Слышали, наверное, про новый критерий героизма? Народным героем тут признали Андрея Хартли - предпринимателя из Москвы, который не уступил дорогу "членовозу" с мигалкой. Да более того - не просто не устпил, а ещё и с фотоаппаратом на видеозаписи подошёл к "членовозу" и попытался выяснить, кто это там сидит.
Казалось бы, ничего особенного, но в наше время попытка всего лишь не поклониться чиновнику уже чревата.
Вот как сам Хартли рассказывает - не столько о своём поступке, сколько об отношении к жизни и к стране. Для Тары вопрос "мигалок", конечно, не очень актуален. Да, грубо говоря, ни для одного города, кроме России, "мигалочные пробки" не актуальны в принципе. Но здесь понравился подход человека к ситуации с вседозволенностью чиновничества.
Некоторые цитаты:
"И тут я понимаю, что единственное, что может меня защитить, — это видеозапись. Мало ли что. Я судорожно достаю сумку, фотоаппарат, включаю видеорежим. Меня трясет. Тут и страх, и гнев — всё сразу. Зачем я это сделал? Зачем я пошел к нему? Знаешь выражение — «выдавливать по капле из себя раба»? Видимо, уже какой-то внутренний протест пошел: тварь я дрожащая или право имею? Надоело чувствовать себя ничтожеством. И будь что будет. Не хочу я так жить. Не хочу бояться. Не хочу быть букашкой никчемной. Мы все читаем, слышим, что власть для народа. Да какая она для народа, если она с нами так обращается?.."
"Я думаю, у меня, так же как и у других людей, возникал вопрос: а кто эти люди, кто ездит в этих машинах, нарушая правила, плюя на всех на нас? Действительно ли есть такая необходимость? Мы, слава богу, поездили по миру, везде посмотрели: ну нигде нет такого, ни в одном западном обществе, даже и не в западном, в том же Таиланде возьмите. А у нас это просто возведено в норму. Смешно. Как раньше в Африке у вождя племени самое большое кольцо в носу было, так и у нас. У кого одна мигалка, у кого — две. Вот они едут по встречке, встречаются там лоб в лоб. Тут же надо моментально сориентироваться, кто круче по номерам, у кого кольцо в носу больше."
"Десять лет прошло со времен, как Путин у власти. Много сделано или мало за этот период? Сделано много, никто не оспаривает. Вопрос: а можно ли было сделать больше? Я считаю, что можно. Даже не хочу говорить про экономику. Это отдельный большой блок вопросов. Но даже по вопросам какой-то элементарной справедливости, моральной атмосферы. Потому что опять эта «Единая Россия» превращается в аналог КПСС в худшем виде. Россия и так весь ХХ век жила в страхе. И мы опять на это выходим! Мы боимся что-то сказать вслух. И это мне не нравится. "
"Первые два дня я переживал, что из-за меня могут пострадать партнеры по бизнесу. Родственники в госструктурах. Вдруг я их всех подставил? Безусловно я об этом задумывался. Я состоятельный человек, мне есть что терять, да… Могут, условно говоря, отобрать бизнес. Но у нас ведь любой бизнес могут закрыть. Это тебе каждый коммерсант скажет."
"Я вот сам себя спрашиваю: почему меня сейчас прорвало? А почему не два года назад, не пять лет? Знаешь, это все накапливается, накапливается и доходит до какой-то критической точки, а потом — бамс! — переходит на какой-то новый уровень — либо взрывается, либо еще что-то происходит. У человека так же. Меня вот история с Чичваркиным очень взволновала, потом Магнитский, какие-то другие вещи. Все это копилось — ну вот и выплеснулось."
"И вот когда навстречу мне едет этот членовоз, «БМВ» 7-й серии, который стоит 4,5 миллиона рублей, я думаю: какого хрена! Какая необходимость у руководителя службы протокола иметь такой автомобиль? Почему не ездить на «тойоте-камри»? «Камри» — это 1 миллион рублей. Комфортный автомобиль представительского класса. Почему он едет на машине стоимостью 4 миллиона рублей? Удлиненная версия «БМВ». Он все равно на переднем сиденье сидит. Зачем ему удлиненная версия? Что он там возит сзади?
Я в прошлом году заплатил эти деньги. На эти деньги купили эту машину этому чиновнику, наняли водителя, и он едет. Я ему задаю вопрос, типа: а кто вы такой, собственно говоря? И получаю в ответ: а ты кто такой, а ну, выключи камеру, мать твою! Как так?!"
"Я сам с Урала, часто езжу по другим городам, по провинции. Когда видишь всю нищету нашу, неустроенность — грустно! Так подумать: Россия — богатая страна, столько ресурсов. Почему мы живем так плохо? Посмотрим на Запад. Люди, в принципе, работают не больше, чем мы. Они же не вкалывают там по 12—16 часов в сутки, а тем не менее живут хорошо, и удовольствие от жизни получают. Почему у нас-то так не получается? Почему у нас всё в Москве — экономическая власть, политическая, культурная, научная? Посмотри на Америку. Даже миллиардеры, проживающие в Америке, распределены по всей стране. Есть Лос-Анджелес, Сан-Франциско, есть Нью-Йорк, Атланта, Бостон, Детройт — равноправные по своему влиянию города. У нас из ста все сто живут в Москве. Перенесли бы столицу куда-нибудь в Новосибирск, Омск, Самару. В Тверь хотя бы — между Питером и Москвой. Мне кажется, было бы больше пользы, чем всё в Москве."
"В академии, где я учусь, много госслужащих такого среднего уровня. И это нормальные, здравомыслящие ребята. И преподаватели там очень сильные. Они всё понимают и нередко критикуют власть за ее действия с точки зрения разумности. Что происходит с этими чудесными людьми потом? Куда они деваются? Я не знаю. У меня нет ответа на этот вопрос."
"Я не строю из себя какого-то героя и на амбразуру не готов лечь. Я слишком люблю жизнь, слишком люблю себя, в конце концов. Просто надо начать изменять жизнь с себя. Каждый должен сделать какой-то маленький первый шаг, тогда все будет. Взять чистоту на улицах нашего города. Меня безумно бесит, когда люди выкидывают из окна пачки из-под сигарет. Дверь открыл, пустую бутылку пива поставил, поехал. Например, в прошлом году стою на Таганской площади на мотоцикле, жду кого-то. Стоит «тойота» новая, хорошая. Мужчина с женщиной. Дверь открывается, падает пустая пачка из-под сигарет. Я подхожу, постучал и говорю: уважаемые, три миллиона машин на дорогах ежедневно, вы представляете, если каждый выбросит пустую пачку. Это же наш город! Зачем мы его превращаем в грязь-то?! Он берет пачку, закрывает дверь. Я сажусь на мотоцикл. Проходит две минуты. Дверь открывается, пачка опять — раз! — на улицу! Я подхожу, демонстративно беру пачку, перехожу через дорогу. Там автобусная остановка, в урну бросаю эту пачку, иду обратно. Мужчина и женщина смотрят на меня такими свинячьими глазами. Я просто улыбнулся им. Мне нетрудно и не зазорно поднять и бросить, потому что мне противно жить в грязном городе. Я не хочу. Я хочу, чтобы было кругом все красиво, комфортно. Начинать нужно с себя. Если каждый начнет, какой-то маленький шаг сделает, тогда что-то у нас изменится. Я так считаю."