ГлавнаяНовостиКультура, архитектура, искусство
Открытое письмо
Культура, архитектура, искусство
20.11.2013 в 10:41
2118
0.0
Министру культуры Омской области В.П. Лапухину, членам комиссии по проведению конкурса на замещение должностей руководителей государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Омской области.

Уважаемый Виктор Прокопьевич! Мы узнали, что министерством фактически принято решение о назначении К.В. Рехтина директором Омского государственного Северного драматического театра имени М.А. Ульянова, а вернее, совмещении им должностей директора и главного режиссера. По этому поводу в омской прессе появилась информация, причем до оглашения результатов конкурса на замещение должностей директоров ряда областных театров. Поэтому мы, работники Северного театра, вынуждены обратиться к Вам с просьбой: встретиться с нами, учесть мнение коллектива, взвесить все «за» и «против», прежде чем принимать окончательное официальное решение, которое может обречь наш театр на прозябание, скандалы, если не на его гибель. Именно боль за будущее любимого театра, элементарное здравомыслие с учетом всех обстоятельств существования театра в малом городе, роли действующего директора театра Т.А. Макаренко в его становлении и развитии заставляет нас встать на защиту Татьяны Алексеевны.

Впрочем, не только мы недоумеваем, а вся Тара, ее общественность, интеллигенция не могут понять мотивации областного Министерства культуры, фактически объявившего Т.А. Макаренко недееспособным, малоэффективным управленцем.

Это поспешное решение в корне расходится с мнением большинства жителей Тары, тех театров, что бывали у нас на гастролях. Поверьте, нам виднее. Мы здесь работаем и живем, здесь наш дом. Тарчане и гости нашего города, вплоть до знаменитых артистов – А. Калягина, А. Филиппенко, И. Костолевского, В. Алентовой и других, участники фестивалей «Золотая маска», «Сотоварищи» памяти М.А. Ульянова, всероссийских фестивалей театров малых городов России и любительских театров Урала и Сибири отмечают особую доброжелательную атмосферу Северного театра, тот уют, что создан и поддерживается, профессионализм всех его служб. А это, прежде всего, заслуга Т.А. Макаренко, как толкового администратора, творческой личности и порядочного человека. Она, часто вопреки скандалам и капризам со стороны главного режиссера К.В. Рехтина, смогла создать дружную команду, для которой театр стал храмом, родным домом, святым местом. И это создано в Таре, где наблюдается острый дефицит профессионалов, квалифицированных специалистов во всех сферах жизни: промышленности, медицине и культуре, госуправлении и т.д., где все на виду, где, как поется в песне: «От людей на деревне не спрячешься…».

Скажите, много ли примеров в нашей области, да и в стране, когда за директора, начальника, грубо говоря, чиновника, встает трудовой коллектив, население, почти весь город?!

Так зачем же выживать из нормально развивающегося и любимого населением города театра грамотного управленца, авторитетного и уважаемого в Таре человека? Как можно так не дорожить кадрами, разбрасываться ими, отказывать в доверии? Только потому, что занять директорское кресло хочется Константину Викторовичу, которого не раз и не два спасала от серьезных последствий за вовсе небезобидные выходки и поступки Татьяна Алексеевна, так как понимает, что творческому человеку надо уметь многое прощать и на что-то закрывать глаза.

Она всегда оставалась в тени, продвигала Рехтина, когда надо было покрасоваться на трибуне, получить награду, встретиться с журналистами, мелькнуть на телеэкране или прогнуться перед начальством из Омска или Москвы. Она и артистов так же продвигала и оберегала, нянчилась с ними, выбивала им квартиры, помогала устроить быт, закрепиться в театре, почувствовать себя востребованными.

Мы знаем лучше других, что никто из артистов, начиная с 2002 года, не уехал из Тары из-за какого-либо конфликта с директором, держа обиду на Татьяну Алексеевну. Наоборот, если и уезжали, как Вячеслав Щенин и Ирина Маринина, Ян Новиков, то уже имея квартиры в собственности и после серии скандалов с главным режиссером Рехтиным. Уезжали, к великому сожалению для всех нас и всего города! Их любят, этих актеров, в Таре по сей день, следят за их творчеством на других театральных и кино площадках.

Жалко было терять таких артистов, как Вячеслав Горев, Артем Абаназиди, Ольга Глущенко, Оксана Севостьянова, Марина Темерева, Марина Камнева, Анна Липская, Раиса Фадина, и даже тарчанин Денис Блинов и других.

Разрушать легче, чем созидать. Но не должно быть так, что тот, кто наглее, напористее, ближе к уху высокопоставленных чиновников, тот и прав.

Мы не против К.В. Рехтина в роли главного режиссера. Его имя, безусловно, вписано в историю театра, как первого главрежа, постановщика ряда спектаклей, что стали важными и значимыми как для становления театра, так и для творческой биографии Рехтина. Не идеализируем мы и Т.А. Макаренко, но совершенно не представляем Константина Викторовича, зная его сильные и слабые стороны, в роли директора.

Управление и планирование, организация работы и контроль в таком большом учреждении, каким является театр, градообразующий для культурного пространства Тары, - явно не дело Рехтина. Ответственным администратором, квалифицированным и мудрым управленцем, организатором каких-либо начинаний в театре он себя почти не проявил. Как многие из творческих людей он, извините, может быть безответственным человеком, вести себя некорректно с коллегами по работе, выпячивать собственное «Я». Скромность и трезвая оценка своих возможностей – не самая лучшая черта характера Константина Викторовича. Про хозяйственные вопросы и проблемы содержания здания театра не стоит и говорить. Он в этом деле совершенно некомпетентен.

На наш взгляд, режиссура и управление театром – два разных вида деятельности, и каждый из них специфичен и требует профессионального подхода. Это – разные профессии, а сейчас, надеемся, наступает время профессионалов, а не дилетантов. Не ради этого ли затевается конкурс на замещение должностей?

Очень хочется, чтобы К.В. Рехтин профессионально, с полной самоотдачей занимался именно своим делом, тем более таких райских условий для творчества, что созданы Константину Викторовичу в Северном театре, в первую очередь, благодаря усилиям Татьяны Алексеевны, наверное, позавидует любой режиссер в России и за рубежом. Только твори – тебе во всем помогут! Ночи спать люди не будут, но декорации сделают и костюмы пошьют, гастроли организуют и на фестиваль отвезут, гранты для тебя выбьют, в Совет по культуре при Президенте или на режиссерские курсы откомандируют.

Театр не живет одним днем. Как и не живет спектаклями одного режиссера, который постоянно жалуется нужным людям из министерства, что, якобы, «…без него театр рухнет». Но не сошелся свет клином на Константине Викторовиче. Режиссеры со всей страны чуть ли не очередь занимают, напрашиваются, чтобы работать в Северном. Не умаляя заслуг К.В. Рехтина в деле становления и развития нашего театра, перечислим по памяти только тех режиссеров, что по приглашению Т.А. Макаренко ставили спектакли на нашей сцене. Некоторые из этих постановок стали хитами, установили рекорды по числу показов в городе, где проживает всего 27 тысяч человек. За последние годы в Северном поставили спектакли С. Волков (Москва), Г. Старков (Барнаул), С. Ражук ( Санкт-Петербург), А. Любимов (Москва), С. Оленберг (Омск-Тюмень), А. Гончарук (Омск), Н. Григорьева (Москва), Е. Рогулькин (Новосибирск), Н. Корлякова (Северск), М. Шелевер (Новосибирск), Б. Саламычев (Омск), В. Майзингер (Омск-Ярославль). Создает спектакли наш режиссер-педагог Светлана Заборовская, пробуют себя в качестве режиссеров и актеры Северного театра В. Кулыгин, А. Горбунов, А. Лялин. Так и хочется продолжить: «под чутким руководством гл. режиссера театра К.В. Рехтина», но честнее будет – благодаря договоренностям и хлопотам Т.А. Макаренко и работы всего коллектива театра. Никто из приглашенных режиссеров не был разочарован работой в Северном. Гости отмечали наших актеров, слаженность работы постановочных и технических служб, особую атмосферу тарского театра, искренность, восприимчивость и любовь к театру жителей Тары. Это тоже немалая заслуга нашего коллектива, в том числе и директора, – подготовленность тарского зрителя и укрепляющийся имидж Тары как города театрального.

Работа с другими режиссерами показала, что нам есть с кем сравнивать методы работы и стиль общения в театре, что не все режиссеры видят в процессе создания спектакля лишь себя, что творческий поиск подразумевает не только презрение к труду других, что не изжиты еще такт, вежливость, доброжелательность во взаимоотношениях, что любовь к театру не делится по ранжиру, что все мы, ульяновцы, служим театру во имя и во славу его.

Не будет преувеличением сказать, что добрую половину года Константин Викторович находится в разъездах, вдали от Тары, причем за счет театра. Как же он будет руководить им на расстоянии? Ну а если быть предельно честными, то не любит он наш город, отзывается о нем с цинизмом, почти с ненавистью, но лицемерно говорит совсем другие слова, правильные, когда рядом телекамера, журналисты, областные чиновники. Ни для кого в театре не секрет, что он всегда рассматривал Северный театр как трамплин для старта в некий более известный театр, куда его вот-вот пригласят. Этот старт затянулся, и вот режиссер решил переквалифицироваться в чиновника-управленца – к нашему ужасу! Развал коллектива театра неизбежен с назначением директором Константина Викторовича.

Вроде бы конкурс на место директора подразумевает благие намерения, направленные на дальнейшее и успешное развитие театра. Но с тех позиций, что уже заняты Северным театром, его фактически возвращают к нулевой отметке. Вместо программы продвижения словно делается установка на культ человека, не владеющего знаниями в сфере планирования, финансирования, деятельности бюджетного учреждения, конфликтного и слабого как организатор. Заявить-то о планах, причем громких, самых амбициозных и радужных, Константин Викторович сумеет лучше и артистичнее других, а вот реально их выполнять, продвигать, ежедневно контролировать процесс вряд ли. Черновая работа – не его удел.

Неужели в министерстве не знают, что лямку по организации текущей работы и долгосрочной стратегической тащила Татьяна Алексеевна? Не Рехтин, а лично она разработала проекты, по которым, к примеру, театр получил гранты Министерства культуры России на гастроли Северного театра в Томске, на постановку Рехтиным спектакля «Четвертый тупик Олега Кошевого» омского автора Игоря Буторина по программе поддержки современной драматургии. И программы на областные гранты на гастроли тарчан прошедшим летом в Одессе, а до этого на гастроли по городам Кузбасса тоже разработались и защищались при личном участии и под руководством Макаренко Т.А., но без участия главного режиссера. И сейчас она, не особо афишируя, ведет серьезную работу в расчете на грант Министерства культуры РФ совместно с директорами театров из Кемерово, Братска, Северска (Томская область) по обменным гастролям с нашим театром. Такое вот сибирское театральное кольцо задумано: вы – к нам, мы – к вам. А сколько сил она отдала увековечению памяти М.А. Ульянова, созданию памятника артисту у нашего театра, ведь вся работа с документами шла через нее, а Константин Викторович лишь интервью давал по этому поводу и с речью выступил на открытии памятника…

Вот и получается, что Татьяна Алексеевна привлекает инвестиции, проще говоря, добывает деньги на развитие театра, его продвижение и репутацию, на то, чтобы артисты развивались, чаще ездили, а Константин Викторович успешно тратит их. И поэтому он должен стать директором!? Где тут логика? В чем программа развития? В том, что К.В. любит не театр в себе, а себя в театре?

У всех бывают кризисы. Возрастные, творческие, но решая свои личные проблемы, не стоит ставить на кон судьбу целого театра. Со сложившейся репутацией, традициями, атмосферой. Беречь это надо, дорожить тем, что создано, а не ввергать театр и нас в эксперимент с заведомо печальным итогом. Вот мы и просим режиссера: работай, делай то, ради чего собственно и призван в театр – создавать спектакли, да такие, которые бы становились событием культурной жизни хотя бы на уровне области, а то ведь иные постановки не выдерживают проверки на режиссерское откровение и зрительский интерес в пределах своего малого города…

Мы поможем, да и Татьяна Алексеевна справляется со своими обязанностями, умеет самых разных людей настроить на созидание, ради дела свести к единению интересы специалистов, найти баланс противовесов и издержек, проявить терпение и мудрость, заставить работать на результат всю круговерть личностных желаний, амбиций, характеров, что есть в любом творческом коллективе.

Напоследок. Не мы изначально затеяли скандал вокруг директорского кресла, но нам стало обидно, что закулисно, втихую решается судьба театра, а мы, да и весь наш город словно не имеем к театру никакого отношения. Возможно, кроме Рехтина К.В. и Макаренко Т.А., будут и другие претенденты на место директора. И кто-то из них грамотнее, эффективнее и лучше, чем люди, десяток лет известные нам по своим деловым и человеческим качествам, но мы точно знаем, что после Т.А. Макаренко не может назначение директором К.В. Рехтина быть лучшим вариантом для Северного театра.

Работники театра (всего 69 подписей)




Комментарии (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]