ГлавнаяБлогАлександр Милевский
Тарские балконы: известные, неизвестные, выдуманные
Александр Милевский
26.09.2020
1050
5.0

Дом А.И. Щербакова со двора, 1900-1912 гг. Из фондов Тарского историко-краеведческого музея.


Балконы в архитектуре известны со времён эпохи Возрождения. Для разных стран характерны разные типы балконов. В Италии, Франции, Испании и других странах с мягким и тёплым климатом много открытых террас и балконов. В краях с жарким климатом большее распространение получили крытые балконы и лоджии. В Англии, Германии, Голландии, где климат более суровый и часто идёт дождь, строили другие архитектурные элементы – эркеры. А в Швеции и Норвегии открытые балконы редкость – климат там слишком суровый.

На русском севере более века назад преимущественно строили деревянные балконы с резьбой. При этом очень часто (при отсутствии должного ухода за зданием) балкон, как один из наиболее прихотливых элементов архитектуры, исчезал гораздо раньше самого здания, которое он украшал.

Фотографии современных тарских балконов вы можете посмотреть в нашем специальном альбоме, ну а на снимке выше – дом А.И. Щербакова, располагавшийся в Таре на пересечении улиц Никольской и Спасской. Здание являлось одним из наиболее примечательных памятников деревянной архитектуры XIX в. в Таре. Именно в нём размещались долгое время важнейшие учреждения города. После смерти Алексея Ивановича, которая наступила 4 января 1912 г., дом был передан Поземельно-устроительной партии, а с приходом советской власти его долгое время занимали городской и районный партийные комитеты, управление сельского хозяйства. Дом был потерян после пожара в 1983 году. Балкон у этого дома был не только со двора, но и с улицы, причём с навесом:


Дом А.И. Щербакова. Почтовая карточка из наборов видов г. Тары 1911-1912 гг., издание К.И. Борисова (Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва).


Дом А.И. Щербакова. Почтовая карточка 1914 г. из наборов видов г. Тары 1911-1912 гг., издание магазина Я.В. Орлова (Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва).


На фотографии 1972 года балкона со стороны улицы уже нет, вместо него портрет Ильича:


Открытие памятника Воину-освободителю, 1972 г. Из архива Людмилы Аскаленко (Скуратовой).


Ещё один деревянный памятник архитектуры Тары, который тоже некогда украшало целых два балкона, дожил до наших дней. Речь идёт о двухэтажном деревянном доме Нила Яковлевича Носкова, который был выстроен незадолго до революции. Дом сразу был обшит, имел хорошие службы. В 1918 году хозяином этого дома был уже Михаил Иванович Денисов - омский фельдшер. Весь дом он сдавал в аренду. А Нил Носков с семьёй проживал рядом в одноэтажном деревянном доме с подвалом на каменном фундаменте. В 1921 году Нил Носков был расстрелян за подозрения в участии в контрреволюционном заговоре. С 27 ноября 1919 года в верхнем этаже дома разместилась центральная библиотека, отдел центропечати, музей. В 1923 году – общий отдел уисполкома, с 1936 года – школа №3. В 1970 году, когда в этом здании был открыт Дом пионеров, здесь же открылась и детская художественная школа на 40 человек. Сейчас в здании работает Центр ДЮТ.

Сохранилась фотография дома Н.Я. Носкова 1940-х годов с балконом, выходящим на Никольскую улицу:


Дом купца Н.Я. Носкова с балконом, 1940-е гг.


Но если об "уличном" балконе известно всем любителям истории Тары, то о балконе, существовавшем с противоположной стороны дома, вероятно, знают единицы, поскольку его фотографий не сохранилось, а до реконструкции общественного пространства вокруг дома, проведённой в прошлом году, мало кто заглядывал на его задний двор. Между тем, судя по остаткам поддерживающих балок, балкон был огромным – на ширину всего западного фасада. Дверь, выходившая на балкон, существует до сих пор:



Можно только предполагать, как выглядел этот балкон. С уверенностью можно лишь сказать, что, учитывая высочайший уровень ответственности при подходе к строительству домов того времени, балкон являлся украшением усадьбы Носкова.

Уличного балкона уже нет на фотографии начала 1960-х годов:


Дом купца Н.Я. Носкова, школа №3, 1960-61 гг. Из архива А.А. Аскаленко.


Об обстоятельствах и времени потери большого западного балкона история умалчивает. В будущем, при проведении реставрации дома Н.Я. Носкова (если таковая состоится, учитывая темпы исчезновения двухэтажной деревянной Тары в наше время), его нужно будет перекрасить в более спокойный оттенок синего, а так же, несомненно, рассмотреть возможность восстановления обоих балконов, ограждения с воротами и калитками и утраченной северной входной группы, на месте которой сейчас голая стена:



По соседству с домом Н.Я. Носкова располагается усадьба акцизного чиновника И.Я. Хомякова. Так же как и у соседа, на западном фасаде у дома, в котором сейчас располагается Художественный музей, по всей видимости, располагался балкон. На это указывает дверь, "повисшая" на втором этаже, и зарубы на брёвнах под элементы балкона:



Впрочем, есть вероятность того, что это был не балкон, а всего лишь пожарная лестница. Как бы то ни было, здание Художественного музея в настоящее время находится в ещё более плачевном состоянии, чем Центр ДЮТ, расположенный в доме Носкова, и нуждается в неотложных реставрационных работах, целью которых должно быть не только спасение дома от окончательного разрушения, но и полное восстановление облика усадьбы с воротами и ограждением.

В связи с этим, замечу в скобках, вообще вызывает много вопросов столь странный подход к созданию общественного пространства вокруг домов Носкова, Хомякова и расположенного рядом дома адвоката Корикова-Михайлова: теперь все три дома смотрятся очень неестественно, и, несмотря на то, что эти дома всё-таки пока соизволили не снести, историческая ткань города в этом месте после столь беспощадной реконструкции была полностью утрачена. Авторы проекта, попытавшись переосмыслить этот единственный, пожалуй, доживший до нашего времени участок истинной Тарской старины, нанесли не непоправимый, но очевидный урон истории нашего города.

Но вернёмся к балконам. Каким-то чудом дожил до наших дней балкон на западном фасаде дома купца К.В. Балыкова. Сейчас его скрывают ветви плотно посаженных елей, но на фотографии 1970 года он отлично виден:


Дом купца К.В. Балыкова, 1970 г. Из фондов Тарского историко-краеведческого музея.


По всей видимости, на противоположном фасаде дома когда-то тоже был аналогичный балкон. Во всяком случае, там до сих пор можно увидеть проём ранее существовавшей двери, частично заложенный кирпичом и превращённый в окно:



Сохранившийся балкон дома Балыкова мог бы послужить отличным образцом для восстановления обоих балконов Спасской церкви, которую, как известно, почти полностью уничтожили горе-реставраторы во время последней "реставрации". Сохранилась только пара фотографий не очень хорошего качества одного из двух оригинальных балконов Спасской церкви:


Вид на Спасскую церковь, 1886-88 гг. [фрагмент]. Автор: Ф.С. Лахмайер. Скан оригинала из Научного архива Русского географического общества.

Биржа и Спасская церковь, 1908-10 гг. [фрагмент]. Почтовая карточка 1908-1910 гг. из набора видов г. Тары 1906-1908 гг. Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва.


Как видно, балкон был лёгким и изящным, с двумя подпорками. Те балконы, что сделали в наше время, не имеют с оригинальными ничего общего. Они громоздки до нелепости и выглядят какими-то инородными наростами на теле здания. Утешает одно: судя по всему, само здание пытается избавиться от этих балконов, и уже в самое ближайшее время они разрушатся окончательно, хотя с момента их появления ещё не прошло и пяти лет (фотографии сделаны около недели назад):



Ну и напоследок о самом, пожалуй, известном среди таских историков, но, похоже, не существовавшем тарском балконе. Это, как многие могли догадаться, балкон "дома с мезонином" – дома священника Александрова на Александровской улице, на котором, как писал А.А. Жиров, "с показным равнодушием сидела красавица, дочь священника, с книгой в руках".

Видимо, Александр Александрович передаёт воспоминания свидетельницы тех времён Нины Ивановны Шабалиной, по словам которой на доме был даже не балкон, а целая терраса:

"У меня до сих пор перед глазами этот голубоватый кружевной дом с резным крыльцом и красивой парадной дверью, а на крыше дома была терраса. На этой террасе по вечерам с книгой в руке сидела всегда нарядная дочь священника... Всё в нем: терраса, резной карниз, кружевные наличники, очень красивое крыльцо, ворота - всё было выкрашено в небесно-голубой, очень нежный цвет"

Этот балкон уже долгое время не даёт мне покоя. И на днях, воспользовавшись распахнутой настежь дверью, ведущей на территорию усадьбы (так выглядит "консервация" памятника архитектуры по версии тарских властей) и вооружившись небольшой лестницей, я отправился на поиски следов балкона дома Александрова. При этом я прекрасно осознавал, что в моих действиях можно при желании обнаружить состав преступления, предусмотренного какой-нибудь 139 статьёй УК РФ, но желание завершить ещё один гештальт было сильнее. 


Восточный фасад:

Мансардный этаж изнутри:


Подробнее об этом чудесном походе как-нибудь в другой раз, но, если резюмировать – признаков когда-то существовавшего балкона или террасы на втором этаже дома я не обнаружил. Везде цела оригинальная штукатурка, оконные рамы не переделывались, крыша практически не перестраивалась, следов дверей нет. Единственный подозрительный элемент – это прикрытый стальным листом угол мезонина. Под этим стальным листом, теоретически, когда-нибудь и можно будет обнаружить следы креплений балкона, если он был:



Впрочем, судя по состоянию дома, жить ему осталось совсем недолго, и во время его сноса в обозримом будущем (сомневаться в этом уже, увы, не приходится) мы и узнаем окончательную правду о легендарном балконе.

У меня же есть предположение, что очевидцы просто-напросто перепутали дом священника Александрова с каким-то другим. Дело в том, что дома с мезонином в то время строили не столько из эстетических соображений, сколько из экономических. Каждый этаж дома раньше облагался ежегодным налогом, причём довольно немаленьким, а мезонин этажом не считался и налог за него платить было не нужно. Поэтому легко предположить, что в Таре было много "близнецов" дома Александрова. Очень похожий дом, расположенный на Спасской улице неподалёку от дома Александрова, например, даже попал в объектив Флориана Лахмайера (а это, напомню, только 1888 год).



Как видно, у этого дома был балкон, на котором, будучи, например, в гостях, вполне себе могла сидеть нарядная дочь священника Александрова с книгой в руках, притягивая к себя взгляды прохожих... Почему бы, в конце концов, и нет?


Теги:дом Александрова, Краеведение, история, достопримечательности, Тарские часы


Читайте также

Комментарии (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]