имя - Айтука (отсюда Айтикины). Возможно, это было ласкательное обращение с детства, как в случае Чоканом Валихановым, настоящее имя которого Мухамед-Канафия.

В ревизской сказке 1795 г. Хайдар записан как Айтыка Ярымов, сообщает омский историк С.Татауров. Годы жизни Хайдара - 1752 - 1808. Он оставил после себя четырех сыновей: Мухаммади, Ярым Сеид, Нияз, Карымшак.

Наибольшую известность из детей Хайдара обрел Нияз Айтикин. Когда русские купцы начали развивать торговлю с Китаем они пришли в Кяхту путем, «проторенным» Айтикиными.

«Торговали к тому времени на Кяхте Тарские бухарцы Айтыкины. Тарские купцы еще в XVIII в. поставляли к китайской границе пушнину, в основном местного горностая, пользовавшегося большим спросом. Но со временем интенсивное наступление человека на природу внесло свои коррективы в номенклатуру купеческих товаров», - сообщает тарский историк А.Жиров.

Ирбитская ярмарка, где сибирские сеиды имели свои ряды

Выполняя задание Западно-Сибирского генерал-губернатора, Нияз Айтикин вместе с братом Кармышаком открыл в 1828 году короткий караванный путь от Омска до Коканда.

Как уже установлено, Нияз Айтикин ушел из жизни в 1847 году и похоронен на кладбище д. Себеляково Тарского района Омской области. Надмогильный камень - кайрак - был обнаружен в 2006 году в ходе этнографической экспедиции Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (рук. к.и.н. С.Н. Корусенко) в д. Себеляково. Надпись на камне была расшифрована Д.Мухамедшиным и А.Бустановым и в переводе на русский язык выглядит так:

(1)   Это место упокоения

(2)   Хаджи Нийаза сына Хайдара умершего

(3)   по душе

(4)   благословление.

(5)   В марте 1847 года в мир вечности переселился.

(6)   Да будет обширна милость Аллаха.

Как отмечает А. Бустанов, по данным информантов, деревенское кладбище было перенесено ближе к камню с другого места лет тридцать назад. До этого памятник стоял одиноко. Тот факт, что изучаемое надгробие стояло отдельно, объясняется просто - здесь располагался фамильный склеп торгового дома Айтикиных, к которому принадлежал Нийаз Хайдар. По мнению информанта Ш.Алтынбаевой, на кладбище в Себеляково «хоронили только богатых из Тары».

У Нияза Айтикина было четверо сыновей - Абдул-Фаттах (на фото в музее 19-й школы), Рахматулла, Насретдин, Наджмитдин.

Братья-купцы

Старший из братьев Абдул-Фаттах владел в Таре кожевенным заводом, имел магазины в Павлодаре, Верном, Семипалатинске, в китайском Чугучаке, Кульдже. Торговал галантерейными, гастрономическими товарами и мануфактурой. За границу вывозил пшеницу, заготовлявшуюся ими через своих доверенных лиц, а также многочисленных мелких и средних купцов.
Рахматулла Айтикин возил за границу пшеницу через порты Балтийского моря, вел меновую торговлю с финнами, открыл в Таре стекольный завод. Айтикиным приходилось выполнять и правительственные заказы по изготовлению сукна для солдатских шинелей. За успешное выполнение заказов братья Айтикины в 1868 г. получили от царского правительства звание потомственные почетных граждан и правительственные награды.

Наиболее колоритной фигурой из «Торгового дома Айтикиных», замечает тобольский историк З. Тычинских, был младший сын Нияза - Насретдин Айтикин, который наиболее лучше чувствовал требования периода бурного развития капитализма в России. Если старшие братья и отец тяготели к торговле среднеазиатскими товарами и в этом смысле оставались «азиатскими купцами», то в Насретдин Айтикин много учится, изучает русский язык и литературу, современные системы бухгалтерского учета торговых и промышленных предприятий в России и за границей, много путешествует, в перечне столиц, где побывал Насретдин: Петербург, Берлин, Париж, Стамбул, Каир, священные города Мекка и Медина.

Наряду с предпринимательской деятельностью братья активно занимались благотворительностью. Еще их отец и дед финансировали строительство первой в Сибири каменной мечети в Таре. Любопытно, что строительство ее началось еще до известного указа императрицы Екатерины о создании Магометанского Духовного Собрания. В плане Тары за1775 г. уже присутствует отметка о строящейся каменной мечети, а указ Екатерины был, как известно, в 1788 г. Абдул-Фаттах содержал на свои средства тарское медресе. Братья строили мечети в татарских аулах, в городе Павлодаре. Насретдин Айтикин открыл в Таре библиотеку.

Первая каменная мечеть Сибири, построенная в Таре Айтикиными

Сергей Татауров:

«В ходе сбора материалов по семье Айтикиных я столкнулся с тем, как неравноценно оценивается в отечественной исторической науке деятельность русских и «инородцев. В монографическом труде Гончарова и А.Р. Ивонина (2006) в списках купцов г. Тары I и II гильдий Айтыкины отсутствуют. Только работая с архивами, и по публикациям других историков узнаешь, что эти купцы входили в гильдии, занимали очень высокое место в городской жизни города Тары. В работах, посвященных русско-китайским торговым отношениям, истории «Чайного пути» подробно рассмотрены представители русского купечества и практически ничего нет по бухарским купцам, а ведь именно они были первооткрывателями этого торгового пути. Поэтому хочется надеяться, что история Айтыкиных будет написана и эта семья займет достойное место в ряду людей, внесших большой вклад в развитии Сибири».

Потомки

История Тары напоминает историю двух других старинных культурно-деловых центров Зауралья -Тобольска и Ирбита. До строительства Омска московский тракт, соединявший Сибирь с Европой, проходил через Ирбит-Тобольск-Тару и шел далее в Томск, что способствовало развитию этих городов. С открытием железнодорожного сообщения через Екатеринбург-Тюмень-Омск старинные центры потеряли прежнюю роль, но братьям-купцам банкротство не грозило. Их магазины успешно работали и в новых центрах по новой «дороге жизни». Внуки Нияза Хайдара продолжали дело «Торгового дома Айтикиных» вплоть до революции. До сталинских репрессий, по всей видимости, они уже не дожили. Красный террор пришелся на время правнуков и праправнуков. На сайте международного правозащитного общества «Мемориал» в списке жертв репрессий упоминаются Айтыкины, уроженцы Тары, проживавшие на момент ареста в Таре и казахстанском Павлодаре.

  • Айтыкин Ади Назирович, родившийся в Таре в 1880 г., приказчик-торговец в Павлодаре. Арестован 26 декабря 1937 г., приговорен тройкой УНКВД по Восточно-Казахстанской области по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Расстрелян 6 марта 1938 г.
  • Айтыкин Махмуд-Рифат Абейдулович, родившийся в Таре 1892 г. Арестован 15 октября 1937 г. Приговорен тройка при УНКВД по Омской области, расстрелян 5 ноября 1937 г. в Таре.
  • Айтыкин Миркадам Каршакович. Родился в 1872 г. в Таре, приемщик кожи в Павлодаре. Приговорен тройкой УНКВД по ВКО 29 декабря 1937 г. к ВМН.
  • Айтыкин Тауфик Назырович. Родился в 1883 г. в Таре; татарин; кассир окрпотребсоюза г. Тара. Расстрелян 5 ноября 1937 г.
  • Айтыкин Якуп Сейтфатталович. Родился в 1884 г. в Таре, маслодел, проживал в Павлодаре. Приговорен к расстрелу тройкой УНКВД по ВКО 15 февраля 1938 г. по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР.

Каменную мечеть в Таре разрушили в 1935 году на комсомольском субботнике. В нижнем посаде города сохранился один из домов. Раньше, как информирует портал «Тарагород», в здании располагалась вечерняя общеобразовательная школа, в настоящее время оно пустует. Ранее исследователями отмечалось, что в Таре не осталось Айтикиных (Айтыкиных).

Сохранившийся дом Айтикиных в Таре

Неужели репрессий под корень скосили род сибирских сеидов? Но, похоже, что красным комиссарам этого сделать не удалось. Подготавливая настоящий материал, я написал в социальных сетях нескольким молодым людям с такой фамилией. Откликнулся один, как оказалось он из Тары и как выяснилось, он не один носит такую фамилию в старинном сибирском городе. А значит, впереди историков ждут новые исследования.

Калиль Кабдулвахитов


При подготовке материала были использованы следующие материалы:

  • Бустанов А.К., Мухаметшин Д.Г. «Кайрак из аула Себеляк: новый памятник сибирско-татарской эпиграфики»,
  • Валеев Ф.Т., Валеева А.Ф. «К вопросу о роли образования в развитии торгово-предпринимательской деятельности сибирских татар во второй половине XIX – начале ХХ вв».
  • Катанов Н.Ф. «Предания тобольских татар о прибытии в 1572 году мухаммеданских проповедников в г. Искер»,
  • Татауров С.Ф. «Купцы Айтикины: несколько страничек к истории семьи»,
  • архивные источники из музея 19-й школы Тобольска,
  • сайт общества «Мемориал» - http://lists.memo.ru/d1/f243.htm.