ГлавнаяБлогАлександр Титов
Гидроотряд Колчака в Таре? Фотосвидетельство.
Александр Титов
07.03.2024
390
5.0

Отряд гидроавиации армии Колчака на р. Иртыш у г. Тары. 1919 г. Из семейного архива Напыловой Полины Викторовны. На снимке А.Д. Федосеев в центре с шестом для измерения глубин.


Недавно в Тарский муниципальный архив поступил запрос от Напыловой Полины Викторовны с просьбой прояснить судьбу её прапрадеда Андрея Дмитриевича Федосеева (1867-1937) родом из села Алексеевка Самарской губернии. Он был призван на флот, служил в Кронштадте, дослужился до звания кондуктора, но какими-то судьбами в начале ХХ века, в 20-х годах, оказался во Владивостоке.

В семейном альбоме сохранились две его фотографии с группой солдат – моряков на реке с самолётами. В подписи было указано, что это Иртыш и город Тара. Руководитель архива попросила меня попробовать исследовать снимок как специалисту по старым фотографиям.

После изучения мной снимка стало понятно, что, скорее всего, на фото гидросамолёт «М-9» 1-го Гидроавиационного отряда колчаковской Речной боевой флотилии. "...Об общем положении морской авиации в составе «колчаковских» вооружённых сил на конец 1918 года писал контр-адмирал М.И. Смирнов:

«У нас имелось четыре гидроаэропланных лодки типа Щетинина 9 (речь идёт о гидросамолёте М-9) и 53 хороших запасных авиационных мотора, эвакуированных из Балтийского флота. Лодки были без крыльев. Благодаря выдающейся энергии авиатора старшего лейтенанта Марченко в Красноярске были сделаны крылья и даже начата постройка новых аэропланов, крылья к 4 имевшимся лодкам были сделаны. Уже в мае 1919 г. в документах морского министерства упоминаются 1-й гидроавиационный отряд, его плавучая база (баржа «Данилиха»), а также 1-й и 2-й плавучие воздухоплавательные отряды. Последние были переданы в распоряжение Речной Боевой флотилии из состава сухопутной армии. 10 мая 1919 г. 3-й воздухоплавательный отряд (6 офицеров, 62 солдата, 7 лошадей и 2 аэростата) был переименован в 1-й плавучий воздухоплавательный отряд Речной Боевой флотилии (фактически вошёл в её состав с 1 мая). 24 мая в состав флотилии был включен 2-й воздухоплавательный отряд, также переименованный в плавучий.

Действовали они преимущественно совместно с плавбатареями, имеющими дальнобойные орудия, в качестве корректировщиков огня. В частности, 1-я станция 2-го воздухоотряда действовала совместно с плавбатареей «Микула Селянинович».

В состав колчаковской гидроавиации вошли ранее упомянутые 4 гидросамолета М-9. Уже после перелома, в 1920 г., были введены в строй четыре самолёта Ньюпор-23, «переконструированных поручиком по Адмиралтейству Иваниловым» и гидроплан «Альбатрос».

В июне 1919 г. 1-й гидроавиационный отряд выступил на фронт. До конца месяца лётчики совершили 32 боевых вылета, 19 полетов «для пробы мотора и аппаратов» и «связи со штабами». Основными видами заданий было бомбометание, а также разведка и обеспечение связи между частями. После того как камская флотилия прекратила своё существование, самолёты перелетели из Перми в Омск. Гидросамолеты и плавбаза "Данилиха" вошли в состав Обь-Иртышской речной боевой флотилии".

Источник

Судя по фуражкам, кокарде на них и погонам у военных, они  служат в колчаковской армии, и становится понятно, что прапрадед Полины Викторовны оказался на Дальнем Востоке при отступлении Белой гвардии под натиском Красной Армии. Возможно, это и снято на той самой плавучей базе (барже «Данилиха»).

"Для базирования гидросамолетов была построена гидроавиабаржа «Данилиха». Она представляла из себя обычную баржу с оборудованным на ней ангаром для четырех самолетов. Палубу на барже опустили с таким расчетом, чтобы при полной нагрузке высота ее борта над уровнем воды была от 18 до 22 вершков. Ангар в четыре пролета должен был вмещать по одному самолету типа М-9 в каждый пролет, но они были выполнены достаточно свободными и вмещают два гидросамолета, стоящих вплотную. Пролеты закрываются с обеих сторон легкими деревянными створками, скользящими по рельсам. Спуски размещены по одному на каждой стороне баржи и перемещаются по рельсам, прикрепленных к бортам. Окончания спусков покоятся на плавающих с двух сторон железных бочках. Их конструкция позволяет принимать на них гидросамолеты и перемещать до любого пролета вдоль всего корпуса гидробазы". 

                                                                                                                                                    Источник


Отряд гидроавиации армии Колчака на р. Иртыш у г. Тары. 1919 г. Из семейного архива Напыловой Полины Викторовны. На снимке А.Д. Федосеев (в центре, во втором ряду) вместе с группой солдат, матросов и прочих лиц.


Ещё заинтересовали меня надписи на бескозырках матросов! Наиболее читаемо мне показалось название «Дельфинъ» у крайнего справа матроса. А ведь это легендарная первая российская подводная лодка! И ведь форма матроса сильно отличается от других, вполне соответствует более привилегированному подплаву! Другие надписи мной прочитались как «Ярославъ» (но вполне могут быть и варианты). Был такой линкор на Балтийском флоте в начале ХХ века!

Конечно, на снимках нет конкретных деталей о месте съёмки на Иртыше в Таре кроме единственной подписи, моё предположение точки съёмки - у Копая! Наиболее вероятно, что отряд мог располагаться на Иртыше только в районе пристани. Берег правый там более пологий и очень удобен для выгрузки гидросамолётов, последующим сталкиванием их на воду для взлёта. И нефтебаза рядом для заправки!

  Подобных фотографий того периода о деятельности гидроавиации Колчака в наших местах я не встречал ранее, кроме, пожалуй, сделанной в неизвестном месте Иртыша и в Омске.


Гидросамолёт «М-9». Место не определено. 1919г. С сайта siberia.forum24.ru

«Полет гидроплана». г.Омск. 1919г. С сайта pastvu.com


Так что это фотосвидетельство одной из страниц нашей истории является довольно ценным артефактом.




Комментарии (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]