История дорог
ГлавнаяСтраницы сайта

От кочевников до наших дней: как менялись дороги в Прииртышье

Дороги, пути сообщения убедительно показывают историю территорий, их освоения, показывают, как менялось расселение людей, появлялись новые города, а старые теряли свое значение.

Если смотреть на карту автомобильных дорог нашей области, то нельзя не заметить, что их очертания не всегда соединяют населенные пункты по кратчайшему пути. Исторически сложилось, что некоторые современные дороги включают в себя участки древних трактов, приспособленные к современной логистике.

В этом материале мы расскажем о том, как создавалась и менялась сеть дорог в Омском Прииртышье.

От древности до Ермака

Первые транспортные пути на территории нынешней Омской области появились еще в раннем Средневековье. Существовал так называемый Иртышский меридиональный путь, по которому шла торговля тюркских народов, живших в низовьях Иртыша, с государственными образованиями Центральной Азии. Вероятнее всего, это была конная и верблюжья тропа, на что указывают найденные археологами кости этих животных.

В XVI веке в Сибирском ханстве уже существовала сеть постоянных, довольно широких дорог, по которым передвигались конные повозки. Так, на территории Усть-Ишимского района обнаружена так называемая Кучумова тропа – участок обустроенной дороги шириной до двух метров.

Основная дорога Сибирского ханства шла из города Чимги-Тура (на месте нынешней Тюмени), через столицу Искер (рядом с современным Тобольском), вдоль Иртыша, через Кызыл-Тура (на месте современного Усть-Ишима), к устью реки Тары, вдоль ее южного левого берега в нынешнем Муромцевском районе, а затем на юго-восток к реке Оми, через Барабинскую степь на восток и далее в калмыцкие кочевья и Китай.

Начало русской Сибири

В первые после покорения Западной Сибири Ермаком десятилетия русские пользовались существующими дорогам для движения на восток. Так, в 1594 году по указанному выше маршруту прошел отряд князя Андрея Елецкого для основания нового города – Тары.

Путь из Тобольска в Центральную Азию шел по левому берегу Иртыша вверх через Тару и далее на юг до Чернолуцкого острога (нынешнее Чернолучье). Затем дорога поворачивала на юго-запад и шла вдоль речки Камышловки и оставшихся от нее озер до верховий реки Ишим и на Туркестанскую дорогу.

Появилась и Соляная дорога до Ямышевского озера, где шла добыча соли (на территории современной Павлодарской области Казахстана). Она ответвлялась от первой дороги возле современного Большеречья и после переправы шла по правому берегу Иртыша.

После строительства Омской крепости (1716 год), в 20-е годы XVIII века, для защиты от набегов кочевников были построены форпосты Иртышской оборонительной линии – Атмас, Черлак, Ачаир, Харино (рядом с нынешним поселком Береговой).

Почтовые тракты

В 1733 году вышел указ Сената Российской империи об устройстве почт, что привело к развитию транспортных коммуникаций в Сибири. Были изданы документы, регламентировавшие устройство дорог. На протяжении трактов создавались почтовые станции, где ямщики меняли лошадей. В 1730-е годы обустроен Казенный (Почтовый) тракт, который шел из Тобольска не вдоль Иртыша, а через нынешний Викуловский район Тюменской области. Затем через болотистый Аёвский волок тракт шел вдоль реки Большой Аёв – через нынешние Большеуковский и Знаменский районы. Выйдя к Изюцкой слободе (современное Знаменское), тракт направлялся вдоль Иртыша в Тару. Не тронутый временем участок Казенного тракта существует и по сей день около села Становка Большеуковского района и является туристическим объектом, как и музей Сибирского тракта в Больших Уках. А дорога через Аёвский волок заболотилась и стала непроезжей.

Через 50 километров после Тары тракт переходил на правый берег Иртыша, через Бергамацкую слободу (нынешнее село Бергамак Муромцевского района) уходил к Оми в Угуй (нынешний Усть-Тарский район Новосибирской области) и шел дальше на восток. В 1760-е годы дорога через Барабинскую степь была улучшена и прошла по несколько измененному маршруту. По этому тракту в марте 1797 года ехал в ссылку Александр Радищев. В честь его поездки названа деревня Радищево в Нижнеомском районе. Правда, она уже давно отстоит далеко от нынешних магистральных дорог.

В Омск, возникшем в 1716 году, в то время из Тары, да и вообще из европейской части России ездили от переправы в Татмыцкой слободе (нынешний Такмык Большереченского района) по правому берегу Иртыша, а затем по нынешнему Красноярскому тракту. Недаром Тарские ворота расположены с северной стороны Омской крепости.

В начале XIX века дорогу от Такмыка на юг перенесли на левый берег Иртыша, а на правый стали переправляться у Чернолучья.

В 1752–1755 годы на запад от Омской крепости вдоль Камышловских озер до реки Тобол были построены редуты Ново-Ишимской оборонительной линии и тракт между ними. Из Омска дорога выходила от переправы в створе нынешней улицы Масленникова, но шла не прямо, через нынешний Старый Кировск, а по современному направлению на Тюмень, далее через Мельничный редут (сейчас деревня Мельничное) и далее в сторону современного Исилькуля, Петропавловска и Кургана (Царева городища).


Расположение Казённого тракта (северней) и Коммерческого тракта (южней) на карте Омской области.
(Стенд музея Сибирского тракта с. Большие Уки)


Купеческий тракт

В 1750–1760-е годы проложена дорога из Тюмени через Абацкую слободу (нынешний райцентр Абатский Тюменской области) в Омск. Со строительством этой дороги связано возникновение Крутинки, Тюкалинска и других населенных пунктов. Около Мельничного редута дорога соединялась с дорогой вдоль Ново-Ишимской линии, идущей из Петропавловска.

Старый Казенный тракт был неудобен для купцов, ехавших на восток, так как он делал большой крюк через Тобольск.
Поэтому в начале 1760-х годов было принято решение для сокращения расстояния проложить новую дорогу, которая получила название «Коммерческий (Купеческий) тракт», в обход как Тобольска, так и Омска. Он ответвлялся от упомянутой выше дороги из Абацкой слободы около деревни Бекишево за Тюкалой и шел через нынешний Саргатский район. На Купеческом тракте было целых три места переправы через Иртыш: у современных деревень Могильно-Посельское, Богдановка и Кутарлы. На правом берегу все три ответвления Купеческого тракта соединялись с Казенным трактом, шедшим из Тары на восток.

Старый и новый Сыропятский тракт

В связи с заселением берегов Оми по ее правому берегу была организована дорога через Сыропятское, Нижнюю Омку и далее до нынешнего Усть-Тарского района Новосибирской области, где она соединялась с Московско-Сибирским трактом. То есть раньше Сыропятский тракт шел не по южному берегу Оми, а по северному, через нынешний Амурский поселок. В память о старом расположении тракта в Омске, в районе Ремесленных и Восточных улиц, сохранилась улица Сыропятская. Дорога до Сыропятского по южному берегу Оми появилась только в последней трети XIX века. Вот, собственно, почему старая дорога, по которой раньше ездили в Новосибирск, так отклоняется от прямой линии. Ведь исторически это было примыкание Сыропятского тракта к старому Казенному тракту, ведущему из Тары на восток.

В 1809 году в Российской империи было создано Главное управление водными и сухопутными сообщениями, которое стало централизованно руководить строительством и содержанием дорог. К середине XIX века основные тракты в Западной Сибири были реконструированы, приведены, как сейчас сказали бы, в нормативное состояние.

Переселение крестьян и новые дороги

В 1871 году впервые через Омское Прииртышье была проведена телеграфная линия. Она шла вдоль Казенного тракта и пересекала Иртыш около Такмыка.

В начале XX века Казенный тракт потерял свое значение. Почтовые станции были размещены на Купеческом тракте, по направлению из Ишима через Тюкалинск и Омск в сторону Барабинской степи. Из Тары на восток стали ездить, переправляясь через Иртыш в нынешнем Саргатском районе, и далее по Купеческому тракту.

В конце XIX века на севере Омского Прииртышья была проложена дорога из Тобольска в Тару не через Аёвский волок, а через Усть-Ишим и Тевриз. Одновременно возрождена дорога вдоль Ишима через Викулово в Усть-Ишим.

В конце XIX – начале XX века в связи со строительством железной дороги и переселением крестьян в Сибирь были проложены многочисленные проселочные дороги от железнодорожных станций в южную часть нашего региона. Построена дорога и до Кокчетава и Акмолинска. Она начиналась в Омске на правом берегу, в Черемуховском, пересекала Иртыш и шла на юго-запад, только не через Одесское, как сейчас, а через Полтавку.

Оделись в асфальт

Современная сеть автодорог с твердым покрытием сложилась в Омской области, по историческим меркам, совсем недавно. Первый асфальт в регионе был положен в 1940 году на участке Красноярского тракта. Однако массовое асфальтирование дорог началось лишь после ввода Омского нефтезавода, который стал выпускать битум, необходимый для производства асфальта. Дорога Омск – Петропавловск была заасфальтирована в 1960-е годы, Омск – Тюмень – около 1975 года. Новая прямая дорога с твердым покрытием до Новосибирска была построена только в 1998 году. В 1960–1980-е годы активно строилась сеть внутриобластных дорог в южной и центральной частях Омской области, где развито сельское хозяйство и необходимо обеспечивать вывоз сельхозпродукции без потерь. Дорожная сеть же Омского севера осталась неразвитой. Дорога с покрытием из щебня Тевриз – Усть-Ишим построена только в 2007 году.

Опорная сеть

Дорожная сеть Сибири развивалась на протяжении четырех веков. Развивается она и сейчас. За последние несколько лет, в связи с воссозданием региональным дорожных фондов и направлением средств по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», значительно увеличился объем работ по ремонту федеральных и местных дорог. На федеральном уровне сформирована так называемая опорная сеть автомобильных дорог, которая включает в себя все федеральные и наиболее важные региональные трассы. Ожидаемые в ближайшие годы события – продление в Сибирь строящейся автомагистрали М-12 «Восток», со строительством Северного обхода Омска, и реконструкция древней дороги из Тобольска в Тару и далее в Новосибирскую область.

Михаил Осколков

В части материала, рассказывающей о развитии дорог в дореволюционный период, использована монография омского историка Алексея Матвеева «История сухопутных путей сообщения Омского Прииртышья (Средневековье – Новое время)».