ГлавнаяНовостиИстория, общество
Муфтий Японии родом из Тары
История, общество
03.08.2011 в 21:43
2777
0.0

Знаете ли вы, что первым муфтием в истории Японии стал наш соотечественник Абдурашид Ибрагимов, уроженец города Тары Тобольской губернии (ныне Омской области)? Оказался он в стране восходящего солнца в 1933 году. Сначала он построил первую мечеть в Токио, а затем стал лидером мусульманской общины страны. Благодаря ему ислам в Японии был признан в качестве официальной религии. Но всё это было потом

Абдурашид Ибрагимов - депутат первой мусульманской фракции в Государственной Думе царской России

Как всё начиналось?

Мальчику было всего семь лет, когда однажды зимой его отец Гумер Ибрагимов запряг лошадь и, посадив рядом сынишку, повёз за тридцать вёрст в медресе. В пути начался до такой степени сильный буран, что путники в итоге оказались погребёнными под снегом. К их удивлению, под снежным укрытием было тепло. Тогда Гумер, обняв сына и прижав его к себе, начал читать азан (призыв к молитве). Его чтение продолжалось до утра. А когда буран стих, голос его услышали проезжающие мимо люди и помогли выбраться. На всю жизнь запомнил маленький Рашид этот случай, а протяжный голос отца до самой смерти стоял в ушах.

Медресе в ауле представляло собой небольшой срубленный деревянный домик размером шесть на восемь аршин. Содержался он за счёт закята (обязательного пожертвования богатых). Ежедневно каждый ученик, кроме Рашида, обязан был приносить с собой в медресе для отопления по одному полену.

На протяжении восьми месяцев мальчик постигал арабское письмо. Несмотря на то, что он был самым младшим в группе, с заданиями учителей Рашид всегда справлялся. Иногда оставался после уроков, задерживаясь допоздна чтобы почитать ту или иную книгу.

Впрочем, спешить ему было незачем, его ведь никто не ждал после уроков дома с горячими лепешками на столе. Даже став взрослым, Абдурашид так и не мог понять, почему отец решил выучить сына так далеко от дома, лишив его тем самым домашнего тепла.

Сирота

В медресе под Челябинском Рашид попал тоже с некоторыми приключениями. По дороге будущий муфтий потерял шапку. Зима в тот год стояла суровая, и мальчик отморозил уши.

В учебном заведении училось всего пятьсот шакирдов (учеников). Провёл он здесь целых четыре года. Он и дальше продолжил бы учёбу, но случилось так, что однажды ему пришло письмо от отца, который сообщал, что умерла мама. И что сам отец тоже чувствует себя неважно, и что хотел бы повидаться с сыном, чтобы проститься.

Абдурашит решает вернуться в родной город. До берегов Туры добирается на повозках. А дальше принимает решение дождаться открытия навигации в Янауле.

Но чем можно занять себя на это время? Ответ приходит сам собой. В те времена в городе было много состоятельных татар. Они содержали медресе, при которых существовали и гостиницы, предназначенные для путников.

Вот в одном из таких медресе, в народе называемом тюменским, и решил продолжить обучение четырнадцатилетний подросток в ожидании благоприятных для навигации дней.

Это был 1872 год. Время шло быстро, и мальчик не заметил, как наступил май, когда можно было, наконец-то, возвращаться домой в Тару. Но жизнь вносит свои коррективы. Абдурашид узнаёт, что умирает его отец. Следом за этим печальным известием в тюменское медресе приходит и письмо от тарского купца Насретдина Айтикина, который пишет, что младший брат Абдурашита Исмаил остался после смерти отца без присмотра. «Ты не приезжай в Тару, - пишет он. Я сам отправлю Исмаила к тебе, вдвоём вам легче будет выжить». После прочтения письма Абдурашид долго и горько плакал.

Бродяга

При тюменском медресе братья жили и учились целых пять лет. Работали у состоятельных земляков из Янаула – Купчай и Килмухамед-баев. Лето 1874 года Абдурашид и Исмаил провели в родном городе Тара, куда приплыли на пароходе Насретдина Айтикина. Когда вернулись вновь в Тюмень, купили на средства, собранные воспитанницами матери, рабочую лошадь (мама Абдурашида Гафифа-бану 40 лет обучала грамоте девочек Тарского уезда, умерла от чахотки). Жить стало намного легче.

Город братья покидали уже в феврале 1877 года. Сначала отправились на Ирбитскую ярмарку, чтобы продать свою кормилицу. Поровну поделили вырученные за лошадь деньги. Исмаил вместе с караваном тарских купцов отправился в родной город, а Абдурашид примкнул к поволжским ямщикам, решив продолжить образование в Казани. Он знал, что там существуют джадидские (новометодные) медресе.

Парень в силу своего возраста был слишком доверчив. Попутчики, воспользовавшись этим, избили Абдурашида и отобрали все деньги. В итоге до Казани Абдурашид добрался лишь через месяц. Устроиться ему никуда не удалось, поскольку везде требовался паспорт. А он у него был просрочен. Поскитавшись от одной мечети к другой, он пробрался на пароход, даже не выяснив, куда тот идет. А когда в Нижнем Новгороде стали проверять билеты, обнаружив «зайца», высадили его на берег.

На работу без паспорта не брали даже на городском базаре. В то время шла русско-турецкая война, и полиция задерживала каждого подозрительного гражданина.

Как-то, повторяя про себя аят Корана о судном дне: «Скажет в тот день человек: куда бежать?», Абдурашид шёл вдоль телеграфных столбов. Шёл он так весь вечер, ночь… очень хотелось есть, от голода даже живот разболелся. Три дня он так шёл, устав, прилег у дороги и уснул. На четвертый день, проснувшись, вышел к бурной речке. Искупался. Выбравшись на берег, стал читать намаз. Вдруг за спиной послышались шаги. Кто-то, подойдя ближе, остановился. Абдурашид продолжал молиться.

Сзади стоял полицейский. Как оказалось, столбы, вдоль которых шёл Абдурашид, привели тарского шакирда на окраину города Чебоксары.

Мечеть в Токио

Депортация

Абдурашид оказался в камере чебоксарской тюрьмы. Впервые за последние дни ему удалось поесть хлеб и в тепле поспать. Но продолжалось это недолго. Вскоре его вместе с другими арестантами под конвоем повели к реке на баржу, идущую в Казань. Поднимались они на неё поочередно. Шум, крики, кандальный звон. Абдурашид, в отличие от многих других, не был закован в цепи и кандалы. Забывшись, он сидел на полу палубы и смотрел в воду. Вдруг его окликнула молодая арестантка.

- Я знаю вас. Вы из Тюмени, Янаула!

- Откуда вам это известно? - удивился Абдурашид.

- Вы часто возле нашего дома проходили. Я была тогда совсем маленькой...

Как выяснилось, девушка получала образование в тюменской гимназии. Однажды в городском саду она познакомилась со студентом, приехавшим учиться из Нижнего Новгорода. Молодые люди стали встречаться. Потом несовершеннолетняя девушка уехала с любимым в Нижний. Но вскоре молодой человек, бросив её, отправился в Москву. Следом за ним поехала и она. А что было дальше, она рассказывать не стала.

- Фу, фу, - поморщилась она и хихикнула.

Вот это-то «фу, фу» и привело, скорее всего, её на арестантскую баржу, решил Абдурашид.

Через пять дней его отправили по этапу в Тюмень. В то время между Пермью и Тюменью не было железнодорожного сообщения. Поэтому до места они добирались на подводах под конвоем.

В тюменской тюрьме Абдурашиду удалось передать о себе весточку в Янаул. Он просил знакомых замолвить за него словечко, чтобы ему позволили самостоятельно добраться до Тары. Но никто из знакомых, к сожалению, не отозвался, решив, наверное, что просто так в тюрьму не сажают.

Депортация в Тару пришлась на осень. Наступили холода, пошёл снег. Абдурашид шёл босиком. В своих воспоминаниях он писал, что чтобы согреть ноги, он сначала бежал в начало каравана, потом садился на землю, и до подхода последнего конвойного солдата грел свои ноги. Затем всё начиналось заново.

В Таре конвой под роспись сдал депортированного местным старостам. К дому своего брата Абдурашид шёл, от стыда не смея поднять голову.

На земле пророка

Получив паспорт, Абдурашид выдвинулся навстречу новым приключениям. Из Ишима, куда он приехал на Никольскую ярмарку, он дошёл до Петропавловска, где сел на повозку казаха по имени Бисембе и двинулся в направлении Кокчетава.

В Атбасарском уезде, где он остановился, ему предложили стать учителем детей состоятельных казахов. Волостной за эту работу неплохо платил. Но всё испортил один случай. Так случилось, что умер жених одной из воспитанниц Абдурашида. По обычаю лавиа эта девушка должна была стать женой младшего брата покойного. Но брат был еще совсем ребенком. Невеста это очень тяжело переживала и в конце концов влюбилась в Абдурашида. Об этом узнал волостной. В итоге парню пришлось покинуть Атбасарский уезд. Сто пятьдесят рублей, полученные им за работу, позволили ему продолжить своё путешествие. Через Одессу 22-летний Абдурашид прибывает в Стамбул. Как раз было время хаджа. В Турцию стекались паломники с целью продолжения путешествия в Мекку. Здесь Абдурашид познакомился с Нигматуллой Кармышаковым из Ембаево и другими состоятельными тюменскими мусульманами. К тому времени средств у него оставалось совсем немножко. На хадж, конечно, не хватало. Просить денег у земляков Абдурашид не решился.

Но парню повезло. Обычно днём он гулял по стамбульским мечетям и встречал пароходы из России. И вот однажды сошедший по трапу мужчина представился Хисаметдин-бабаем из Иркутска. Он-то и поделился своим секретом, сказав, что у него есть деньги закята в сумме тридцати пяти рублей, и их нужно отдать шакирду, желающему получить исламское образование.

- Я тот самый шакирд, - сказал Абдурашид, - хочу учиться в Медине, но у меня нет достаточных средств. Так он оказался в Мекке и Медине, где провел несколько лет.

В 1885 году Абдурашид Ибрагимов вновь возвращается в Тару. Женится, становится указным муллой. Но вскоре он опять отправляется в дорогу по маршруту Стамбул - Египет - Палестина - Иран - Франция - Италия - Австрия - Сербия - Болгария - юг России - Кавказ - Бухара - Туркестан - Урал - Сибирь.

Переселение-хиджра

Вернувшись в начале XX века в Россию, Абдурашид Ибрагимов активно занимается политической деятельностью. Он настаивает на переселении сибирских татар и бухарцев на территорию Турции, утверждая, что в России вскоре ислам станет не в милости, поэтому правоверным лучше всего переселиться, как это сделал в свое время с первыми мусульманами пророк Мухаммад.

Большой совет жителей нескольких аулов состоялся в 1908 году. Ещё до беседы с земляками Ибрагимов обговорил условия переселения с турецким султаном Абдул-Хамидом. В итоге в путь собралось около трехсот семей. Загрузив на сани весь домашний скраб, они добрались до Омска. Сели на поезд в сторону Одессы. Те, кого до последней минуты угнетала неизвестность и тоска по родной земле, выпрыгивали с поезда на ходу.

Остальные на турецкий берег ступили в 1910 году. В то время Султан Абдул-Хамид был, к сожалению, уже отстранен от власти. Новый султан-марионетка не отвечал за обязательство прежнего, поэтому землю татары и бухарцы получили не в обещанной живописной Анатолии, как было обговорено с султаном, а в каменистой провинции Конья. Здесь, у подножия скал, они и основали аул Решадия. Позже он был переименован в Богределик.

Японский муфтий

В Турции Абдурашид издал книгу «Исламский мир и распространение ислама в Японии», в которой повествует о своем полугодичном пребывании в Японии.

Умер он в 1944 году, похоронен в Токио. На его могиле в 2003 году побывала делегация мусульман из России.

Абдурашид Ибрагимов - автор около двадцати изданий, депутат первой мусульманской фракции в Государственной Думе царской России.

В 1905 -1907 годы редактирует три петербургские мусульманские газеты. В своих публикациях настаивает на изучении в новометодных медресе произведении Ломоносова, Пушкина, Толстого и других русских писателей.

Автор: Калиль Вахитов

Источник

Биография

В этом году в арабском мире увидел свет двухтомник трудов депутата первой мусульманской фракции в Государственной Думе царской России, первого муфтия в истории Японии Абдурашида Ибрагимова в переводе с османского (тюркского) языка на арабский. Инициатором проекта выступил председатель исламского центра Японии Салих Самираи. Переводчики Субхи Фарзат и Камаль Худжа.

В настоящее время в Ассоциации общественных объединений «Собрание» принято решение о переводе двухтомника на русский язык

В основу издания вошли «Путевые заметки» татарского просветителя, посвящённые его путешествию по маршруту Санкт-Петербург-Поволжье-Урал-Сибирь-Иркутск-Манжурия-Корея-Япония-Индонезия-Индия-Аравийский полуостров-Палестина-Стамбул. Свой труд он назвал «Исламский мир и распространение ислама в Японии».

Кроме того, в сборник вошла поэма об А. Ибрагимове известного в Саудовской Аравии поэта Абдуллы Бальхаера, первого министра информации королевства, который был очарован духом сибиряка. Стихи Ибрагимову посвятил и известный османский поэт Мухаммад Акиф.

В своих воспоминаниях о встрече с татарским проповедником А. Бальхаер отмечает, что он был поражён мудростью собеседника, его дальновидностью и высокообразованностью.

Сам Салих Самираи пишет об Абдурашиде Ибрагимове как о свободолюбивом, любознательном человеке, умеющем смело выражать свои мысли, отстаивать позиции. «Он внёс огромный вклад в развитие мусульманской общины Японии, пишет С. Самираи. - Во время своего шестимесячного пребывания в стране он встречался с людьми разного социального статуса - от крестьян до министров. Благодаря его усилиям ислам приняло много японцев, среди которых были мыслители, журналисты, военнослужащие, молодежь".

Источник


Теги:Ибрагимов, мечеть, Айтыкины


Читайте также

Комментарии (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]