отсюда
"Фобос: Клуб страха" (2010 г.)
Что хотели сделать?
Мистический герметичный триллер-слэшер, современный, но базирующийся на отечественной исторической почве и использующий советский антураж. Неожиданный сюжет, психологические конфликты, столкновения характеров и борьба за выживание в замкнутом пространстве. Древнее зло и смертельные ловушки. Наш ответ «Кубу», «Дому ночных призраков» и др.
Что сделали?
В российских государственных службах безопасности дела совсем плохи – распродают под ночные клубы советские бункеры с действующими (!!!) системами и механизмами. Группа неизвестно зачем собравшихся в такой недостроенный клуб/бункер молодых людей оказалась в ловушке, потому что кнопка, запирающая все двери, есть, а отпирающей – нет. Несмотря на то, что во всём мире бункером называют хорошо укреплённое оборонительное сооружение, в КГБ считали, что бункер – это место из которого никто не должен выбраться живым. Только так можно объяснить тот факт, что все оборонительные средства направлены вовнутрь, а не наружу.
Девушка, раскрашенная как на Хэллоуин, кричит, что в бункере сидит зло, питающееся их страхами, хотя никаких подтверждений этой её теории нет, и не будет. Весь фильм герои ходят взад-вперёд по двум коридорам. Их поведение вполне достойно того, чтобы фильм переименовать в «Фобос: Клуб весёлых и находчивых». Зловещая чёрная плесень скачет по стенам, гоняется за героями, хватает за пальто и бъёт посуду, но никак себя не идентифицирует. Все как бы «страшные моменты» оборачиваются идиотскими выходками Петра Фёдорова, который, в итоге, наводит шороху больше, чем загадочная ползучая плесень и оборонительные средства КГБ вместе взятые. И заканчивается это всё самым дебильным сценарным ходом из всех возможных…
Как бы я ни любил глумиться над глупыми сюжетами, но даже у меня попытки обстебать сюжет «Фобоса» вызывают такое паршивое чувство, как будто издеваешься над слабоумным калекой (ведь нас всех с детства учили, что над убогими смеяться плохо). Сценарий этого фильма – это настолько непрофессиональная, непродуманная, неполноценная работа, что после просмотра в голове остаётся лишь один вопрос: продюсеры этого кошмара, Рудковский с Бондарчуком, они вообще сценарий читали, прежде чем утверждать его, деньги выделять, нанимать людей, кому-то показывать???
Причём, если до финального сюжетного поворота ещё можно было о чём-то говорить, критиковать, поскольку «Фобос» был скверным, даже отвратительным, но всё-таки фильмом, то после финального «твиста»* говорить уже не о чем. Это не то чтобы не фильм плохих ужасов, это даже не «полнометражный художественный фильм» в прямом понимании этого термина. Это постановка самопальной пьесы в школьном или студенческом театре, самодеятельность чистой воды, но ни как не кино. Потому что, когда зашедший в тупик сценарист (Александр Шевцов – запомните это имя, чует сердце, он нам ещё напишет) применяет в финале ход «герою всё это только снилось» - это равноценно росписи в своей полнейшей некомпетентности.
Представьте себе первый «Пункт назначения»: герою мерещится авиакатастрофа, в кульминационный момент которой он приходит в себя и понимает, что всё привидевшееся вот-вот произойдёт. Он выбегает из самолёта вместе с друзьями, самолёт взлетает и… ничего не происходит. Самолёт долетает куда надо, все живы, конец фильма. Нравится? А вот это и есть «Фобос» (только ещё хуже). Больше часа нас стараются напугать, заставляют наблюдать за глупыми поступками героев, следить за их как бы взаимоотношениями, терпеть бездарные диалоги, а в конце выясняется, что этого всего не было и, что самое главное, не будет. Ни бункера, ни плесени, ни персонажей, никаких злоключений и смертей. А значит всё увиденное нами, все, на что мы тратили время, всё это НЕ ИМЕЛО НИКАКОГО СМЫСЛА!!! Миниатюра «Показалось», my ass.
Собственно, что-то требовать тут уже просто глупо. Актёры играют слабо, но это понятно – фильм ни про что, за ними гоняется неизвестно что, и заканчивается это всё ничем. Что тут играть? Пётр Фёдоров вообще, похоже, пытался своей игрой саботировать проект и спасти всех от геенны огненной, но режиссёр решил, что и так покатит – даже если актёр откроено стебётся и над ним, и над зрителем. А что остаётся, если авторы пошли по пути наименьшего сопротивления? Вместо того чтобы хоть как-то попытаться заставить зрителя сопереживать героям, они сделали героев настолько непривлекательными, чтобы зритель сам был готов с ними расправиться уже к десятой минуте фильма.
В общем, ребят хватило только на концепт, который можно писать в аннотациях на Кинопоиске и обратной стороне DVD, чтобы обманывать доверчивого зрителя. В остальном «Фобос» - скучное, низкокачественное, нестрашное не кино, авторы которого еле-еле смогли выползти на хронометраж 1 час 16 минут (без финальных титров). «Думаешь, ты в безопасности???» - вопрошал страшный голос в ролике «Клуба страха». «Ты ошибаешься!!!» - отвечал он сам себе. Действительно, после провала «Обитаемого острова» мы надеялись, что Бондарчук сгинет в небытие. Напрасно. Он теперь ещё и продюсер, а значит больше никто не в безопасности.
Что надо было сделать?
Кроме очевидного (замуровать сценариста в заброшенный бункер КГБ): отказаться от мистики. Когда авторы сами не знают, что это такое у них по стенам ползает, то и зритель не поймёт. Концепция «оно питается нашими страхами» тут не заходит дальше стенаний девушки, раскрашенной как на Хэллоуин, ничем конкретным не подтверждается и никак на сюжет не влияет – то есть не используется самими авторами. Тогда зачем? Тем более что мстящие духи расстрелянных кровавым КГБ диссидентов – это сюжет скорее для четвёртой части «Утомлённых солнцем», чем для серьёзного слэшера.
За каждую попытку снять сцену типа «герой упал в яму со скелетами, медленно поворачивает голову, взглядом упирается в человеческий череп, вскакивает и орёт» режиссёра бить ногами.
Объяснить, наконец, DJ’ю Груву, что он – кто угодно, но не кинокомпозитор. Это я утверждаю на правах человека, закончившего то же самое музыкальное училище, что и Грув.
Продумать интересных, пусть и стандартных для жанра персонажей, но не карикатурных стереотипов, существующих только в воображении сценариста.
Ну и про сюжет. С таким концептом сценарий фильма должен был выглядеть примерно так:
…В городе открывается новый ночной клуб. Не «готический», с писсуарами в которые не то что ссать – смотреть страшно, и двумя «типа жуткими» рожами на стенах, а обычный, стандартный пафосный клуб. Главное – с узнаваемым интерьером. Чтобы зритель думал: «А ведь я бывал в похожих местах». По поводу открытия ажиотаж: у входа – очередь, на танцполе – толпа, в VIP-зонах расслабляются селебрити, грохочет музыка, хренячат лазеры и слепит стробоскоп.
Почему такая концепция лучше? Потому что когда привычные вещи вдруг оборачиваются чем-то смертельно опасным – это пугает куда сильнее, чем когда стилизация под декорации плохого фильма ужасов для детей оказывается декорациями плохого фильма ужасов для детей. А тут зритель такой про себя: «Где гарантия, что мой любимый клуб не окажется такой же смертельной западнёй?» + подсознательная аллюзия на реально произошедшие трагедии в ночных клубах типа «Хромой лошади».
Едем дальше. Вечеринка по случаю открытия клуба в разгаре, но тут каким-то образом включается система блокировки объекта – дверные проёмы закрывают стальные листы в полметра толщиной, танцпол огораживается решётками, прямо из-под современного клубного интерьера лезут разнообразные приспособления. Организаторы в шоке, но гости считают, что это часть шоу и воспринимают такие метаморфозы с восторгом. И тут приборы приступают к зачистке танцпола – режут/жгут/расстреливают (нужное подчеркнуть) беззаботных тусовщиков, кровь льётся рекой, крики, ужас, обречённые на провал попытки спастись, грохочет музыка, хренячат лазеры и слепит стробоскоп. Зритель в шоке.
Выживают лишь те, кто по счастливой случайности не были на танцполе. Колоритные персонажи, типа алчного владельца клуба, обдолбанного селебрити, напуганного вусмерть DJ’я, двух стерв, затеявших драку в туалете и, к примеру, простого студента, пробравшегося в клуб тайком в поисках возлюбленной (это я так, навскидку). Объединившись, они ищут путь к спасению. И тут алчный владелец клуба сознаётся, что клуб построен в заброшенной секретной базе, тюрьме для врагов КГБ, где производились массовые казни и пытки.
Почему не бункер, а тюрьма особо-приособо строгого режима? Потому что это объяснит, из-за чего выжившие герои не могут просто так выбраться наружу. Ведь это место специально было построено так, чтобы выбраться из него было нельзя, а не для того, чтобы люди чувствовали себя в нём в безопасности даже в случае ядерного удара.
Ну а дальше уже можно и ловушки, и столкновения характеров, и герметичный триллер-слэшер. Рудковский и Бондарчук, если хотите снять сиквел или ремейк – сюжет продам не задорого, не провороньте. А то, что вышло у вас – это не только не ответ «Кубу» и прочим. На фоне «Фобоса» даже оба сиквела «Куба» как «Аватар» смотрятся. Ваш «Клуб страха» - не стёб над жанром, не жанр вообще и если и фильм ужасов, то только по качеству исполнения. Уж извините.