ГлавнаяБлогАлександр Милевский
«Тюменский гений» из Тары
Александр Милевский
23.03.2023
1312
5.0

Константин Николаевич Высоцкий, снятый фотографом К. Винокуровым в 1879 году


Екатерининский винокуренный завод

Территория, которую в настоящее время занимает село Екатерининское Тарского района, с давних времён привлекала человека. Археологические находки свидетельствуют о том, что люди здесь жили с III тысячелетия до нашей эры. Щедро и великодушно наградила природа красотой и привлекательностью здешние места.

В 1715 году здесь была построена «сибирская каторга», впервые раздался печальный звон кандалов и не унимался более двух веков. Ежегодно на этой территории содержалось около 300 каторжан. А в начале 1789 года по указу Екатерины II был построен винокуренный завод, который был одним из самых крупных предприятий Тобольской губернии. Просуществовал завод до 1867 года.

В архивных источниках Исторического архива Омской области имеется справка, свидетельствующая о том, что «В 12-ти верстах от уездного города Тары на высоком правом берегу Иртыша в 1789 году, в 300 саженях от селения Екатерининское, был заложен казённый винокуренный завод», находившийся на притоке реки Иртыш, речке Абросимовке. Его первым управляющим был назначен асессор Тобольской казённой палаты Карл Иванович Эрин.


Село Екатерининское, устье реки Абросимовки, 1950-е годы. Источник – pastvu.com


Александр Жиров в своей работе «Побег. История сибирского изгнания» так определил роль винокуренного завода:

«Это второе по численности каторжников место в Тобольской губернии. Каменные заводские постройки, включая тюремный замок, были построены из кирпича, производство которого было налажено здесь же, при заводе. Кирпичом же было выстлано дно речки Абросимовки в районе завода. До сего дня здесь находят кирпичи с клеймом «П.К.», обозначавшим начальные буквы фамилии одного из арендаторов завода, потомка винных королей Урала и Сибири В.А. Поклевского-Козелл. Заводы были снабжены паровыми двигателями».

На «первоначальное» строительство завода в июне 1789 года по указу Тобольской казённой палаты было ассигновано Тарским уездным казначейством три тысячи рублей. В результате одними из первых были выстроены кузницы, хлебные магазины, амбары, часовня, дом для пристава караульной команды.

Наталья Флегонтова Климова, заведующая научной библиотекой ОГИК, в своей статье, посвящённой Екатерининскому заводу, пишет, что в течение двадцати лет, с 1792 по 1812 год, на предприятии ничего не строилось. А с 1813 года, с передачей завода от арендаторов в казну, начинается второй этап строительства завода. Первые постройки пришли в негодность, а возросшее производство потребовало новых помещений. Впоследствии были построены винница, денежная кладовая, винный подвал, кирпичные сараи и спиртовая. Климова отмечает, что перестройка и расширение завода в 1813 году стоила 4015 рублей, а новый винный подвал (1816 г.) – 2824 рублей, хотя первые постройки обошлись дёшево.

Третий этап строительства заводских помещений пришёлся на 20-е гг. XIX века. В результате появились контора, больница, ледник для хранения вина. Увеличившийся штат караульной команды потребовал в 1821 году постройки новой казармы. С увеличением производства вина возросла необходимость увеличения и поставок хлеба на завод. Так, в 1822 и 1823 году бы построены 3 новых хлебных магазина стоимостью более полутора тысяч рублей каждый.

Также в архивных записях находим сведения о том, что в январе 1833 году завод сгорел дотла, но был полностью восстановлен в июне этого же года. Столь поспешные действия по восстановлению Вениамин Шахов в своём историческом очерке «Екатерининская дача» объясняет выгодностью деятельности данного предприятия, так как его продукция пользовалась большим спросом у царского правительства: она шла для спаивания народностей севера, поставлявшего за эту продукцию ценные меха и рыбу. В 1867 году завод прекратил свою деятельность.

В книге тарского краеведа Анатолия Юрьева «Жемчужина Тарского Прииртышья» имеются сведения о том, что во главе завода стоял смотритель, он же являлся начальником завода. Администрация завода состояла из бухгалтера, казначея, письмоводителя. Охраняла завод рота солдат, которой командовал офицер или казачий урядник. На заводе находились также доктор, два фельдшера, священник.

К сожалению, ни одной фотографии с изображением завода пока найти не удалось, но не исключено, что Екатерининский завод был похож на Петропавловский завод, находящийся в Омской области.



Тарский период жизни и семья

Константин Высоцкий родился в семье поляка Николая Матвеевича (Миколая Матфеевича) Высоцкого, который был сослан за некое преступление в Сибирь в 1827 году в Тарский округ Тобольской губернии в каторжные работы на Екатерининский казённый винокуренный завод №5. В 1840-х годах его отец служил главным чиновником заводской конторы Екатерининского казённого винокуренного завода.

Остаётся неизвестным точная дата рождения (1835, 1836 или 1837 год). Вот что пишет Н.М. Чукмалдин о рождении Высоцкого в автобиографическом очерке «Мои воспоминания»:

«К.Н. Высоцкий родился в г. Таре, если не ошибаюсь, в 1835 г.»

В 1854 году он поступил на государственную службу. Будучи педагогом по призванию, Константин Николаевич много преподавал. Получив звание учителя рисования в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, по разным источникам, он был учителем рисования, черчения и чистописания Томского, Тарского и Туринского уездных училищ. А с 1856 года преподавал искусство и в Тюменском уездном училище, в здании по ул. Подаруевской, ныне ул. Семакова, 10, где в 1944 году разместился Тюменский пединститут, в 1973 году преобразованный в Тюменский государственный университет. Согласно архивным документам, 30 марта 1859 года Константин Николаевич состоял учителем в Тарском Спасском приходском училище, в 1863 году вышел в отставку, а в конце 1870-х гг. стал почётным членом попечительского совета женской прогимназии в Тюмени.

Младший брат Константина Пётр в 1850–1851 учебном году учился в первом классе Тарского уездного училища. Проживал в городе Таре. Его потомки числились в тарском мещанском сословии, избирались не раз на общественные должности.

Константин Николаевич был женат на дочери священника Людмиле Афанасьевне. У него было трое детей:

  • Мария (7 марта 1860 – 29 июня 1892). Вышла замуж за купца Князева, её сыном был советский поэт Василий Васильевич Князев;
  • Людмила (9 июня 1862 – после 1943). Получила в наследство типографию и продолжала дело отца, но в 1909 году продала типографию издателю Алексею Афромееву. В 1911 году Людмила Константиновна принимала участие в Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставке в городе Омске, где была удостоена большой серебряной медали за шитьё бисером на иконах (ризы);
  • Николай (1864–1932). Стал геологом, в честь него был назван минерал высоцкит.

Геолог Николай Константинович Высоцкий, сын Константина Николаевича


Жизнь в Тюмени

Константин Николаевич и его дочь Людмила внесли большой вклад в развитие предпринимательства и культуры Тюмени. Современники называли издателя «тюменским гением» и «ходячей гуманностью». Его фигура стала почти мифологической благодаря восторженным воспоминаниям его современников и друзей. Таким предстает Высоцкий в воспоминаниях своего друга мецената Николая Чукмалдина:

«Он не был ни писателем, ни художником, ни учёным, но вся его натура, весь склад его ума были проникнуты какой-то особой обаятельностью». «Это был человек с выдающимися способностями, с благородной и возвышенной душой, ни один человек, сколько-нибудь выходящий за рамки обыденного в Тюмени, не обошёл его квартиры».


Николай Мартемьянович (Мартинианович) Чукмалдин, русский купец, писатель, общественный деятель, просветитель, меценат


В 1860-е годы Высоцкий руководил демократическим кружком в Тюмени. Члены кружка обсуждали новые номера литературных журналов, произведения Льва Толстого, Ивана Тургенева. Кружок был закрыт полицией как «нигилистический».

В 1866-м году Константин Высоцкий открывает в Тюмени фотомастерскую. Где она располагалась – неизвестно.

Как всякий талантливый человек, Константин Высоцкий пробовал себя в различных ипостасях. В 1867 году открыл литографию, а в 1869 – типографию с линовальной, картонажной и переплётной мастерской, которая стала первой в Тюмени. Типография, по мнению исследователей, находилась там же, где и жил Константин Николаевич, в усадьбе на территории Большого Городища, что на ул. Царево-Городищенской, 64 в районе нынешних улиц Коммуны, Гайдара и Розы Люксембург. Но сегодня от неё остались лишь ели, которые тем не менее помнят те далекие, но столь важные для Тюмени события.

В распоряжении типографии было четыре станка, в ней работало до полутора десятков человек. Первое печатное произведение – «Устав приказчичьего клуба в городе Тюмени» (1869 г.) объёмом 14 страниц. Он издавал книги по истории, романы, карты, справочники, учебные пособия, отчёты и уставы благотворительных обществ. К этому времени в Тюмени проживали 13824 человека.

Кстати, один из станков этой типографии в настоящее время находится в экспозиции Музея истории науки и техники Зауралья Тюменского индустриального университета, что на ул. Володарского, 38.

Высоцкий был награждён похвальным листом министерства финансов за представленные экспонаты на публичной выставке сельского хозяйства и промыслов Тюменского округа Тобольской губернии в 1871 году. Вместе с Николаем Чукмалдиным он написал «Записку о плавании по реке Type пароходов и о направлении предполагаемой железной дороги». Соавторы доказывали, что железная дорога должна проходить через Тюмень.

В типографии Высоцкого были изданы альбомы писателя и художника Михаила Знаменского «Моя поездка на кумыс. Клубные сонные грёзы» и сборник карикатур «Обрыв: роман классический, картинный, отменно длинный, длинный и сатирический и чинный», книга «3000 вёрст по рекам Западной Сибири. Очерки и заметки. Из скитаний по берегам Туры, Тобола, Иртыша и Оби» тюменского жителя Андрея Павлова (ранее её автором считался геолог Алексей Павлов). После издания этих книг за Высоцким был установлен полицейский надзор.

Высоцкий интересовался развитием коврового промысла, писал как публицист в «Тобольских губернских ведомостях» – ратовал за проведение в Тюмень ветки Уральской железной дороги. Несколько лет представлял дела почётного гражданина г. Тары Ивана Ефимовича Щербакова в судах (выступал адвокатом). Организовал экспедицию по поиску минералов в окрестностях Тюмени. Вместе с неким Ив. Ив. Петровым и Гудицким «нашли близ Тюмени минерал крокус».


Иван Ефимович Щербаков – владелец винокуренного, кожевенного, свечного и салотопенного заводов в Таре. Фото 1860-1870-х гг. из семейного архива Щербаковых, потомков Ивана Ефимовича.


«Сибирский листок объявлений»

До 1879 года в Тобольской губернии выходила только одна газета – «Тобольские губернские ведомости». В 1879 году Константин Высоцкий начал выпускать частную газету «Сибирский листок объявлений». Газета издавалась в типографии Константина Николаевича по пятницам с 5 января по 28 декабря тиражом 150-200 экземпляров, имела 52 подписчика.


Первая страница первого номера


В каждом номере было четыре полосы. Подписная цена вместе с пересылкой равнялась 2 рублям (для сравнения цена «Тобольских губернских ведомостей» составляла 4 рубля без пересылки). Издатель намеревался «отражать все интересы Сибири и её деятельности на почве как крупной промышленности, так и её главных отраслей». Для издания использовались разные, в том числе иностранные, шрифты.

Газета состояла из четырёх-пяти разделов. В первом разделе помещались общекалендарные сведения, православный месяцеслов. Во втором разделе – сводка погоды в Тюмени. Третий раздел назывался «Ярмарки и торжки», а позже «Торговые сведения». В нём публиковались сведения как о крупнейших российских ярмарках, так и о местных. В четвёртом разделе печатались местные цены на товары. Издатель пытался разнообразить содержание, но этому мешала двойная предварительная цензура – в Казани и в Тобольске. Поэтому много места занимали деловые и частные объявления, которые не подлежали цензуре.

Авторами газеты были тюменцы: купцы Николай Чукмалдин, Василий Князев, художник Иван Калганов, служащий В. Ефремов, библиотекарь А. Себякина. Старшая дочь Высоцкого Мария также принимала участие в создании газеты.

В конце года газета закрылась из-за убытков. Всего вышло 52 номера. В последнем номере, отвечая на вопрос читателя о причинах закрытия, Высоцкий писал:

«…пускаться в подробности изложения причин прекращения находим неудобным и скажем только одно: „Листок“ начат преждевременно»

Смерть и память

В середине 1870-х годов Высоцкий отошёл от деятельности фотографа и закрыл свою мастерскую. Попытка возродить фотографию в 1885 году успехом не увенчалась.


Фотопортрет Константина Николаевича Высоцкого, 1880-е годы


Константин Высоцкий умер в 1887 году и был похоронен на Затюменском кладбище. Могила его не сохранилась, как и остальных похороненных здесь тюменцев: кладбище прекратило своё существование уже в конце 40-х годов XX века.

Оставив пронзительно яркий след в истории Тюмени и её жителей, имя Высоцкого, к сожалению, почти нигде в городе не увековечено. Нет ни улицы, ни тем более памятника этому выдающемуся человеку. Зато сейчас есть много информации о нём в электронном формате.

Интересная публикация о К.Н. Высоцком есть на портале Централизованной городской библиотечной системы «ГородТ».

Большая часть работ Константина Николаевича Высоцкого поступила в фонды Александровского реального училища.

В память о деятельности этого выдающегося уроженца города Тары в 2019 г. Тюменский государственный университет выступил организатором проекта «Год К.Н. Высоцкого». В ходе его реализации была подготовлена и опубликована серия статей в газете «Тюменская область сегодня», создана электронная коллекция материалов, посвящённых К.Н. Высоцкому (издания, фото, документы и пр.) и размещена в электронной библиотеке ТюмГУ под названием «Высоцкий К.Н. и медиакультура Тюмени», а также подготовлена экспозиция, посвящённая творчеству этого тюменского просветителя. Работа осуществлялась в рамках тесного сотрудничества с Тюменской областной научной библиотекой им. Д.И. Менделеева и Областным музейным комплексом им. И.Я. Словцова.

Историю первых фотопроектов и биографии первых фотографов Тюмени можно узнать на выставке «Удивительный мир фотографии», которая с 2021 года работает в Тюменской областной научной библиотеке им. Д.И. Менделеева.


Послесловие

Примерно через год после смерти первого тюменского фотографа Константина Николаевича Высоцкого Тару посетил фотограф из Екатеринбурга, гражданин Варшавы, дворянин Флориан Станиславович Лахмайер (Ляхмайер). Им были сделаны как минимум четыре самые старые из известных на данный момент фотографии города Тары. 

Вполне может быть, что за пару десятков лет до Флориана Станиславовича свою историческую родину с фотоаппаратом в багаже посетил Константин Николаевич, и на полках какого-нибудь музея сейчас пылятся и ждут своего часа уникальные стеклянные негативы с изображением Тары 1860-х годов...



 


Теги:Лахмайер, ретрофотограф Высоцкий, фотография, Сибирский листок объявлений, Екатерининский казённый винокуренны, Тюмень


Читайте также

Комментарии (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]