ВНИМАНИЕ! В ТЕКСТЕ ОБСУЖДАЕТСЯ ФИЛЬМ, КОТОРЫЙ ЕЩЁ НЕ ВЫШЕЛ НА ЭКРАНЫ! ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ САМИ СОСТАВИТЬ СВОЁ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О НЁМ - НЕ ЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, КОТОРЫЙ ПРИВОДИТСЯ ДАЛЕЕ!
Ну, всё, я предупредил. Сергей Лукьяненко выложил в блоге свою рецензию на фильм Тимура Бекмамбетова "Чёрная молния".
В целом - фильм на четвёрку, смотреть стоит.
Далее - по тексту:
Сюжет прост, как и положено кинокомиксу (и тут можно смело говорить - первый российский кинокомикс о супергерое). Злой олигарх (Вержбицкий) спрятав внутри небоскреба Москва-Сити гигантскую буровую, пытается добуриться до алмазов, которые скрыты под Москвой. Но беда в том, что 1. если пробурить дырку, то вся Москва будет разрушена. 2. пробурить дырку не получается, атомной энергии не хватает, нужен "нанокатализатор". Такой нанокатализатор на основе лунного грунта (привет, Незнайка!) был создан в советской секретной лаборатории, но в дело не пошел, а оказался вмонтированным в "Волгу", которая благодаря этому может летать.
Олигарх охотится за "Волгой". А то попала в руки студенту, который обнаружив ее способности вначале развозит на ней цветы для грузина-торговца с Рижского рынка, а потом, после трагической гибели отца (в которой и он сам отчасти виновен) начинает геройствовать - ловить бандитов, спасать младенцев из огня и заниматья прочей геройской работой. Олигарх охотится на парня, а у того еще и нелады с личной жизнью - подруга из Нижнего (Новгорода? Тагила?) дружит с богатеньким приятелем нашего героя, считая что тот и есть "Черная молния".
Бред сивой кобылы?
Простите, а история человека, который в костюме летучей мышки сражается с человеком-пингвином, выросшим в канализации, или приключения паренька с планеты Криптон, который очень быстро летая вокруг Земли может заставить время идти вспять - это не бред?
Да, бред. Ибо комикс по сути своей именно увлекательным бредом и является. Никто не требует от песни "Алеха", напетой под гитару и порадовавшей подвыпившую публику того же, что и от концерта Баха, исполненном на органе в соборе. Это разные вещи и к комиксу стоит подходить именно с этими мерками.
Поэтому олигарх, который всю Москву своим буром готов угробить - гениальная находка съемочной группы. Если бы он просто ради денег нефть или алмазы добывал - саспенса бы не было. Поэтому развоз цветов для карикатурного торговца - великолепный ход, если бы парень сразу начал зарабатывать иначе, куда более разумными методами - не было бы образа наивного юноши, пытающегося заработать. Поэтому финальная схватка летающей "Волги" и "Мерседеса" над Красной Площадью - не отвратительный кич, а та же самая профессиональная эксплуатация образа, как у американцев - звездно-полосатый флаг гордо развевающийся над полем брани.
А теперь - что понравилось, а что - нет.
Великолепная игра Вержбицкого. Прекрасная игра Золотухина, Гармаша, Васильевой, Будрайтиса, Легостаева, Дато Бахтадзе.
Молодежь играет очень прилично, но... на фоне старшего поколения все-таки "недотягивает". Григорий Добрыгин почти попадает в образ... но все-таки не до конца. Катя Вилкова очень симпатичная девушка, но, боюсь, рамки роли не дали ей раскрыться.
Вот кто играет ужасно - это Катя Старшова, "звездочка" сериала "Папины дочки". В сериале ее стиль "а-ля Ералаш" был уместен. В фильме смотрится очень неубедительно и рушит всю достоверность характеров.
Компьютерная графика хороша. Не "Аватар", конечно. Но вполне качественно и уместно. Есть и забавные пасхальные яйца, цитаты из других комиксов и самоцитаты - но сделанные с иронией и хорошо. Побочная юмористическая линия завязавшего алкаша тоже очень аккуратна и веселит зал.
Что не понравилось...
Во-первых, даже я, всегда относящийся к продакт-плейсменту как к неизбежному злу, здесь слегка обалдел. Макароны "Макфа", водка "Русский стандарт", айфон, мэйл ру, "Мерседес" - лейблы мелькали с первых же минут и с дикой интенсивностью. Да, использован честный и смешной прием Бекмамбетова - не прятать рекламу, а честно ее показать и отработать, поиронизировать над ситуацией. Но здесь, мне кажется, переборщили. Оно, конечно, смешно, когда у олигарха на столе бутылка водки и он хлещет ее в расстройстве. Или когда два парня, распушив хвосты перед девушкой, айфонами меряются. Но перебор...
Во-вторых, как раз в мелких героических подвигах главного героя все чуть-чуть недожато. Вот чуть-чуть - но недожато. Влетает он на своей "Волге" в горящий дом ребенка спасти - ну вы сделайте секундную сцену, чтобы герой сквозь огонь за ребенком мчался, а тот - за котенком или плюшевым мишкой. У женской части аудитории слеза от умиления брызнет. Покажите, как он рыбаков со льдины снимает, благо - зима. Как он сквозь бурю, гром и молнию вакцину от свинного гриппа людям везет. Не хватает приключений!
В-третьих - есть один момент, когда фильм внезапно выскакивает из "комиксовой" эстетики в эстетику нормального кино. Это - когда отец героя (прекрасно сыграно Сергеем Гармашем) идет на смерть, отвлекая бандитов от сына. А сын, пытающийся жить по заветам негодяя-олигарха, не приходит на помощь (ну не знал он, что за углом умирает его отец). Прошу понять меня правильно - это хорошая сцена. Самая сильная в фильме. Но после нее возвращение в эстетику комикса и комиксовые сражения смотрятся странно. Либо фильм должен был уйти в эстетику сурового кино о мстителе а-ля Тарантино или Родригес... либо это должен был быть не отец нашего героя. Не зря в "Человеке-пауке" в аналогичной ситуации погибает дядя - пусть и вырастивший героя, но все-таки не такой близкий по крови. Законы жанра беспощадны - за смерть отца герой ОБЯЗАН был отомстить. Это не показано, точнее - показано невнятно. Ну и празднование Нового Года после считанные дни-недели после такой трагедии смотрится нелепо.
Последняя моя претензия - в сцене финального мочилова совершенно упущен момент, как и когда герой, вывалившийся из машины, вновь в нее забрался. Мелочь, а цепляет.
Вот такой вот вышел спойлер. Но иначе не рассказать.
Мое резюме - фильм на твердую четверку. Смотреть стоит. Новогоднего настроение не испортит, напротив.
А теперь - о главном. :)
Для меня очень важен и очень печален тот момент, что вся крутизна главного героя основана на старой советской секретной машине с "нанокатализатором" (ох, зря это слово впендюрили в фильм, оно и так у всех оскомину набило). Да и сам герой по сути - мальчик из семидесятых годов. Он ведет себя так, словно внезапно из семидесятых перенесся в наши дни - и стал с удивлением осваиваться в новой жизни.
Ну а главный злодей - он весь из себя современный успешный бизнесмен и олигарх. Выходит по сути, что мы не можем противопоставить злу НИЧЕГО кроме старой советской технологии и ЭТИКИ. А когда кончится технология, то и этика ничего не изменит.
Я сам советский человек. Я родился в СССР и с этим ничего не поделать. И я горжусь страной, в которой жил, ее наукой и ее этикой!
Но в прошлое пути нет, мы не можем как Супермен раскрутить время назад. И герой современного комикса - если мы хотим, чтобы он и вправду был героем наших дней - должен опираться на то хорошее, что есть у нас сейчас. Если этого хорошего нет - надо его придумать. Чтобы оно появилось и в реальности.
А на "Волге-21", даже если она летающая, мы далеко не уедем.