ГлавнаяБлогАлександр Милевский
Открытое письмо из Тары [ЧАСТЬ ПЕРВАЯ]
Александр Милевский
02.04.2020
2167
3
3.8

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Культура прошлого сохраняется не только в шедеврах архитектурного искусства, в литературе и живописи, но и в тех малых формах, на которые чаще всего обращает внимание лишь очень узкий круг людей – профессионалы в данной отрасли и любители-коллекционеры. В перечне этих форм присутствуют различного рода документы в виде старинных фотографий и негативов к ним, писем, этикеток и визиток, художественных почтовых открыток с видами городов.


История открытого письма в России

Художественные открытки начали выпускать в России во второй половине 1890-х годов. Точной датой принято считать 18 ноября 1895 года, когда впервые после официального правительственного разрешения торговым домом «Закс и Яррес» в Петербурге были изданы открытки с изображением улиц Москвы.

Набор открыток с видами Москвы. Издание «Закс и Яррес». Дозволено цензурой 18 ноября 1895 года. Открытки прошли почту.


Мода на открытки молниеносно распространилась от центральных до провинциальных городов, включая небольшие уездные. С тех пор чуть ли не каждый уездный город, не говоря уже о столицах губерний, считал необходимым оставить в памяти здравствующих и будущих поколений виды местных достопримечательностей.

По статистике с 1895 по 1917 годы по стране в целом было выпущено открыток значительно больше, чем за всё последующее время. В Сибири такие открытки издавались в Тобольске, Тюмени, Ишиме, Ялуторовске и Самарово, Обдорске и Кургане, Шадринске и Ирбите, в Верхотурье и Камышлове. Ну и, разумеется, в Таре.

Спасская улица в Тюмени, 1900-1904 гг. Открытка изд. "А.И. Соколовой наследников", Тюмень (источник)


В статье В. Ивановского «Об одной из коллекций, хранящихся в музее» за 1918 год из «Краткого путеводителя по Тобольскому губернскому музею» приводились материалы о фотографиях, собранных сотрудниками музея за 25 лет работы. Так вот, уже тогда, в 1918 году, собрание фотоснимков и негативов насчитывало 2311 единиц!

Инвентарный каталог-указатель, помещённый в статье, был разбит на 31 рубрику, каждая из которых отражала ту или иную тематику снимков. В них, в частности, были представлены виды Тобольска, Берёзова и Обдорска, Сургута и Тары, Ялуторовска, Кургана и Тюкалинска и их окрестностей, церковные торжества, бытовые сцены, картины природы Тобольского уезда и северных округов.

Казенный винный склад, Курган, 1902-1910 гг. Почтовая карточка изд. контрагентства А. С. Суворина, 1917 год (источник)


В отличие от современных, на старинных открытках краткое изложение сюжета или название объекта печатались на лицевой стороне. На каждой открытке, как правило, непременно указывались имя издателя, название и номер сюжета в серии, город или типография, где печаталась открытка. Каждый издатель стремился к тому, чтобы его серии внешне не повторяли открытки конкурента. Благодаря этой особенности не представляет труда с первого взгляда узнать имя издателя ещё до того момента, когда читаешь его фамилию на обороте открытки.

Печать отечественных открыток начала минувшего века отличалась столь высоким качеством, что ему приходится удивляться и в наше время. Уже после начала войны с Германией в августе 1914 года высочайшее качество открыток тобольских и московских издателей и тщательность печати были утрачены по вполне понятным причинам. Ухудшились и сорта бумаги. Возможно, следствием этого является то, что не существует открыток с видами города Тары, выпущенных после 1914 года. Во всяком случае, нам о них пока ничего не известно.

Угол Царской и Подаруевской, Тюмень, 1905-1909 гг.  Открытка изд. "А.И. Соколовой наследники" (источник)


Интересно, что в начале XX века существовали запреты на фотографирование частных жилых домов с последующим указанием на снимках их личной принадлежности, особенно если хозяева собственности относились к состоятельным людям. В таких случаях фотографы обязаны были испрашивать у них разрешения как на съёмку, так и на последующее воспроизводство и размножение снимка на открытке.

Возможно, по этой причине многие замечательные дома Тары – Носкова, Хомякова, священника Александрова и т.д. – на художественных открытках либо отсутствуют, либо изображаются на дальнем или второстепенном плане. Либо фотограф по соображениям, нам не ведомым, выбирал лишь те объекты, в изобразительной выигрышности которых он не сомневался.

Отсюда произошли многие пробелы в фотоистории сибирских городов, в том числе и Тары. В этом отношении меньше всего пострадали центральные улицы нашего города – Спасская, Никольская, Александровская. С другими улицами дело обстояло намного хуже.

Почтово-телеграфная контора и земская управа в Ирбите, 1910-1915 гг. Почтовая карточка изд. контрагенства А.С. Суворина (источник)


Существовали и административные запреты на фотографирование, особенно, по вполне понятным причинам, в годы Первой мировой войны. В Тюменском историческом архиве хранится копия интересного письма тюменского уездного исправника, отправленного 2 июня 1915 года в Тюменскую городскую управу. Содержание его следующее:

«Тюменский мещанин Василий Иванович Маргин, имеющий свидетельство на право производства фотографических работ в городе Тюмени и его окрестностях, подписанное тобольским губернатором 14 февраля 1898 года, обратился ко мне с просьбой разрешить ему снять фотографические карточки в г. Тюмени с казённых и общественных зданий и улиц (выделено автором; частные постройки, как видно, даже не упоминаются, здесь требуется согласие самих владельцев). Прошу сообщить мне, не встречается ли со стороны управы препятствия к удовлетворению означенного ходатайства Маргина».

На письме имеется виза цензора, бывшего городского архитектора К. Чакина. Учитывая то, что нет документальных сведений о существовании фотографий с видами города Тюмени, выполненных В. Маргиным, вероятнее всего, разрешение получить ему не удалось.

Вид на город Камышлов, 1905-1910 гг. Открытое письмо, издание ARM. Прошло почту в январе 1911 года (источник)


Для издания иллюстрированных открыток в России возникла целая полиграфическая отрасль. На российский рынок пришли также и иностранные издательства, такие как знаменитая полиграфическая фирма «Шерер, Набгольц и Ко». Как уже было упомянуто выше, 19 октября 1894 года министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления». До этого времени бланки открытых писем в России выпускало только почтовое ведомство. Начиная с этого года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» занялась изданием открытых писем с видами Москвы, а затем и других городов России, просуществовав вплоть до 1918 года и сыграв ключевую роль в появлении практически всех известных фотооткрыток с видами города Тары.


Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко

22 октября 1851 года в доме Засецкого на свежем воздухе Рождественки на северной окраине Москвы Карл Бергнер открыл дагерротипное заведение – под одной крышей с фотографическим заведением Мюкке. Судя по всему, в конце 1853 года Бергнер стал трудиться с фотографиями. Фотографические портреты Бергнера были общеизвестны в столице и далеко за её пределами; фамилия фотографа Бергнера нередко встречается в посланиях декабристов с советами устроить портрет безусловно в его ателье.

Знаменитая полиграфическая фирма «Шерер, Набгольц и Ко» была создана в 1863 году, когда баденский подданный Мартин Шерер и швейцарский подданный Георгий Набгольц приобрели известную московскую фотографическую фирму Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы его имени. Новая фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера», причём Шерер занимался непосредственно фотосъемкой, а Набгольц – хозяйственными и финансовыми делами.

Вид города Царицына. Ателье «Шерер, Набгольц и Ко», 1886 год.


Фирма выполняла заказы по изготовлению фотопортретов, визитных карточек, выпускала каталоги различных выставок. Благодаря её деятельности для потомков сохранились фотографические изображения вернувшихся из ссылки декабристов, писателей, поэтов, художников, музыкантов, общественных деятелей России того времени.

На проводившейся в Москве в 1865 году Мануфактурной выставке фирма «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера» получила высшую награду по фотографии – Большую серебряную медаль. Мартином Шерером снята первая фотографическая панорама Москвы, изданная в 1867 году и ставшая одной из лучших документальных панорам города:

Первая фотографическая панорама Москвы, 1867 г. Ателье «Шерер, Набгольц и Ко».


С 1868 года по август 1896 года совладельцем фирмы был М.А. Шиндлер, руководивший фотомеханическим процессом. Одними из первых в России А.И. Мей и М.А. Шиндлер освоили новую отрасль фотографии – фотолитографию (или фототипию), позволявшую получать большее количество отпечатков при гораздо меньших расходах.

Станция Мордово. Ателье «Шерер, Набгольц и Ко», 1869 г.


Начиная с 1896 года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» занялась изданием открытых писем с видами Москвы, а затем и других городов России. Выпуск открытых писем продолжался вплоть до 1918 года. За это время было выпущено множество серий открытых писем с видами российских городов, однако одной из самых удачных среди коллекционеров считается серия видовых открыток Москвы, изданная в 1901-1903 годах. Из-за красного цвета надписей на адресной и иллюстрированной сторонах открытых писем коллекционеры называют эту серию «Красным Шерером». Несколько поколений филокартистов собирало и собирает серию «Красный Шерер» по номерам.

Москва №93, Красная площадь. Из серии «Красный Шерер», 1903 г. Ателье «Шерер, Набгольц и Ко».


Фотооткрытки с видами города Тары

Город Тара, входивший в состав Тобольской губернии и расположенный сравнительно недалеко по сибирским масштабам от губернского центра, постоянно находился в сфере культурного влияния Тобольска. Вот почему в Таре фотографии возникли почти вслед за ним. В филиале Тобольского архива Тюменской области хранится немало дел, тематика которых посвящена разрешениям на открытие фотографий в Таре.

Так, в мае 1891 года добился открытия фотографии в городе почётный гражданин Иван Дюков. Через год успех Дюкова повторил крестьянин Московской губернии Павел Афанасьев, уже имевший художественную мастерскую в Тобольске. В 1893 году получили разрешения на открытие ателье дочь священника Александра Попова и тобольский мещанин Шмуль (Саломон) Вишняк.

Базарная площадь Тары, вид на Пятницкую церковь, 1892 год. Автор - Саломон Яковлевич Вишняк. Из альбома Анатолия Васильевича Лазаревского, бывшего тобольского губернского прокурора (из личного архива Генриха Лазаревского).


В Государственной публичной библиотеке в Москве в каталогах имеются данные о фотоальбоме начала XX века Полторацкой «Виды городов Тобольской губернии», но самой книги в открытых интернет-источниках и музейных каталогах найти не удалось. Имеются сведения о подготовительной работе И. Шустера, поставившего задачу издать виды Тобольской губернии в нулевые годы XX века, но, к сожалению, поиски информации о видовых фотографиях городов этих лет за его авторством также пока не увенчались успехом.

Сейчас достоверно известно, что в период с 1909 по 1914 годы в Московском издательстве «Фототипия Шерер, Набгольц и Ко» вышло как минимум три набора фотооткрыток с видами Тары. Один набор издал тарский купец Яков Васильевич Орлов, другой – торгующий мещанин, владелец книжной лавки в Таре Козьма Иванович Борисов. Третий (но первый по времени появления) набор открыток, по всей видимости, был издан силами самого издательства «Фототипия Шерер, Набгольц и Ко». Также до настоящего времени сохранилось по меньшей мере две фотооткрытки из набора, изданного К.И. Борисовым непосредственно в Таре, в типографии Владимира Николаевича Жмаева.

В сборниках «Вагановских чтений» за 2004 и 2006 гг. имеются исследования тарского краеведа В.Н. Носковой, в которых автор попыталась систематизировать почтовые открытки с видами Тары начала XX века. К сожалению, на момент публикации нашей статьи (впрочем, ни коим образом не претендующей на научность) мы не располагали сведениями о наличии ранее проведённых исследований по данной теме. В настоящее время сборники «Вагановских чтений» за 2004 и 2006 гг. отсутствуют в открытом доступе в Интернете, однако Вера Николаевна поделилась с нами ссылкой на другое своё исследование – «Тара на почтовых видовых открытках начала XX века», опубликованное в альманахе «Тобольск и вся Сибирь – Тара» №16.

В связи с вновь открывшимися фактами, мы внесли некоторые изменения в наш текст, сделав поправку на это исследование. Тем не менее, кое-какие вопросы всё же остаются, и периодически на специализированных интернет-сайтах среди коллекционеров и любителей истории до сих пор возникают споры о принадлежности той или иной фотооткрытки к тому или иному набору, нет единого мнения о точной датировке выпущенных наборов открыток.

Существование проблемы с определением точной даты выпуска каждого конкретного набора связано с тем, что годы съёмки и появления данной конкретной фотографии в виде открытки могут существенно различаться. Теоретически этот интервал может достигать целого десятилетия и даже больше. При этом год съёмки почти всегда по определённым деталям на фотографии можно определить довольно точно, а вот с годом издания набора фотооткрыток всё гораздо сложнее: на открытках того времени почти никогда не печатался год выпуска и тираж, а также неизвестно, сколько всего тиражей было напечатано.

Приблизительный год выхода открытки в тираж можно определить лишь косвенно по рукописному тексту отправителя на обороте, либо по дате, когда открытка прошла почту. А как быть в ситуации, когда на обороте открытки отсутствует и текст, и почтовый штамп с датой? Ведь, как упоминалось выше, на открытке кроме места съёмки указывались только заказчик и издатель. В таких ситуациях как раз-таки помогает систематизация открыток по наборам: для датировки всего набора достаточно будет определить приблизительную дату выхода хотя бы одной открытки набора. Но, опять же, с поправкой на неизвестное количество тиражей.

Итак, всего на данный момент нам известно о существовании 28 фотооткрыток с видами города Тары: 6 самых ранних открыток – собственного издательства фирмы «Фототипия Шерер, Набгольц и Ко»; 10 – издательства К.И. Борисова и 10 - издательства Я.В. Орлова, (оба набора также отпечатаны в Москве фирмой «Фототипия Шерер, Набгольц и Ко»); 2 открытки из набора, изданного К.И. Борисовым в Таре, в типографии В.Н. Жмаева. Собственно, вот две эти фотографии, сделанные из одной точки:

Вид Тары с колокольни Пятницкой церкви 1903-05 гг. Открытка из набора, изданного К.И. Борисовым в Таре в типографии В.Н. Жмаева.


Вид Тары с колокольни Пятницкой церкви 1903-05 гг. Открытка из набора, изданного К.И. Борисовым в Таре в типографии В.Н. Жмаева. (Здесь и далее под фотографией лицевой стороны открытки мы будем публиковать все известные варианты фотографий её оборотной стороны.)


Обе открытки не заполнены и никогда не проходили почту. К тому же – это две единственные известные на сегодня открытки из этого набора, поэтому определить год выпуска всего набора на данный момент не представляется возможным. В то же время, по деталям на фотографии можно довольно точно определить дату съёмки: фотографии сделаны с колокольни Пятницкой церкви в 1903-1905 гг.

Набор фотооткрыток Тары собственного издательства фирмы «Фототипия Шерер, Набгольц и Ко» является самым ранним из четырёх известных. На данный момент мы располагаем фотокопиями 6 открыток из данного набора. Сколько открыток было всего, достоверно сказать нельзя. Отличительной чертой данного набора является то, что все известные фотографии набора – панорамные: 4 из них сделаны с колоколен тарских церквей, одна – с третьего этажа сиропитательного дома на Немчиновской (сейчас – Нерпинская) улице, ещё одна – с берега Аркарки.

Базарная площадь Тары, 1908-1910 гг. Почтовая карточка из набора видов г. Тары 1906-1908 гг. Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва.


Биржа и Спасская церковь, 1908-1910 гг. Почтовая карточка из набора видов г. Тары 1906-1908 гг. Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва.


Мостовая улица, 1908-1910 гг. Почтовая карточка из набора видов г. Тары 1906-1908 гг. Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва.


Тара, общий вид города, 1908-1910 гг. Почтовая карточка из набора видов г. Тары 1906-1908 гг. Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва.


Успенский собор и пожарная, 1908-1910 гг. Почтовая карточка из набора видов г. Тары 1906-1908 гг. Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва.


Берег реки, 1908-1910 гг. Почтовая карточка из набора видов г. Тары 1906-1908 гг. Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва.


Подгорная часть Тары, 1908-1910 гг. Почтовая карточка из набора видов г. Тары 1906-1908 гг. Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва.


На обороте последней открытки есть упоминание про некую комету. Интересно, что в 1910 году на небе было видно целых 2 кометы: в январе – Большую январскую комету 1910 года, или Дневную комету, превзошедшую по яркости Венеру, а в мае – знаменитую комету Галлея. Т.к. данная открытка, судя по отметкам на печати, прошла почту в январе 1910 года, речь в письме шла о Дневной январской комете.

Открытки данного набора отличает использование в названиях на лицевой стороне разной величины кегля (шрифта) и написание названия в две строки. На обороте открыток этой серии не указан издатель, а лишь упоминается, что набор отпечатан в Москве фирмой «Фототипия Шерер, Набгольц и Ко». Из этого можно сделать вывод, что (с очень большой вероятностью) эта фирма и является заказчиком и издателем в одном лице.

В процессе дискуссии на сайте Паствью установлены приблизительные годы появления данного набора открыток – это 1908-1910 гг. Оригиналы двух снимков, сделанных, согласно музейным каталогам, в 1908 году для этого набора, хранятся в фондах Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, автор фотографий – П.П. Сухих. Можно предположить, что остальные фотографии набора также его авторства.

Однако, В.Н. Носкова в статье «Тара на почтовых видовых открытках начала XX века», опубликованной в альманахе «Тобольск и вся Сибирь – Тара» №16, на основании анализа одной из открыток серии, на которой запечатлён ещё строящийся дом Я.В. Балыкова (строительство, согласно данным тарского краеведа А.А. Жирова, было завершено в 1906 году), делает вывод о том, что открытки этой серии были изданы ранее 1906 года. С учётом всех сложностей логистических связей того времени между Москвой и небольшим сибирским уездным городом, это, по всей видимости, маловероятно: скорее всего, как мы писали выше, непосредственно год съёмки и год выпуска открытки с данной фотографией (тем более, два этих события происходили в разных частях страны), должны были отличаться. К тому же, данные каталога Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника говорят о том, что две фотографии данного набора были сделаны фотографом П.П. Сухих в 1908 году (впрочем, это не означает, что фотография с домом Балыкова не была сделана ранее 1908 года и другим фотографом):

Вид на город с пристани, 1908 г. Фото П.П. Сухих. Скан оригинала фото. Из фондов Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.


Мостовая (Нерпинская) улица Тары, 1908 г. Фото П.П. Сухих. Скан оригинала фото. Из фондов Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.


<< ВТОРАЯ ЧАСТЬ >>


Теги:борисов, фотооткрытки, открытые письма, Старинные фотографии, Шерер, Набгольц, Орлов


Читайте также

Комментарии (3)

3 1er  
1
На обороте открытки "Гор. Тара. Подгорная часть" есть упоминание про некую комету. Интересно, что в 1910 году на небе было видно целых 2 кометы: в январе – Большую январскую комету 1910 года, или Дневную комету, превзошедшую по яркости Венеру, а в мае – знаменитую комету Галлея. Т.к. данная открытка, судя по отметкам на печати, прошла почту в январе 1910 года, речь в письме шла о Дневной январской комете.
(https://arzamas.academy/materials/491)


1 alexttv  
0
Две открытки известны на данный момент. "...изданного К.И. Борисовым непосредственно в Таре, в типографии Владимира Николаевича Жмаева".
Вид Тары с колокольни Пятницкой церкви

https://pastvu.com/p/707848
и Базарная площадь
https://pastvu.com/_p/a/3/q/q/3qqo6rk2lq0wtjaeou.jpg
https://pastvu.com/p/954371

2 1er  
0
Спасибо, дополнил.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]