В продолжение темы с обращением "Справедливой России" к главе района Зуйкову.
Интервью с Вадимом Морозовым, председателем правления региональной общественной организации Омской области «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства» в газете "Наше Омское Слово".
Говорили много о противодействии местных властей местному же бизнесу, и о том, что надо менять ситуацию. Чаще других районов упоминался Тарский - как один из наиболее проблемных в плане развития производственного бизнеса. В окончательную версию интервью это не вошло, в основном - здесь именно официальный текст. - Вадим Владимирович, Ассоциация начала работать относительно недавно, но это ведь не первая попытка объединить бизнес? Как вы оцениваете работу других объединений?
- Главная ошибка большинства из них заключалась в том, что они базировались исключительно в областном центре. Конечно, в названиях многих организаций было слово «областная» – сказывалась тяга к масштабам. Но если говорить о сути работы – это были площадки городские по большей части.
Кроме того, у нас через какую-то структуру в первую очередь решаются свои вопросы, а не общественные. Любая общественная организация создаётся – не скрывая истинных целей – чтобы установить контакт с властью, попасть в Заксобрание, в Госдуму, выиграть тендер какой-нибудь. Но через 2–3 года всем уже становятся понятны истинные цели, когда самым главным вопросом для обсуждения становится: «Кто будет ходить в правительство, общаться с чиновниками?» Если это самый главный вопрос для общественной организации, то эта организация бесперспективна. Кроме включения слова «областная» в название организации, необходимо иметь структуру – тот инструмент, с помощью которого можно решать поставленные задачи. Ни одна общественная организация в Омской области до появления нашей Ассоциации такой структуры не имела.
– Это объективная данность: потому что некого объединять за пределами областного центра?
- Наоборот! Мы видим движение из районов области навстречу. Как только предприниматели в районах развивают свой бизнес, они сами переезжают в Омск: либо открывают здесь офис, либо покупают жильё, чтобы чаще находится здесь. Это нужно им, чтобы коммуницировать с коллегами, общаться, собирать информацию, быть в курсе происходящего. Однако не каждый предприниматель может включиться в эту систему, поэтому образуется достаточно серьёзный вакуум. Со стороны регионального министерства экономики определённые шаги, конечно, предпринимались, но со стороны предпринимательского сообщества особого движения, к сожалению, не было. В лучшем случае, городские предприниматели выходили со своими бизнес-проектами в область: покупали какие-то бизнес-активы в районах. Но это были несистемные и не всегда результативные ходы. Необходимо было объединение, организованное и грамотно выстроенное, в том числе и методологически.
- Поэтому работа над объединением началась именно на базе вашей компании?
- Аккумулятором методологии, знаний выступила «Инновационная бизнес-группа», председателем совета директоров которой я являюсь. Мы давно занимались консалтингом и с помощью наших специалистов прописали грамотный план, смогли оценить работу общественных организаций по поддержке предпринимательства не только в Омской области, но и в других регионах. В своей работе мы достаточно быстро перешагнули региональный уровень, сразу перешли на федеральный. В Новосибирске, в Красноярске многие вопросы решаются абсолютно по-другому. Предпринимателями там не управляют административными методами – и от этого виден эффект: бизнес растёт, регион развивается.
- Чем Ассоциация реально помогает предпринимателям?
- Для нас очень важна, например, категория молодых предпринимателей – до 25 лет. Это люди, у которых есть желание работать, и наша поддержка должна заключаться в экспертизе идей, которые у них есть. У них пока нет элементарного опыта запуска бизнес-проектов. Задача опытных предпринимателей – помочь им пройти какие-то этапы быстро, не набивая шишек, без лишних погрешностей. Иная когорта – сельские предприниматели. Когда человек сам ведёт бизнес – он включён в него полностью, бизнес поглощает всё его время. Они варятся в собственном соку, и оттого испытывают подчас огромный недостаток информации. Но ведь менеджер должен постоянно обучаться – это нормальная мировая практика. Кроме того, если брать, например, Омск – мы видим один кадровый потенциал, кадровый уровень, чуть в глубинку – абсолютно иная картина. Эту проблему предпринимателю тоже надо решать.
- Ассоциация помогает решать кадровую проблему?
- Мы обобщаем некий опыт по существующей проблеме и выдаём готовое решение: куда нужно обратиться, что сделать, как избежать подводных камней. Это один вариант. Другой вариант – аккредитация при Ассоциации бизнес-консультантов. Мы выстраиваем структуру таким образом, чтобы существовала постоянная связь с предпринимателями на местах. Мы решили оснащать наши отделения в районах компьютеризированными рабочими местами с подключением к Интернету, у предпринимателей будет выход на наш интернет-портал. Через руководителя отделения Ассоциации предприниматели на местах могут находить ответы на интересующие их вопросы. В рамках портала будет запущен форум для живого общения предпринимателей, для обсуждения общих вопросов и поиска оптимальных решений. Мы будем систематизировать возможные проблемы и решения. Как сейчас, например, мы работаем с банками: провели несколько круглых столов, систематизируем предложения банков и выдаём рекомендации предпринимателям. Предприниматель из области может зайти на сайт, где аккумулируется вся информация, посмотреть предложения по кредитованию, отметить для себя имеющиеся ограничения, задать вопрос консультанту, а не приезжать дополнительно в город, не бегать по офисам банков, не терять время. Но надо понимать: то, что делаем сейчас мы, нужно было делать 10–15 лет назад.
Мы делимся знаниями, опытом, активностью. Эта активность и есть основной вклад предпринимателя в дело Ассоциации. И предприниматели понимают это и охотно идут к нам. За 100 дней работы численность Ассоциации перевалила за три сотни членов – в области нет больше такой общественной организации, которая развивалась бы такими же темпами.
- Как Ассоциация организационно строит свою работу в районах? Представители Ассоциации – кто эти люди, какие у них функции?
- Для того чтобы «подтянуть» более-менее активных предпринимателей, мы проводим большую работу. Мы привлекаем инициативную группу из бизнесменов, работающих непосредственно в районе, обсуждаем с ними основные вопросы взаимодействия. Далее – едем сами в район, встречаемся с предпринимателями, с местной властью. Мы посетили основные экономические зоны: Тару, Нововаршавку, Калачинск, Исилькуль, везде у нас были достаточно информативные встречи, иногда сразу получалось помочь кому-то на месте. И затем предприниматели начали уже сами включаться в работу, нарабатывать связи, контакты.
- Как к новому объединению относятся «на местах»? Вы ездили на встречи в районах с министром экономики Игорем Мураевым – предпринимателей не смутила эта «близость к власти»? Ведь не секрет, что в предпринимательской среде присутствует определённая позиция: лучше быть подальше от власти – без поддержки, но и без лишней ответственности.
- Дело в том, что у районной власти сугубо потребительское отношение к местным предпринимателям. Когда нужно что-то сделать, глава вызывает к себе круг лиц и распределяет «полномочия». Но системно ничего не решалось! Нам сегодня нужно переломить это наследие. Сегодня мы чётко обозначили положение предпринимателя: мы имеем право на жизнь и работу, если власти необходимо общаться с нами – давайте общаться по-человечески, на равных. Должны быть некие правила, которые раньше местной властью периодически нарушались. Часто складывалась такая ситуация, когда «наиболее приближёнными» к власти оказывались один-два-три предпринимателя. А остальные бизнесмены не видели даже смысла в участии в тендерах, например.
- Вам известно, что на севере области, в Таре более 100 предпринимателей обратились к новому главе района с открытым письмом. Там они как раз говорят о подобных проблемах. И в том числе о том, что «пришлый» омский бизнес получает больше преференций от власти, и мешает развиваться местному.
- Такая ситуация стала возможной именно потому, что никто не обращал внимания на поддержку местного бизнеса. С главой любого района крупный производитель или владелец торговой сети мог легко договориться. Мы прямо говорим главам администрации о том, что предприниматели – это их актив, это люди, которые кормят район. Но уже есть некие «рекомендации», исходящие от глав администраций районов. Были случаи, когда из администраций к нам обращались по поводу кандидатуры представителей Ассоциации в районе, высказывали свои предпочтения и несогласия. Осуществляются попытки создать не структуру для решения каких-то проблем района, а структуру, которая была бы удобна и лояльна главе администрации. Чтобы всё было тихо, хорошо, чтобы похлопали вовремя. Причем, происходит это даже не в тех районах, где старые руководители «партийной закалки», а где относительно молодые главы муниципалитетов. Но по закону-то исполнительная власть не имеет права вмешиваться в деятельность общественной организации! Это постоянное принижение предпринимателя приводит к тому, что снижается активность предпринимателей, к тому, что у предпринимателей формируется комплекс неполноценности. Можно поставить предпринимателей по струнке, а потом удивляться – почему район дотационный, умирающий, почему бегут из района, из города активные люди.
- Президент заявил о необходимости прекратить «кошмарить» бизнес. У нас ситуация выправляется каким-то образом?
- Ассоциация сейчас – это именно тот авангард, который начинает привлекать к себе, негатив, в том числе. Очень многие недовольны теми реформами, которые мы начинаем. Те же главы муниципальных образований в принципе не привыкли к тому, чтобы предприниматели задавали им вопросы напрямую, требовали чего-то, говорили с ними на равных. Они просто в шоке. Президент сегодня говорит: помощь малому бизнесу – это не пожелание, это не прихоть местной администрации, это обязанность муниципального руководства. Я рад, что в регионах, в том числе и в нашем, эта позиция руководства страны была услышана, и как только эта позиция дойдет до муниципалитетов, я уверен, начнётся формирование оптимальной системы. Когда глава администрации не будет формально относится к своим прямым обязанностям, когда не будет протекции исключительно крупных предпринимателей, которые поддержат его, когда не будет краснобайства перед выборами, а когда будет много малых предпринимателей, достаточно независимых. А вот когда будет много малых предпринимателей, с ними трудно будет договариваться. Они скажут: у нас есть такая-то позиция, кто первый из кандидатов её озвучит, кто выйдет на разговор с нами – тот наш мэр, наш глава. Поэтому сейчас задача – увеличивать этот средний класс.
- Откуда его брать, этот средний класс?
- Нужно, чтобы балласт по трудозанятости перестал быть балластом. Нужно, чтобы люди не боялись входить в предпринимательство. Мы не требуем от них глобализма – пусть занимаются торговлей, услугами, мелким производством, ремеслом. Не нужно строить фабрику в каждом районе – постройте маленькую пекарню! А глава администрации должен следить, чтобы местная продукция была в каждой торговой точке города или села.
- Уже есть какие-то промежуточные итоги работы Ассоциации?
- Наша проблема в том, что мы – первые. В Сибири нет подобных структурированных организаций. Сейчас к нам уже идут запросы опыта из других регионов, идут запросы от власти – в том числе от полпреда Президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина, который считает наш опыт «неплохим». Но этой работой надо заниматься, это нужно кому-то делать впервые. Действительно «неплохо» будет, когда начнётся совместная работа бизнеса, власти, общества. У нас большое желание, чтобы в работу, кроме региональной власти, включились и главы муниципальных образований. По-человечески активно включились.