ГлавнаяНовостиБиография
Татьяна Стадниченко: «День без рисунка – это 10 шагов назад»
Биография
27.01.2011
1909
11
5.0

Татьяна Стадниченко – тарская художница, которая в Таре мало известна. Да, у неё была персональная выставка в Тарской картинной галерее, да, она родилась в нашем городе, но признание получила в Омске, а сейчас – добилась известности в Краснодаре. Тем интереснее, наверное, тарчанам будет узнать о ней.

 - Таня, ты известна как художница. Расскажи немного о себе, как о человеке.

С детства у меня была очень активная жизненная позиция – сейчас трудно отследить – откуда это пошло – благодаря родителям, наверное. Мне всегда казалось, что я не успеваю жить – столько вокруг непознанного, неувиденного, непрочитанного, что в обычный 24-часовой день не умещалось. Худграф еще шире открыл мне глаза на необъятность мира.

Знакомство с омскими музыкантами, философами, путешественниками распахнули ворота и показали возможные пути развития. Дух путешественника подкреплялся поездками в Боровое, на Алтай, а дикая природа расставляла приоритеты в жизненных ценностях.

 - Ты помнишь свою первую работу? Что на ней было изображено? Хранишь её на видном месте?

Сложно сказать, какую работу можно назвать именно творческой – рисовать я начала лет с пяти, а у детей все работы можно назвать творческими. Но запомнился яркий момент – в то время у нас был ограниченный выбор в материалах, фломастеры были максимум 12 цветов, а папа привёз из командировки мне пачку тонких фломастеров невероятной цветовой палитры – около 40 цветов – радости детской не было предела. И конечно, дома было изрисовано всё яркими орнаментами волшебных палочек. А сейчас на видных местах в родительском доме  размещаются мои метровые холсты, которые я периодически меняю, когда приезжаю в гости.

 - Когда к тебе пришло первое признание?

Признание – громкое слово. Истинный художник не думает о признании – он сосуд для передачи вселенской мудрости людям. Ты впитываешь информацию, которая тебе «посылается», и затем выплескиваешь её на бумагу или холст. Мы посредники. Через искусство человек познает себя. Мы не знаем, что у нас внутри на самом деле, мы не помним, кем были в прошлой жизни - а всё это заложено в нас. Силу, которую необходимо развивать, я почувствовала в себе, ещё будучи студенткой факультета искусств ОмГПУ. И начались различные участия в сборных выставках – тогда ещё в галерее «Лошадь Пржевальского», потом смешанные проекты, фестивали и пара небольших персоналок.

- В своём творчестве ты ориентируешься на каких-то известных мастеров или пытаешься выработать собственный стиль?

Я большой поклонник модерна, символизма – их цветовой гаммой и композиционными решениями. Густав Климт со своей невероятной орнаментальностью и сексуальной стилизацией и Михаил Врубель с мягкой лаконичностью всегда оказывали влияние на мои работы и поиск стиля. Этот поиск у художника не должен останавливаться – он идёт в течение всего творческого пути.

 - Вот вопрос, который меня давно мучил: писать картины для художника - это всё-таки тяжёлая работа, или достаточно творческого порыва, чтобы создать полотно?

Для меня писать – это удовольствие, но через болезненный поиск… Ощущение, когда ты ищешь, ищешь и вот нашёл, но потом начинается ещё анализ и критика - то ли это, что ты искал и что хотел донести миру? Своё творчество я условно делю  на зрительную и умозрительную части:

Первое - «графика впечатлений»  - то, что приезжает со мной из поездок, то, что может видеть каждый, будь то древние мечети старейшего на Земле города Стамбула, городские зарисовки двориков Омска, крымские замки  или снежные вершины краснополянских гор. Со мной всегда пастель и бумага, которые запоминают и схватывают энергетику места, цвет и композицию.

Вторая часть моего творчества (умозрительная) – то, что оседает внутри меня после анализа внешних событий, то, что вижу и знаю только я и то, что я переношу на холст. Идеи рождаются быстро - вынашиваются долго. Много эскизов, поиска и переход на большой формат - от метра и больше. В каждую работу я вкладываю глубокую философию – хочется, чтобы зритель, глядя не неё, задумывался и видел больше, чем картинку - это должно трогать его душу… Порой в одной  работе каждый человек  видит своё, даже иногда то, о чём ты не думал, а он, пропустив это через свою призму, открыл тебе глаза на новую грань.  

 - Когда к тебе приходит вдохновение? Его можно как-то стимулировать?

У меня рождение работы - очень медитативный процесс. Я не вижу и не слышу ничего  вокруг и стараюсь отключить внешние отвлекающие факторы. Основное  вдохновение черпаю в путешествиях, но часто напитываюсь литературой, театрами, людьми, музыкой.

Но муза – натура непостоянная, поэтому помимо ожидания вдохновения ставлю себя в рамки - задаю цели, например: в неделю сделать определенное количество эскизов  идей, даже пусть неудавшихся, но рабоче-поисковых. Эти наброски тренируют руку, цветовое восприятие, и помогают в развитии – так как для художника день, за который он ничего не нарисовал – это 10 шагов назад. Особенно если учитывать то, что зарабатывать на жизнь у меня пока получается только дизайном - рисую везде, в кафе при встрече с друзьями, в горном походе на привале, в общественном транспорте, на рок-концертах  и даже  пляжах.

- Ты перебралась из холодной Омской области в жаркий Краснодарский край. Как это отразилось на твоём творчестве?

С переездом появилось невероятное ощущение бездонности, как будто у ног расстелили красные дорожки… Море, горы, скалы, города и новые страны - открылись мои сонные глаза, и понеслось… История крымских реликвий, киевского паломничества, мусульманско-константинопольских путешествий, московских метаний, философия горного воздуха, медитация морского прибоя и экспрессия пальм. Моя цветовая гамма стала ярче и экзотичнее, а сюжеты разнообразнее. Я почувствовала, что у художника дом – это целый мир, а не один город или даже страна. Конечно, удобное географическое положение Краснодара: дешевле перелеты - короче расстояния, появилась мобильность – на выходных мы с друзьями придумываем маршруты, планируем поездки, неважно – будь это высокогорные походы, посиделки у берега моря или соревнования по скалолазанию и кайт-серфингу.

- Каково твоё отношение к проблеме взращивания талантов? Талантливым людям нужно помогать пробиваться? Если да - то как? Если нет - то почему?

Талантливый человек  в современном обществе должен быть ещё и очень выносливым, и целеустремленным – иначе не выжить. Художник – это фактически человек «без кожи» - обострённое восприятие мира и людей. Это постоянная борьба с собой и действительностью, в которой  любая жизненная неудача может отбить желание идти дальше в этом направлении, немногим удается выстоять. Помогать должно государство, но в России этого не происходит, поэтому до сих пор идёт отток молодежи за рубеж, где есть возможность развиваться молодой крови. В Нью-Йорке и Амстердаме, например, много бесплатных резидентских программ, которые выбирают людей со всего мира и дают возможность получать поствузовское образование, реализовывать проекты, обмениваться мировым опытом.

- Как, уехав из Сибири, ты оцениваешь состояние омского арт-сообщества на сегодняшний день? Насколько оно развито? Насколько насыщено талантами, и, в частности, молодыми талантами? Можешь ли ты отметить кого-то из омских художников, которые могли бы достичь признания не только в родных пенатах, но и во всероссийском масштабе?

В Омске арт-движение развито довольно неплохо, учитывая такую удалённость от столиц, но не хватает знания общего арт-пространства России и мира. Талантливых молодых (я рассматриваю своих ровесников)  людей в Омске очень много - один из таких Андрей Кудрявцев, у него очень  филосовская гармоничная графика, с которой можно выходить в новое пространство. Мне очень нравятся омские фестивали, совмещающие в себе этно- и рок-стили музыки, бодиарт, инсталляции и художественные работы. Но не хватает обмена опытом. Например, в Краснодар периодически приезжают актуальные питерские или московские художники, открывая местным жителям глаза на то, что сейчас творится на площадках московского Винзавода  (центра современного искусства в Москве). По средам в одном из кафе читаются искусствоведческие лекции. Но театральное искусство в Омске развито больше: андеграундных и молодежных театров в Краснодаре нет. На юге люди более расслабленные, так как климат способствует и очень развит активный туризм. Нельзя сказать однозначно - здесь много оксюморонов. Конечно, среды для творческой молодёжи всё равно маловато, но в Москву или Питер пока переезжать не хочется, ведь можно слетать туда на выходные.

- Сакраментальный вопрос о творческих планах.

Недавно открыла в Краснодаре небольшую выставку походной графики, теперь рассматриваю галереи курортных городочков для возможного продвижения работ. Иллюстрирую стихи своей подруги – поэта-постпостмодерниста – планируем издать книгу. В сентябре хочу организовать небольшую поездку в Италию (коплю силы и средства на нее давно уже). И есть идеи о совместных социальных выставках актуальных российских проблем с группой краснодарских философов и искусствоведов. Отправляю портфолио в различные резиденции для молодых художников и участвую в конкурсах. Хочется привезти зимой южную графику в родной Омск. Планов бездонное количество Развиваться и открывать новые дороги - основное.

Интервью газете «Омское Слово», лето 2010.

С работами Татьяны Стадниченко можно познакомиться на сайте http://windbrush.ru/



Комментарии (11)

11 Skeppi   [Материал]
попытаюсь донести мысль по-простецкому до Сани:
Саня, когда реально стоящее произведение искусства становится модным, сиречь "актуальным" - это нормально.
Но когда за счет пиара от всяких богатых педерастов, мнящих себя законодателями моды и вкусов, актуальным становиться полнейшее г%вно - вот это уже заставляет задуматься. Задуматься и вспомнить, что история не раз нас учила, что развал страны и общества начинается именно так - когда начинают г%вно считать за духовные ценности.

9 alex_tor4annen   [Материал]
Ну - и действительно, чтобы прервать порочный круг бессмысленных вопросов и односложных ответов:
тот же Тарантино в своё время был модным и актуальным, и несмотря на это он является признанным мастером кинорежиссуры, произведения которого вызывают разные чувства у разных людей и в то время, когда он был модным и актуальным, и сейчас.
поэтому слово "актуальность" не должно быть приравнено к слову "зло".

10 1er   [Материал]
Саш, ты не понял мою мысль. Зло - это когда модное становится актуальным, а не когда актуальное становится "модным" (точнее - заслуженно и общепризнанно лучшим). В наших примерах Тарантино актуален, поэтому "моден", а Коэльо - моден (без кавычек), поэтому актуален.

2 1er   [Материал]
По-моему, "мода" в литературе и искусстве - это зло. "Актуальный художник", "актуальный писатель"... Актуальный для кого? Или для чего? Актуальный для своих собратьев по местной тусовке? Ну сто их, ну двести... Мало в общем. Актуальный для времени? Тоже как-то слишком громко звучит: время-то большое и много чего вмещает в себя - и всё актуально. Нет актуальных художников, есть талантливые и неталантливые, известные и неизвестные. И обе классификации между собой никак не связаны.

3 alex_tor4annen   [Материал]
А как тебе Тарантино?

4 1er   [Материал]
Кое-что из Тарантино часто пересматриваю, кое-что считаю бредом. Не верю в существование абсолютного во вкусах.

5 alex_tor4annen   [Материал]
Но ты считаешь его модным режиссёром?

6 1er   [Материал]
Я считаю его знаменитым и безусловно талантливым режиссёром.

7 alex_tor4annen   [Материал]
но ты согласен с тем, что он популярен?

8 1er   [Материал]
Да. (Чтобы не было дальнейших бессмысленных вопросов, отвечу немного длиннее.)
Фильмы Тарантино мне нравятся не из-за того, что он популярный. Скорее, - это он популярный В ТОМ ЧИСЛЕ из-за того, что его фильмы мне нравятся (я их рекомендую своим друзьям -> они - своим и т.д.). Т.е. отчасти в популярности Тарантино есть и моя заслуга.
В то же время я лично знаю людей, которым нравится, к примеру, Коэльо, но при этом они его ни разу не читали (установлено опытным путём). Коэльо был модным одно время, поэтому и нравится. Ещё "Чёрный квадрат" Малевича кто-то считает шедевром. Нет, я всё, конечно, понимаю - на вкус и цвет... Но ребята, серьёзно рассуждающие о гениальности "Чёрного квадрата", прикольные, согласитесь? happy
Именно поэтому "мода" и "актуальность" в искусстве формируют ложные вкусы у людей искусства же, являющихся приверженцами моды в этом самом искусстве. А некоторые из этих людей, к сожалению, довольно известные личности, имеющие возможность высказываться о своих вкусах в СМИ (в том числе - блогах), ещё более утверждая таким образом "моду": порочный круг.

1 alex_tor4annen   [Материал]
UPD: у Татьяны в Краснодаре на днях открылась персональная выставка:

http://www.yugopolis.ru/galleries/culture/2011/01/21/156
http://kdr.geometria.ru/events....3167324


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]