ГлавнаяБлогАлександр Милевский
Фотографии Тары 1888 года. Детали.
Александр Милевский
11.01.2020
3975
6
4.9

Идеализация прошлого – одна из причин симпатии к старым фотографиям. Это переживание сродни ностальгии. Бессознательно мы ищем в прошлом стабильности и предсказуемости, которых зачастую нам не хватает в сегодняшней жизни. Рассматривая старые фотоснимки, мы погружаемся в иную эпоху, устанавливаем новые отношения с незнакомыми людьми и предметами, ведём с ними внутренний диалог. И в этом «убежище» мир становится более понятным, уютным, обжитым.

Когда мы держим в руках старую фотокарточку, прежде всего мы воспринимаем её как старинную вещь. На уровне подсознания старое – значит красивое, старое – значит хорошее. Предметы старины обладают особым обаянием. Они вызывают уважение (будь то архитектура, произведения искусства, мебель, книги или фотографии), потому что на них словно лежит знак качества: раз они пережили время, значит, в них есть что-то ценное, уникальное, то, что помогло им избежать разрушения, уничтожения.

Именно поэтому вызывает огромное удовольствие рассматривать старинные фотографии тех мест, где жил, улиц, по которым когда-то бегал ребёнком. Через такое общение с прошлым происходит своего рода самопознание, оно помогает каждому найти своё место в этом мире, стать его соучастником. И, конечно, даёт надежду на лучшее будущее, открывает новые перспективы.

В течение вот уже десяти лет мы занимаемся коллекционированием старинных фотографий Тары на неофициальном сайте нашего города taragorod.ru. Коллекция насчитывает уже более 2000 фотографий и постоянно пополняется. Настоящими жемчужинами нашей коллекции являются фотографии Тары конца XIX века.

В конце декабря 2019 г. на одном из дочерних порталов сайта Русского географического общества – портале, на котором проводится фотоконкурс РГО «Самая красивая страна» – были обнаружены три фотографии города Тары, датированные 1886, 1887 и 1888 годами, но, скорее всего, сделанные в один день в период с 1886 по 1888 годы. Позже по запросу нам прислали фотокопию и четвёртой фотографии из этой же серии, и получилась практически полная круговая панорама Тары. Снимки находятся в Санкт-Петербурге в Научном архиве Русского географического общества и, вероятно, ранее не были известны краеведам Тары и нигде не публиковались. Кроме того, что они являются на данный момент самыми старыми фотографиями города из ныне известных, их уникальность заключается ещё и в том, что сделаны они были с необычного ракурса и очень качественной для того времени фототехникой: видны самые мельчайшие детали изображения, город на этих фотографиях как живой.

Автор этих фотографий – Флориан Станиславович Лахмайер (Ляхмайер), фотограф из Екатеринбурга, гражданин Варшавы, дворянин, один из первых фотографов Сибири и Урала. На портале РГО есть множество видовых фотографий других городов Российской Империи, сделанных Ф.С. Лахмайером в период с 1886 по 1888 годы. Был ли это государственный заказ или личная инициатива фотографа – пока выяснить не удалось. Во всяком случае, ранее нам никогда не встречались наборы открыток с видами российских городов за его авторством.

Вчера мы получили электронные копии всех четырёх фотографий в хорошем разрешении и с удовольствием делимся ими с вами!

Вот первое фото из этой серии (ссылки на скачивание полноразмерных фотографий приведены в конце статьи):

Вид на Базарную площадь Тары, 1886-1888 годы

Перед нами Базарная площадь города Тары (сейчас – площадь Ленина). Слева на переднем плане Успенская церковь, справа поодаль – Пятницкая церковь. Между ними – гостиный двор Тары, за которым виден купол часовни Животворящего креста Господня. Фото, как и три следующих, сделано в летний полдень со «старой» пожарной каланчи, стоявшей в то время немного северо-западнее гостиницы "Иртыш", на пригорке, где велись раскопки.

Примечательно, что центральная площадь города на фотографии названа Гостиннодворской, а не Базарной, как мы привыкли:

При увеличении можно детально разглядеть Пятницкую церковь:

К Успенской церкви пришли бараны и козы и, как в известной поговорке, с интересом рассматривают ворота:

А в центре безлюдной Базарной площади безмятежно отдыхают их собратья:

Слева от Успенской церкви вдалеке видна, как мы и предполагали, «...часовня во имя Святого Модеста патриарха Иерусалимского за речкой Аркаркой, в одной версте от города»:

На втором фото, датированном 1887 годом, тоже запечатлены две церкви:

Вид на Спасскую церковь, 1886-1888 годы

В центре – единственная сохранившаяся до наших дней Спасская церковь. Справа от неё, вдалеке, в центре Тихвинского погоста (сейчас – Комсомольский парк) видна Тихвинская (кладбищенская) церковь, взорванная вместе с Пятницкой церковью в 1951 году. На фото – вид на современный перекрёсток Советской улицы и улицы 40 лет ВЛКСМ, а в то время – это, соответственно, Никольская улица и Полицейский переулок. Внизу снимка – пожарный обоз:

Можно разглядеть на подводах пожарные ручные помпы, бочку с водой, лопаты и инструменты, лестницы, кошму, которой, вероятно, накрывали небольшие горящие предметы для ограничения доступа кислорода.

Обращает на себя внимание крайне рыхлая в то время застройка прилегающих к Базарной площади кварталов. Вероятно, стоимость аренды земли в центре города была тогда очень высокой. Только в самом конце XIX и начале XX вв. участки на центральной площади массово начинают скупаться и застраиваться тарскими торговцами.

Данная часть города названа на фотографии Соборной:

При максимальном увеличении фотографии видны очертания лёгкого изящного балкончика на северном фасаде Спасской церкви:

Был ли балкон на южном фасаде – пока неизвестно, но вероятность этого судя по всему крайне велика. В наше время восстановили оба балкона, но ничего общего с историческими они не имеют и, как и пристроенный недавно, но, по всей вероятности, никогда не существовавший всход, они непропорциональны и выглядят инородными телами на здании.

Новый ракурс Тихвинской (кладбищенской) церкви:

Жители города:

Прекрасно видны детали одежды:

Соборный переулок (ул. Карбышева), как видим, был гораздо шире и "обтекал" Спасскую церковь с обеих сторон. И заборчик вокруг церкви больше похож на парапет (либо только начинает возводиться):

Здесь забор почему-то из кирпича:

Третье фото:

Вид на Никольский собор, 1886-1888 годы

На фотографии необычный ракурс: с этой точки Никольский собор мы ещё никогда не видели! Справа вдаль устремляется Тобольский тракт (на момент съёмки – Никольская улица, сейчас – Советская). Вокруг собора естественным образом образовался своего рода кольцевой перекрёсток. С этого ракурса хорошо видно, насколько сильно здание выступало за линию домов в глубину улицы. Возможно, когда-нибудь этот снимок принесёт наибольшую пользу при будущем восстановлении собора, который был разобран в советское время. Некоторые из деревянных домов, которые мы видим на этой фотографии, стоят до сих пор.

Эта часть города названа Западной:

Один из домов напоминал по виду ныне существующий дом священника Александрова на Александровской улице:

Позади него виден один из двух домов усадьбы Ивана Ефимовича Щербакова, выстроенной в середине XIX века. На момент съёмки в этом двухэтажном полукаменном особняке располагалось уездное училище.

Внизу и слева на снимке неказистое здание Полицейского управления:

Надпись на вывеске: «ПОЛИЦИЯ УПРАВА»

Обращают на себя внимание очень красивая расстекловка окон практически на всех домах:

Конечно, в то время такая «мелкоячеистость» оконных рам была вызвана не эстетическими предпочтениями, а, скорее, была вынужденной мерой: большие по площади стёкла были редкостью и стоили очень дорого. Да и заменить небольшой разбитый фрагмент гораздо проще и дешевле. К сожалению, с появлением пластиковых стеклопакетов в современных городах появилось много окон-бойниц без оконных переплётов. Выглядят они ужасно, особенно, если вставлены в историческое здание.

Здесь хорошо заметен водосток от собора через Никольскую улицу под гору. До того, как улицу Советскую недавно заасфальтировали, эту просевшую выемку в дорожном покрытии часто "принимали" за пресловутый подземный ход.

На четвёртом фото изображена подгорная часть Тары:

Вид на подгорную часть города Тары, 1886-1888 годы

Как видно, застройка этой части города уже тогда была довольно плотной. Видны первая тарская мечеть и особняк купца Айтыкина напротив неё. Улица тогда называлась Нерпинской, Немчиновской она стала в 1910 году.  Я.А. Немчинов был последним владельцем трёхэтажного особняка, который мы видим в центре снимка вдалеке. В нём купец открыл сиропитательное заведение с ремесленными классами и городской общественный банк. На момент съёмки у дома ещё не было лестницы-пристройки на второй этаж на южном фасаде. Хорошо можно разглядеть всю усадьбу, на территории которой находился трёхэтажный дом:

Помимо него на территории усадьбы мы видим красивый двухэтажный дом, по виду – полукаменный. Именно он, судя по всему, был главным домом усадьбы, въезд на территорию которой украшали огромные ворота. Большое центральное крыльцо этого дома можно увидеть на фотографии Немчиновской улицы 1910 г.:

Дом был построен другим тарским купцом конца XVIII–XIX веков Иваном Фёдоровичем Нерпиным. На его же средства была выстроена Тихвинская церковь Тары, и в честь него эта улица называется в наше время. За сиропитательным домом видна Казанская церковь, крупных фотографий которой пока обнаружить не удалось:

Подгорная часть города на фотографии названа Татарской:

Крупный план мечети:

Задний двор дома купца Айтыкина напротив мечети:

Посмотрите, с какой любовью и вниманием к мелким деталям относились при постройке даже самого рядового дома:

На Иртыше, судя по всему, видны баржи:

Город Тара кардинально поменялся за этот век. Он не стал лучше или хуже: он стал совершенно другим. Из шести церквей, составлявших красивейший архитектурный ансамбль в то время, осталась только одна – Спасская. Остальные были либо взорваны, либо разобраны на кирпичи в советское время. Да и оставшейся церкви не повезло. Уже в наше время, в течение 4 последних лет, невзирая на протесты и возмущения местных краеведов и общественников, её фактически уничтожили горе-реставраторы. Облик здания изменился до неузнаваемости, и вместо лёгкого изящного здания, которое мы видим на фотографии Ф. Лахмайера 1888 года и на более поздних снимках, город за огромные деньги получил громоздкую уродливую махину, имеющую мало общего с историческим оригиналом.

В то же время город стал гораздо чище и благоустроеннее, хотя даже сейчас там можно пройтись по деревянным тротуарам, а окраины часто не освещаются электрическим светом по ночам. Огромное влияние на восприятие города сейчас оказывает засилье сайдинга, использование которого вообще следовало бы законодательно запретить в исторических городах. Тара значительно разрослась, появились многоэтажные благоустроенные дома, но, тем не менее, до сих пор преобладает деревянная частная застройка. К сожалению, город год от года теряет своё лицо, становится безликим. В наше время это происходит практически со всеми городами России, маленькими и большими. И предотвратить этот процесс очень сложно уже сейчас.

Тем не менее, очень важно подчеркнуть уникальность каждого города нашей страны, выделить его среди остальных. В России мало городов, которые при должном подходе было бы невозможно превратить в точку притяжения для туристов, одновременно с этим развивая привлекательность городской среды для самих жителей, грамотно проектируя общественные пространства, создавая такие условия, при которых люди перестали бы уезжать в столицы в поисках лучшей доли. С 2011 года одна Москва на улучшение своей жизни потратила 1,5 триллиона рублей, что сопоставимо с тратами на благоустройство всей России (1,7 триллиона рублей). О чём тут можно говорить… У города Тары очень большой исторический и туристический потенциал. Мы, изучающие историю нашего родного края, собирающие информацию о его славном прошлом по крупицам, видим этот потенциал и стараемся рассказать о нём всем.

Что же касается самой старой фотографии Тары, то хочется верить, что она пока ещё не найдена и не опубликована. Когда-нибудь мы её обязательно найдём!


Полноразмерные фотографии Тары 1888 года Ф. Лахмайера


Друзья! Если вам интересно дело, которым мы занимаемся, и у кого-то из вас появится желание и возможность поддержать нашу работу по поиску и публикации исторических фотографий и материалов, вы можете помочь нам переводом абсолютно любой суммы. Спасибо вам всем за интерес к истории края и поддержку!

Александр Титов
 
 
Банковская карта: 6390 0245 9004 9608 87

Перевод на ЯндексКошелёк:
 
 
Александр Милевский
 
 
Банковская карта: 4276 4500 1499 5035

Перевод на ЯндексКошелёк:
 
 
 

Теги:Сапасская церковь, Лахмайер, история, Успенская церковь, Тихвинская церковь, Никольский собор, Пятницкая церковь, ретрофотографии


Читайте также

Комментарии (6)

6 1er  
1
Хорошо можно разглядеть всю усадьбу Нерпина, на территории которой находился трёхэтажный Сиропитательный дом:



Помимо него на территории усадьбы мы видим красивый двухэтажный дом, по виду – полукаменный. Именно он, судя по всему, и был главным домом усадьбы, въезд на территорию которой украшали огромные ворота. Большое центральное крыльцо этого дома можно увидеть на фотографии Немчиновской улицы 1910 г.:


5 alexttv  
0
"Люди узнают на архивных снимках родные места, дома, где жили их предки. Так, например, случилось с жителем города Тары, создателем неофициального сайта Тары Александром Милевским. Со своими коллегами он уже собрал большую коллекцию исторических фотографий Тары, но на сайте фотоконкурса РГО, в галерее номинации "Живой архив", обнаружил три уникальных снимка – самые старые из выявленных фотографий Тары, которые нигде ранее не публиковались. "Многие самые интересные и важные события в нашей жизни происходят по воле случая, – рассказал Александр Милевский. – Я искал на просторах сети старинные фотографии одного тобольского здания и нашёл портал фотоконкурса "Самая красивая страна". В разделе "Живой архив" увидел три фотографии Тары, сделанные фотографом из Екатеринбурга Флорианом Лахмайером в 1886–1888 годах. О тобольском здании, которое искал, забыл тут же, поскольку фотографии Тары оказались действительно уникальными. Кроме того что они являются самими старыми фотографиями города из ныне известных, они были сделаны с необычного ракурса и очень качественной для того времени фототехникой. Видны самые мельчайшие детали изображения, город на этих фотографиях как живой!". https://www.rgo.ru/ru....oy-kray

4 1er  
1
У сиропитательного дома ещё нет лестницы-пристройки на второй этаж на южном фасаде:


3 1er  
1
Местоположение пожарной каланчи подтвердилось:


1 alexttv  
0
У извозчика на телеге ручная водяная помпа для тушения пожаров, можно также на другой подводе увидеть пожарные лестницы, скорее всего это выстроился пожарный обоз.

2 1er  
0
Да, точно! Смутили биржевые извозчики на более новых фотографиях, почему-то про пожарных и не подумал.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]