ГлавнаяНовостиКультура, архитектура, искусство
В Таре побывала театральный критик Ирина Алпатова
Культура, архитектура, искусство
29.09.2019
196
0.0

А вы знаете, где находится Тара? там, куда очень #летающийкритик Ирина Алпатова (Irina Alpatova) летела 3 часа до Омска и ехала 4 часа на машине.

Про Северный драматический театр имени М.А. Ульянова (г. Тара) нужно говорить подробно, не ограничиваясь только прекрасной "Чайкой". Тем более, что довелось посмотреть 8 спектаклей, в основном, премьер прошлого сезона.

Сразу скажу, у меня одним любимым театром стало больше. В нем по-домашнему тепло и очень интересно. Хотя жизнь легкой не назовёшь. В городе около 25 тыс. жителей, а значит, премьер надо выпускать много. И как-то умудриться их выпустить, ведь на постановочные расходы порой выделяется всего-то 200 тыс. руб. Да и с выездом в тот же Омск порой возникают проблемы. Хотя на фестивали театр сейчас активно приглашают.

Что выручает? Энергичный и умный директор Анджей Неупокоев, кажется, владеющий секретом вечного двигателя. Режиссёр Константин Рехтин, умеющий работать во всех стилях и жанрах. И отличная труппа.

Театр показывает свои спектакли в трёх пространствах: на основной сцене идут большие, многонаселенные постановки, для камерных есть репетиционный зал и собственно сцена, на которой размещают и зрителей.

В труппе всего 17 актеров, и все они молоды, старшим нет и сорока. Вот тут-то и наступает прекрасный момент для актерских метаморфоз: хоть 15-ю девочку играй, хоть "старика злосчастного". И они прекрасно с этим справляются, и не в гриме тут дело. Здесь вообще понятие возраста сильно размыто, есть талант и блестящие способности к игровому перевоплощению.

И репертуар в театре разнообразный, а порой спектакли складываются в циклы или проекты. Например, осуществляется проект для подростков, целью которого является их социализация в непростых жизненных ситуациях, к чему будут привлечены и психологи. Уже готово три спектакля, которые будут сняты на камеру и показываться в школах. Это "Наташина мечта" Я. Пулинович, "Убийца" А. Молчанова и "Немножко осени. Октябрь" К. . Жуковой.

Два последних я посмотрела. И оказалось, что "Убийца" совсем не устарел, смотрится и слушается, как в первый раз. Может быть, потому, что в спектакле К. Рехтина (он, впрочем, режиссёр всех увиденных спектаклей), ничего не отвлекает от судеб персонажей и крупных актерских планов. Четыре стула и люди. Здесь очень интересный Сека - Михаил Синогин, думающий, неоднозначный, перемолотый этой дурацкой жизнью, да так, что вызывает не отвращение, а сочувствие. Да и весь актерский квартет, включающий Ивана Шатова, Наталью Канунникову, Ольгу Горбунову и М. Синогина очень хорош.

Спектакль "Немножко осени" построен на контрастных монологах двух девушек: Ники - Ольги Горбуновой, неудовлетворенной жизнью и собственной внешностью, а потому вступающей в "клуб самоубийц", и Насти - Натальи Канунниковой, легкой и открытой, судьбу которой внезапно ломает лейкемия.

Не обошёл вниманием театр и суперпопулярного драматурга Дмитрия Данилова, поставив его "Свидетельские показания" - не как театр текста, но как житейские истории. Бытовые, но через этот быт смело переступающие. С телевизионными комментариями, фоновыми песенками. Занята вся труппа, никого не буду выделять, поскольку каждый на своём месте (а порой и на нескольких, воплощаясь в 2-3-х персонажей).

И классика здесь уж совсем изначальная, например, "Царь Эдип" Софокла. Согласитесь, редкость для малого города. Очень любопытный спектакль, жанрово обозначенный как "постижение трагедии". Здесь есть действие и есть рассказ о том, что такое трагедия в её исконно-драматическом смысле. Чего нет, так это котурнов, копирования одеяний и архаичных приемов. Обломки колонн, осколки масок... И сдержанный драматизм актеров: Василия Кулыгина - Эдипа, Арины Сидоровой - Иокасты и Ведущей, Ивана Шатова - Тиресий, Коринфский вестник.

Помимо "Чайки", о которой был отдельный пост, есть ещё Чехов - спектакль "Кошмар" по рассказам "Враги" и "Кошмар". Василий Кулыгин и Роман Николаев проводят зрителя по лабиринтам чувств и сопровождающих их поступков, сами проходят по дороге изменений, и опять же негромко и сдержанно, но очень сильно.

И есть два спектакля, которые у меня сложились в дилогию о советской эпохе: "Иркутская история" А. Арбузова и "Похождения зубного врача" А. Володина. Стильные, не бытовые, с необходимой временной дистанцией, один из главных посылов которых - оммаж тому поколению, которое ещё во что-то верило. А потому здесь много фотографий людей настоящих, не персонажей, словно наблюдающих за нами, нынешними. Первый спектакль удался на славу, второй пока не сложился в цельную историю. Но с актерской точки зрения все безупречно.

А вообще, Тара и её театр - из тех мест, куда хочется возвращаться!


Оригинальный пост:


Ирина Алпатова - театральный критик из Москвы, обозреватель журнала «Театрал» и интернет-сайта «Театрал. Online», руководитель курса на театроведческом факультете ГИТИСа, кандидат искусствоведения.


Теги:Ирина Алпатова, Северный драматический театр, театр


Читайте так же

Комментарии (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]