ГлавнаяБлогАлександр Милевский
Золотопромышленник Я.А. Немчинов
Александр Милевский
18.01.2020
3189
1
5.0

Крупнейшие иркутские золотопромышленники, купцы 1 гильдии. За столом слева направо: М.А. Сибиряков, Я.А. Немчинов, И.И. Базанов. 1870-е гг. Из фондов Музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова (источник фотографии - rgo.ru)

11 декабря (29 ноября по старому стилю) 1865 года иркутскими купцами-золотопромышленниками М.А. Сибиряковым, И.И. Базановым, Я.А. Немчиновым и И.Н. Трапезниковым была основана одна из крупнейших в Привитимье, золотодобывающая «Компания Промышленности», которая внесла значительный вклад в развитие Ленского золотоносного района, особенно в открытие и освоение богатейших россыпей в бассейне р. Бодайбо, в основание и развитие Бодайбинской резиденции и приисков: Благовещенского, Успенского, Андреевского, Крутого и др.

В то время основатели компании уже не первый год разрабатывали золотые прииски на этой территории, которая относилась к Олекминскому округу Якутской области. В числе первых из них начали заниматься добычей золота И.Н. Трапезников и М.А. Сибиряков – родственники К.П. Трапезникова – первого золотопромышленника на Ленских приисках. В середине 1840-х гг. Михаил Сибиряков женился на его дочери Варваре Константиновне. С 1848 года он начал вкладывать личные средства в разработку россыпей её отца на р. Хомолхо, а затем организовал свою поисковую партию, которую снарядил и направил в Олекминскую тайгу. Златоискатели нашли несколько месторождений золота: на реках Желтухта, Ныгри, Угахан и др. Для золотодобычи требовались большие финансовые средства, поэтому в 1856 году Михаил Сибиряков совместно с купцами Иваном Базановым, Иннокентием Трапезниковым и Яковом Немчиновым организовали «Желтухтинское золотопромышленное товарищество», первоначально владевшее 4 приисками, а в 1863 году их было около 25.

Летом 1863 года поисковая партия М.А. Сибирякова под руководством казака Ивана Новицкого впервые обнаружила россыпное золото в бассейне реки Бодайбо – в устьевой части её притока Накатами. Затем разведчики спустились к устью р. Бодайбо и, увидев полноводный и величавый Витим, застолбили на его берегу большой участок под резиденцию и пристань. 27 июля (8 августа по новому стилю) 1863 года в Олекминском полицейском управлении был зарегистрирован первый отвод (прииск) на правом берегу Витима – Стефано-Афанасьевский на имя М.А. Сибирякова, положивший начало г. Бодайбо, поэтому эта дата считается днем основания города. В тот же день были зарегистрированы прииски и в бассейне реки Бодайбо: Благовещенский (на имя М.А. Сибирякова), Иннокентьевский (И.Н. Трапезникова), Ивановский (И.И. Базанова) и вскоре были заявлены – Андреевский (Я.А. Немчинова), Михайловский (М.А. Сибирякова), Александринский (А. Немчиновой), Успенский (И.С. Хаминова) и др.

Карта Сибирского тракта. Схема: wikipedia.org

Тем же летом 1863 года, по сведениям краеведа Н.Н. Мунгалова, пароход с баржей И. Хаминова сделал два рейса к устью р. Бодайбо и привез рабочих, а также – продовольствие, стройматериалы, инструменты и другие самые необходимые грузы, закупленные на средства М. Сибирякова и его компаньонов. Началось строительство первого жилья (зимовья), в котором поселились рабочие поисковой партии. Так и получилось, что город Бодайбо, основателем которого считается Михаил Александрович Сибиряков, а первооткрывателями – Иван Петрович Новицкий с товарищами, по словам исследователя И.П. Шарапова, зарождался с зимовья поисковиков-разведчиков, а затем развивался, как резиденция золотопромышленников и речная пристань.

В марте 1864 года Михаил Сибиряков и Иван Базанов организовали «Ленско-Витимское пароходство», предназначенное для перевозки рабочих и различных грузов по р. Лене и Витиму. Через десять лет у них было 3 парохода: «Святой Тихон Задонский», «Св.Иннокентий», «Генерал Синельников» и более 10 барж. Для ремонта и отстоя судов был основан Воронцовский затон.

В 1864 году компаньоны закончили золотодобывающие работы на р. Желтухте, а в феврале 1865 года, для разработки Накатаминских приисков, они создали «Прибрежно-Витимскую компанию». В связи со смертью И.Н. Трапезникова, который завещал свои средства г. Иркутску и родственникам, купцы М.А. Сибиряков, И.И. Базанов и Я.А. Немчинов приняли решение об образовании еще одной компании. 29 ноября 1865 года была организована «Компания Промышленности в разных местах Восточной Сибири», которую коротко называли «Компания Промышленности».

Пароходная пристань Ленского золотодобывающего товарищества, г. Бодайбо. 1903 год. Источник: pastvu.com

В 1865 году началась добыча золота на приисках Благовещенском и Иннокентьевском, через год – на Александринском, в 1868 – на Успенском и Рождественском, в 1869 – на Михайловском. В 1870 году разрабатывались 4 прииска, причем на пр. Благовещенском было получено 156 пудов золота (более 2556 кг). С 1872-1896 гг. на приисках «Компании Промышленности» и «Прибрежно-Витимской компании» добывалось (в основном, подземным способом), в среднем, около 300 пудов (4,9 тонн) золота в год.

На приисках компаний быстро строилось все необходимое для труда и быта рабочих и служащих. Особое внимание было уделено пр. Успенскому, ставшему административным центром «Компании Промышленности». Здесь были построены хорошие жилые дома и казармы для рабочих и служащих, кухня, мастерские, больница, приисковый магазин и другие здания, а в 1870 году – самая красивая в районе Благовещенская церковь.

На берегу Витима, в Бодайбо, на средства М.А. Сибирякова и его компаньонов были построены жилье, речная пристань, амбары и подвалы для привозимых грузов, кухня, баня, магазин, конный двор и другие постройки. В 1875 году была построена, а в апреле 1876 года была освещена красивая и богатая убранством Христо-Рождественская церковь. В начале 1877 года открылось небольшое отделение промысловой больницы, где работал фельдшер.

Первоначально грузы, предназначенные для Накатаминских приисков, доставлялись из Бодайбинской резиденции зимой по льду р. Бодайбинки или лесными тропами, но к 1876 году была проложена грунтовая дорога до прииска Успенского (более 45 км). До с. Витим были построены 10 зимовий на расстоянии около 25-38 км друг от друга. Зимой в них жили ямщики, ночевали уставшие путники (в основном, рабочие). Ямщики поддерживали связь Бодайбинской резиденции с почтовым трактом на р. Лене, перевозили грузы и состоятельных клиентов.

С целью поиска пути из Забайкалья на Ленские прииски для доставки грузов и перегона скота, в 1866 году по инициативе и на средства М.А. Сибирякова, И.И. Базанова, Я.А. Немчинова, П.П. Баснина и П.И. Катышевцева состоялась Олекминско-Витимская экспедиция под руководством Петра Кропоткина (от прииска Тихоно-Задонского до г. Читы). Найденный тракт из-за сложных условий местности не был построен, но за время путешествия члены экспедиции собрали очень ценный научный материал, на основе которого П.А. Кропоткин сделал важные географические открытия.

Поисковые партии компаний продолжали вести большие геологоразведочные работы. Они нашли много новых месторождений золота в районе: в бассейнах р. Бодайбо, Большого Патома, по притокам Витима и др. В 1870 году были сделаны первые заявки по р.Энгажимо (правый приток Витима): прииски Ново-Ивановский (И. Базанова) и Ново-Михайловский (М. Сибирякова) и по р. Тахтыкан-Берикан – пр.Крутой (М. Сибирякова). Позднее на р.Бодайбинке и ее притоках были зарегистрированы прииски: Водянистый, Елизаветинский, Юлие-Варваринский, Леонидовский, Ильинский, Увальный, Веселый, Бодайбинский и мн. др. В 1890-е гг. было зарегистрировано несколько приисков по р.Маракан, на имя Александра Сибирякова. Всего к 1906 году «Компания Промышленности» имела 114 приисков, но многие из них не разрабатывались.

Ленский округ. Золотые прииски «Компании Промышленности». 1908 г. Источник: orthedu.ru

В декабре 1885 года «Компания Промышленности» и «Прибрежно-Витимская компания» были объединены, после длительного судебного процесса, связанного с завещанием имущества И.Н. Трапезникова родственникам и г. Иркутску и после скупки паев у наследников владельцами компаний.

С первых лет деятельности компаний золотопромышленники выделяли значительные средства на внедрение новых технических устройств, облегчающих добычу золота. В 1870 году на прииск Благовещенский была доставлена крупнейшая в районе 2-х бочечная золотопромывальная машина. В 1876 году на пр.Успенском в шахтах для водоотлива были установлены насосы, приводимые в действие локомобилями. В 1880 году на пр.Благовещенском была построена конно-железная дорога с деревянными вагонами, емкостью 80-100 пудов, для доставки песков на промывку и для перевозки валунов и гальки. В 1880 году на приисках обоих компаний было добыто максимальное количество золота за весь период работы – 515 пудов (около 8436 кг), из них на пр. Благовещенском - 257 пудов (около 4210 кг).

В 1883 году впервые в районе в шахтах на пр.Успенском начали применяться вентиляторы. Вскоре для водоотлива из шахт пульсометрами и насосами и для работы станков в механических мастерских стали применяться паровые машины, которых в 1894 году было 4, а в 1907 – 21.

В 1894 году в «Компании Промышленности» и «Прибрежно-Витимской компании» работали 11 приисков, на которых было добыто 330 пудов 23 фунта (около 5415 кг) шлихового золота. На десяти приисках добыча металла проводилась подземным способом. Приисковое население составляло 6362 чел. Из них – 4939 мужчин, 821 – женщин и 602 – дети и подростки.

Весной 1895 года «Компания Промышленности» начала строительство Бодайбинской железной дороги (по проекту С.С.Генделя и под руководством инженера П.И. Мальцева) с целью доставки крепежного леса для шахт, дров для паровых машин, продовольствия и других грузов. Летом 1895 года в Бодайбо была построена железнодорожная мастерская, а затем – паровозное депо, были завезены два небольших паровоза. В сентябре 1896 года был открыт первый участок БЖД (29 км) до станции Зимовье (Тетеринская), в 1897 - до верхнего участка прииска Бодайбинского, в 1899 – до станции Ежовка. В 1897 году в Бодайбо были доставлены два больших паровоза завода «Керр Стюарт» из Англии. В 1904 году БЖД была достроена до станции Васильевской, ее общая протяженность составила 48 км. Строительство и обустройство железной дороги обошлось «Компании Промышленности» в огромную сумму – более 3 млн. руб.

В сентябре 1896 года начала действовать телеграфная связь между Бодайбо и прииском Успенским. Зимой 1897 года на Витимские золотые промыслы была привезена из Москвы (через Иркутск) на 8 лошадях большая 4-х бочечная золотопромывальная машина. В апреле 1905 года на пр.Благовещенском впервые в районе начала работать буровая (паровая) машина системы Кийстона.

Выход рабочих из орты на Ленских приисках. Нач. XX века. Источник: etoretro.ru

Основатели компаний Михаил Александрович Сибиряков (1815-1874), Иван Иванович Базанов (1813-1883), Яков Андреевич Немчинов (1811-1894) и их наследники (А.М. Сибиряков, И.М. Сибиряков, К.М. Сибиряков, А.М. Сибирякова, Ю.И. Базанова, А.Я. Немчинов и др.) очень большие средства выделяли для развития народного образования, здравоохранения, культуры в г. Иркутске, в Бодайбо, на Ленских приисках, во всей Восточной Сибири.

В январе 1881 года на пр. Успенском открылась первая в районе начальная школа, Иннокентий Сибиряков подарил учащимся прекрасную библиотеку. В 1884 году здесь была построена большая, хорошо оборудованная больница (на 37 коек, но вскоре ее расширили до 60). В те годы на Успенском был открыт особый театр, где ставились спектакли, водевили, проходили музыкальные вечера.

В начале 1880-х гг. на пристани Виска, недалеко от села Витим, «Компанией Промышленности» был открыт приют (богадельня) для престарелых рабочих и инвалидов.

В Бодайбо в 1887 году «Компанией Промышленности» и «Прибрежно-Витимской компанией» была открыта первая больница. Для нее построили новое здание и капитально отремонтировали бывший приемный покой. В них разместились стационар на 20 коек и амбулатория с аптекой. В больнице работали врач, фельдшер и аптекарь. Первоначально она полностью финансировалась владельцами компании. В 1888 году в Витимской системе было организовано Попечительство, и больница перешла на содержание золотопромышленников, имеющих прииски в бассейне р. Бодайбо и по притокам Витима. Также небольшие больничные взносы платили рабочие и служащие. Но самые значительные средства продолжала выделять «Компания Промышленности»: и на содержание больницы и Христо-Рождественской церкви, и на оборудование приюта для рабочих (в 1888 г.), на строительство и открытие первого в Бодайбо начального 4-х классного училища (1896 г.), на постройку здания общественного собрания (клуба) на берегу Витима и другие нужды.

В 1897 году в Бодайбо начала действовать телеграфная связь с Иркутском, в строительство и обустройство которой «Компания Промышленности» внесла более 40 тыс. руб. Также было построено много других жилых и общественных зданий для рабочих и служащих обеих компаний и населения района.

В конце 1890-х гг. «Компанией Промышленности» было построено здание железнодорожного собрания (клуб) и ж/д приемный покой. К тому времени в восточной части Бодайбо был выстроен большой привокзальный поселок. Здесь жили работники железной дороги и мастерских.

Бодайбо. Вокзал приисковой железной дороги. 1900-1903 гг. Источник: pastvu.com

Бодайбинская железная дорога (к 1909 г.) имела 5 паровозов, 18 вагонов, 9 полувагонов, 72 платформы, 1 подъемный кран, 2 подъемные лебедки, 6 гидравлических кранов, 2 паровые машины, 1 динамо-машину, паровой молот, две вагранки для литья, лесопильные станки и т.д. В механических мастерских действовали 18 станков (токарные, сверлильные и др.) В г. Бодайбо на территории БЖД находились: контора, два паровозных депо, механическая и вагонная мастерские, кузница, литейная, модельная, лесопильный сарай, пожарная, конный двор, а также собрание служащих и мастеровых, приемный покой, водокачка, кухня, хлебопекарня, продовольственная лавка, баня и прачечная, казарма для рабочих, квартиры мастеровых и т.д.

В г. Иркутске на средства М.А. Сибирякова в 1872 году открылся приют (Сибиряковская богадельня) для престарелых и бедных жителей города, а также были построены две часовни – святителя Иннокентия и Христа Спасителя. В 1873 году открылся Иркутский драматический театр, возведенный на средства, пожертвованные М.А. Сибиряковым, И.И. Базановым, Я.А. Немчиновым. В сентябре 1882 года в г. Иркутске начала работать бесплатная народная школа в 2-х этажном каменном здании, построенном по инициативе А.М. Сибирякова, имени его сестры А.М. Кладищевой, рано ушедшей из жизни. Это учебное заведение долгие годы содержалось на средства Александра Михайловича. Вскоре им были открыты еще 4 начальных школы им. А.М. ладищевой. В настоящее время в здании бывшей школы располагается музей истории г. Иркутска имени А.М. Сибирякова.

В 1883 году на средства Почетного гражданина г. Иркутска И.И. Базанова, который завещал городу 500000 руб., был построен Базановский воспитательный дом (ныне глазная клиника мединститута). В феврале 1884 года состоялось открытие Трапезниковской ремесленной школы, построенной на средства покойного купца-золотопромышленника И.Н. Трапезникова. Школе (по завещанию) было присвоено имя его отца Н.П. Трапезникова.

В августе 1895 года в г. Иркутске на средства И.И. Базанова и его жены Матрены Михайловны была открыта детская Ивано-Матренинская больница (на 75 коек). Она была очень хорошо оборудована, имела водопровод и электрическое освещение. Долгое время попечителем больницы была Ю.И. Базанова (вдова рано умершего сына Базановых – Петра Ивановича). В 1898 году она пожертвовала 150 тыс. руб. для устройства бактериологической станции.

Александр Михайлович Сибиряков прославил имя свое значительным личным вкладом в исследование русского Севера, в развитие транспортных систем страны, народного образования и культуры Иркутской губернии. Самые щедрые его пожертвования: 800 тысяч рублей - на открытие 6 народных училищ, 100 – на создание первого сибирского университета в Томске, 50 – на учреждение Высшего технического училища в Иркутске, 12 – на оборудование для типографии газеты «Сибирь». Он выделял деньги на строительство нового Иркутского театра и Казанской церкви, которая по его инициативе строилась в течение 6 лет (с 1885 г.) на пожертвования иркутян. Всего династия Сибиряковых, как никакой другой род, построила для Иркутской епархии 5 церквей и несколько часовен. Также А.М. Сибиряков выделил около 40% необходимых средств для знаменитой экспедиции Н. Норденшельда (1878-80 гг.) из Европы в Тихий океан по Северному морскому пути. В 1886 году по инициативе и на средства Александра Сибирякова был проложен тракт между реками Обью и Печорой (Сибиряковский тракт). Этим путем впервые сибирские товары были доставлены в Петербург. Для Печорского края, где голод был частым явлением, новая дорога стала спасением (цены на муку сразу снизились вдвое). А.М. Сибиряков был инициатором строительства первой в Восточной Сибири Бодайбинской железной дороги.

Его брат Иннокентий тоже известен своей огромной благотворительной деятельностью для культуры и просвещения Сибири и всей России. Он пожертвовал значительные средства для устройства и содержания церквей, музеев, школ, библиотек, на издание книг о Сибири и золотопромышленности, на организацию этнографической экспедиции в Якутию под руководством Д.А. Клеменца (1894-97 гг.), на помощь переселенцам из центральных губерний, студентам-сибирякам и на многие другие нужды. В 1894 году он учредил капитал имени своего отца М.А. Сибирякова в сумме 420 тысяч рублей (для выдачи процентов с него) на пособия рабочим, получившим увечья на Ленских приисках и семьям, потерявшим кормильцев.

Ленские прииски. Нач. XX века. Источник: etoretro.ru

С 1896 года, в связи с истощением богатых приисков и большими расходами на строительство БЖД, на водоотлив из шахт, на содержание больниц, приютов и др. учреждений, «Компания Промышленности» стала работать с убытками. К тому времени ушли из жизни основатели компании, их наследники тоже постепенно отошли от дел, долго не удавалось найти опытного и эффективного главноуправляющего и изменить сложившуюся тяжелую ситуацию. Не помогло даже преобразование обеих компаний в 1904 году в совместное акционерное общество «Компания Промышленности». В том году на приисках компании было добыто 138 пудов 5 фунтов золота (2262 кг). Значительные расходы на разведочные, подготовительные и водоотливные работы привели к убыткам в сумме 493344 руб. В 1905 году на приисках «Компании Промышленности» было получено 128 пудов 26 фунтов золота (2106 кг). В связи с большими расходами на строительство новых шахт, на водоотлив, содержание Успенской больницы, отопление и освещение помещений и др.нужды, убытки составили 687317 руб.

Вскоре прииски были отданы в аренду служащим компании и некоторым предпринимателям, но затем, в связи с необходимостью оплаты больших кредитов, было принято решение о продаже имущества компании. Долго не получалось найти отечественного покупателя, поэтому в апреле 1909 года Бодайбинская железная дорога была продана английскому акционерному обществу «Русская горнопромышленная корпорация» (финансировала «Лензото»), а в июле 1910 года - все 122 золотоносных прииска. Корпорация передала БЖД и прииски «Ленскому товариществу". Через месяц «Компания Промышленности» продала товариществу и «Ленско-Витимское пароходство».

Всего за 45 лет (с 1865-1910 гг.) рабочими «Компании Промышленности» и «Прибрежно-Витимской компании» было добыто более 180 тонн шлихового золота, что составляло свыше 1/3 всего металла, добытого к тому времени в районе. По сведениям геолога В.А. Обручева «Компанией Промышленности» и «Прибрежно-Витимской компанией» на р. Накатами с 1865-1905 гг. было добыто 3938 пудов 47 фунтов шлихового золота (пр.Благовещенский – 3215 п.18 ф.), на р. Аканак-Накатами – 4387 п. 33 ф. (пр. Успенский – 2600 п.21 ф.), на р. Догалдын – 1155 п. 32 ф. (наибольшее количество золота дал пр. Ивановский). Среднее содержание золота было около 4-5 золотников на 100 пудов песков (1 пуд = 16,38 кг, 1 фунт =0,4095 кг, 1 золотник = 4,266 г.) За эти годы компании внесли огромный, неоценимый вклад в развитие Бодайбо и Ленского золотопромышленного района.

Добыча золотоносных песков на Ленских приисках. Нач. XX века. Источник: etoretro.ru

Жители города и приисков очень сожалели о ликвидации «Компании Промышленности», ведь Сибиряковские прииски, как часто называли в народе это предприятие, всегда отличались более гуманным и заботливым отношением к рабочим и служащим, там была больше зарплата (значительно выше, чем в 1912 году в «Лензото»), лучше условия проживания и т.д. Многие рабочие, в основном, крестьяне, специально ехали из Европейской части России и из Сибирских губерний, чтобы устроиться на работу на прииски «Компании Промышленности». Отработав здесь несколько лет, они могли построить на родине дом, купить лошадь, корову и все необходимое. Когда на Ленских приисках установилась монополия «Ленского товарищества», то оплата труда и условия жизни рабочих значительно ухудшились.

Наследники основателей компании тоже помнили о жителях района: несмотря на тяжелое финансовое положение, «Компанией Промышленности» осенью 1909 года была открыта начальная школа на прииске Андреевском и к обучению приступили 56 детей, а в 1911 году А.М. Сибиряков и Ю.И. Базанова выделили 3000 руб. на строительство Реального училища в г .Бодайбо.

Бодайбинцы назвали в честь основателя города улицу Сибиряковскую, есть в районе Сибиряковское месторождение рудного золота, в бассейне реки Бодайбинки текут ручьи - Сибиряковский, Немчиновский, Базановский. Был в г. Бодайбо переулок Немчиновский. В р. Витим впадает ручей Базановский, есть остров и перекат Базановский (ниже устья р. Мамакан).

Яков Андреевич Немчинов (1812-1894 гг.) - Верхнеудинский и Кяхтинский купец 1-й гильдии (с 1876 по 1890 г.), коммерческий советник, действительный статский советник, потомственный почётный гражданин (1856 г.). Меценат и благотворитель. Фото второй половины XIX века.

Благодарные иркутяне присвоили А.М. Сибирякову высокое звание «Почетный гражданин г. Иркутска» (1893 г.). В его честь был назван ледокол, а позднее – теплоход, острова в устье Енисея и на Ангаре носят названия «Сибиряковский», в г. Москве есть ул. Сибиряковская, в г. Архангельске и Шелехове – ул. Сибирякова. В Иркутске была улица Сибиряковская (ныне Ленская) и ул. Базанова (переименована в Аэрофлотскую), в Москве и в Таре есть улица Немчинова (он родился в г. Тара). В настоящее время действует благотворительный фонд имени Иннокентия Сибирякова. Память о «Компании Промышленности» и об этих благородных и замечательных людях сохранится навечно.


Л.И. Цюрина, исследователь истории развития г. Бодайбо и района.

В тексте использованы сведения из Российского Государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга, Государственного архива Иркутской области, из книг и статей И.П. Шарапова, Н.Н. Мунгалова, И.Ф. Садовникова, Т.С. Шороховой, Б.А. Соловьевой и др.

Источник – https://ok.ru/prirodavbo/topic/64769466289011


Теги:Немчинов, Сибиряков, золотодобыча, Базанов, Компания Промышленности


Читайте также

Комментарии (1)

1 alexttv  
0
Яков Немчинов и его супруга Александра. 1873г. Из альбома иркутского генерал-губернатора Николая Синельникова. https://u.to/snZIFw

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]