Новые сообщения Участники Правила форума Поиск RSS
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Почему Тару назвали Тарой
alex_tor4annenДата: Суббота, 05.12.2009, 13:14 | Сообщение # 1
Группа: Пользователи
Сообщений: 2176
Статус:
Отсюда:

Почему название города все-таки Тара? А не Тарск? Или Аркарск? Суффикс " -ск" как клеймо навечно запечатлевал факт утверждения России на завоеванных землях. А Тара осталась Тарой. Редкое исключение в сибирской топонимике.

Видимо, было что-то в название реки, что нужно было сохранить именно в таком виде.
Тара на основании толкования из тюрских языков, то есть на языке сибирских татар, переводится как извилистая. Омь, кстати, тихая. Ну, под эти определения попадают 99% рек Западной Сибири - из-за рельефа они могут быть только извилистыми и и со слабым течением. Назвать реку так - значит не не назвать ее никак. Можно предположить, что пришельцы - тюркоязычные племена, распространяясь по Сибири, по-своему переиначивали местные названия, находя соответствия чуждому звучанию в своем языке. В тюрском слове Тара захоронено настоящее, подлинное название, которое могло сохраниться чуть ли не со времен образования финно-угорской общности на севере Евразии.

У современных хантов сохранился комплекс понятий, звучащих сходно и начинающихся со слога "тар".
Таран, тарын - злое божество женского рода, олицетворение распрей, войн, болезней и эпидемий. Оно противопоставляется торуму - богу-мужчине, порядку, миру и гармонии. Существует масса производных иносказаний, обыгрывающих это слово: так, военная тропа, война - это путь Тарэн.
Древние ханты знали Деву Тарэн - богиню, сочетающую в себе парадоксальные черты. Она была воплощением духа материнства - и она же насылала смерть, пожары, мор, войну. Впрочем, в язычестве, такое сочетание довольно распространено. Кстати, ее образ нельзя назвать однозначно отрицательными - как в христианстве дьявол противопоставляется богу. Тарэн и Торум олицетворяли собой две неразрывные части бытия - смерть и рождение, зло и добро, перетекающее друг в друга и не могущие существовать одно без другого. "Свет - левая рука тьмы", как сказала Урсула Ле Гуин.
Ее символом был пылающий крест на березовом плоту ( кто видел аарти на современной Таре у Окунево, то может представить и обряд, присходивший тысячелетия назад)
Река Тара вполне могла быть зримым воплощением, олицетворением богини, причем, как всегда в мифологии, невозможно было определить, что появилось раньше - богиня или река? Они были едины - красная от железистых болотных отложений "кровавая" река Тара и Дева Тарэн, живущая в мифологическом пространстве "...у красного моря, у красного леса...." Вода Тары могла быть кровавой не только по геологическим причинам - Тара, как всякая сибирская река, была единственным путем военных походов.
Для древних угров, населявших леса Омской области, река Тара была богиней. Есть мнение что Тарэн - общеугорское явление, то есть о реке и богине могли знать народы от Енисея до Балтики. Древние тюрки, угров уничтожавших и изгонявших, в божественном статусе реки тоже не сомневались. Как правоверные язычники, в чужих богов они верили так же как в своих. Но не упускали возможности принизить или вовсе уничтожить. Бог живет лишь до того времени, пока к нему взывают и приносят жертвы. Тогда Тара-Тарэн стала просто Тарой, Извилистой, просто потоком воды без признаков одухотворенности. Местом обитания совсем другого народа, который не хотел пробуждать лишний раз дух богини ее правильным поименованием- как знать, не пробудится ли она и не явятся ли по ее зову с низовьев Иртыша и Оби свирепые хантыйские дружины?

Какая-та часть этой истории была известна и русской администрации. Первый соборный храм Тары был освящен в честь Бориса и Глеба. Как-то немного странный выбор покровителей для пограничного города. Тут бы святой повоинственнее и с атрибутами подлинее и поострее, или что-нибудь общерусское, способное консолидировать и вдохновлять на ратные свершения русский анклав во враждебной обстановке.
А Борис и Глеб особой популярностью в народе не пользовались и были символами пассивной борьбы по-христански против русских раздоров и усобиц. Реальные Борис и Глеб Владимировичи были братьями киевского Святополка, ими же убиенные в борьбе за единоличную власть. Культ их начался во времена Владимира Мономаха, который насмотрелся на свары своих родственничков и пытался объединить Киевскую Русь. Так появились мученики за веру, а заодно и и братской резни, первые исконно русские святые. Введенный сверху культ играл определенную роль в общественном самосознании, которое всегда остро реагировало на княжескую рознь. Достаточно припомнить, что Ивану Грозному простилось все, за то, что он сдерживал местнические устремления своих бояр.
Где-то в России Борисоглебская церковь была вполне уместна - но в Сибири... А если Борис и Глеб должны были уравновесить буйные наклонности Девы Тарэн? Pax Rоssika, устанавливающийся в дикой Сибири, имел своим идеологическим обоснованием установление мира и спокойствия на землях, охваченных перманентной войной всех против всех. Царская администрация железной рукой устанавливала мир - в том числе и на костях тех, кто имел глупость этому сопротивляться. В представлениях того времени реальное действие должно было быть освящено свыше и подкреплено санкцией высшей инстанции. Выше власти политической, Москвы, была власть бога. Мобилизованные в подмогу христолюбивому воинству русские святые деятельно участвовали в превращении поганной языческой земли в часть христианского мира. Они шли на стягах, иконах вместе с первопроходцами, санкционировали упоминанием своих имен в грамотах действия администрации, утверждались в своих духовных крепостях - церквях как феодалы в завоеванных вотчинах. Одновременно со строительством крепостей и острогов, формировавших зримый костяк новой Сибири, шла не менее напряженная работа по образованию духовной основы русской Сибири. От действий посланцев патриарха зависело не менее, чем от работы дьяков приказов или военачальников. Размещение церквей осуществлялось по стратегическому плану, учитывающему силу и характер противника. Для вновь образованного Тарского уезда основным противником был не ислам, едва прижившийся среди таежных татар, а наследие языческого прошлого - неукротимая Дева Тарэн. Вот против нее и воздвигся в Таре форпост православия со святыми, специализирующимися на прекращении раздоров.
Русская Тара отобрала у древней Тары ее имя и вытеснила за пределы народного сознания.
Но справиться с Тарой - Тарэн оказалось не так просто.

Если развивать тему мистических совпадений, то почему-то Тара с ее окрестностями оказалась эпицентром или активным участником русских бунтов в Сибири. В Сибири классовая борьба обычно носила иной характер - эксплуататору пускали красного петуха и пускались в бега в необъятную тайгу.
Откровенное противостояние власти и ее русских подданных очень редко носило характер открытых высткпленией с оружием в руках.
В 1722 году император Всея Руси и протчая, протчая, протчая Петр I издал указ о престолонаследии, который оставлял за действующим государем исключительное право назначать наследника. Для России, возрожденной в XVII веке земским строем и привыкшей назначать царей (хотя бы формально), это было последней фазой перехода к абсолютистской власти. Против этого отчаянно боролись раскольники и участники множества бунтов. К концу царствия Петра бунтари повывелись, поскольку царь был крут и приводил несуразную Россию к средневропейскому знаменателю не совсем демократичными методами. Волею судеб Тарский уезд оказался убежищем для уцелевших оппозиционеров. Подогреваемые проповедями раскольников, которым в царствие Антихриста терять уже было нечего, тарчане - единственные в России - отказались подписать присяжные листы. В бунте оказалось замешана даже местная администрация. Карательная экспедиция потопила бунт в крови, хотя и не выполнила приказ царя - истребить весь город. Потом еще долго полыхали "гари" раскольников и тарчан вылавливали по всей Сибири - даже когда сам указ был отменен и объявили амнистию участникам бунта.
Второй раз - самое массовое и обширное по территории крестьянское восстание в истории СССР - Западно-Сибирское 1921 годов началось одновременно в нескольких пунктах. Одним из первых выступил Тарский уезд. Хотя оно никак не было связано с другими, более известными выступлениями против большевиков того же года в Кронштадте и на Тамбовщине, в целом вместе они реально угрожали самому существованию Советской власти. В Сибири восставшие на три недели перерезали Транссиб, поставив европейскаю часть страны перед угрозой голода. И ответные меры были соотвествующими. С разрозненными крестьянскими отрядами боролись дивизии закаленной в боях Красной Армии. Пока не выбили всех.


Was mich nicht umbringt, macht mich stärker
МаминаДочкаДата: Воскресенье, 06.12.2009, 00:27 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 724
Статус:
мне конечно стыдно признаться..но уже 10 лет (которые я здесь живу) меня мучает вопрос, а где такая река Тара?
SkeppiДата: Воскресенье, 06.12.2009, 00:52 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 1302
Статус:
в Усть-Таре wink
впадает в Иртыш южнее Тары километров на 30 примерно.
alex_tor4annenДата: Воскресенье, 06.12.2009, 01:03 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 2176
Статус:
МаминаДочка, когда едешь из Омска, обрати внимание на указатель "д. Черняево". Примерно в этом районе, если в сторону Иртыша смотреть, находится на другом берегу Усть-Тара.

Was mich nicht umbringt, macht mich stärker
МаминаДочкаДата: Воскресенье, 06.12.2009, 01:25 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 724
Статус:
а в Таре ее нет?
alex_tor4annenДата: Воскресенье, 06.12.2009, 02:50 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 2176
Статус:
нет. Она течёт на восток по Муромцевскому району, на Таре стоят Окунево и непосредственно Муромцево. Истоки реки - в Томской, кажется, области.

Was mich nicht umbringt, macht mich stärker
AsiaHawkДата: Воскресенье, 06.12.2009, 11:58 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 51
Статус:
Все таки ты Саныч in my humble opinion (пальцы так и чешутся поставить запрещенное) не историк, а журналист ...
которому все такое растакое подавай... Река ТАРА не от слова извилистая (кстати извилистая или вьющаяся это ИШИМ)
а от слова "тар", или современное "тор" - узкая ...
А твои финно-угоры словом обозначающим Деву могли наречь не заурядную речку с болотистыми берегами, а сам Иртыш, так что не приплетай сюда псевдо исторические измышления...
Касаемо тюркских наименований, не превращенных в русские названия, приплетать финно-угорские племена давно ушедшие с этих мест ко времени прихода русскоязычного населения в сибирь думаю не стоит...

При наименовании острога! вполне могло иметь место просто следование указу государя ... положено было поставить острог на речку Тару... а поставили на Аркарке... (думаю кстати что переименовали тюркское слово "Ор" или "Ар" - смыслово произносится как "крутой берег" обычно говорят о сухом! крутом берегу) ... потому и назвали без всяких "ск"
или по твоему Москва тоже надо было назвать Московск?

alex_tor4annenДата: Воскресенье, 06.12.2009, 13:13 | Сообщение # 8
Группа: Пользователи
Сообщений: 2176
Статус:
каюсь. в следующий раз буду внимательнее читать то, что копипастю.
да, конечно, я знаю, что "тар" - это "узкий".
А в целом статья - это мнение одно очень интересного человека, которого читаю всегда с удовольствием.

ЗЫ: кстати, Москва - это "болотная вода" (если угро-финнского): "ва" - это понятно, а "моск" - вспомните "москитов" (болотный гнус)


Was mich nicht umbringt, macht mich stärker
AsiaHawkДата: Воскресенье, 06.12.2009, 16:37 | Сообщение # 9
Группа: Пользователи
Сообщений: 51
Статус:
И снова ты как всегда пытаешься выдвинуть что то нерусское !!!
москиты к славянскому моск- (корень моск- в древнерусском языке имел значение «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость», причем -ск- могло чередоваться со -зг-. В этот ряд встает современное выражение промозглая, мозглая погода «мокрая, дождливая погода»». http://moscow.gramota.ru/znan01.shtml ) не имеют отношения....
Слово москит происходит от латинского слова muska то бишь муха... и вообщето к нашей истории отношения не имеет и к комарам кстати тоже...
SSS555Дата: Вторник, 01.02.2011, 16:29 | Сообщение # 10
Группа: Пользователи
Сообщений: 245
Статус:
Из разговора баптиста и атеиста (я присутствовал):
А: - Ты говоришь, что Бог создал человека, а учёные доказали, что он произошёл от обезьяны.
Б: - Хорошо! Ты произошёл от обезьяны, а меня создал Бог.

П.С. Каждому своё.

http://taragorod.ru/forum/83-420-1#5579


«Если человек думает, что в историческом движении общества имеют место случайности, то он полный идиот». Марк Туллий Цицерон

Сообщение отредактировал SSS555 - Среда, 02.02.2011, 15:51
SSS555Дата: Суббота, 19.03.2011, 18:42 | Сообщение # 11
Группа: Пользователи
Сообщений: 245
Статус:
Quote (alex_tor4annen)
Тара на основании толкования из тюрских языков, то есть на языке сибирских татар, переводится как извилистая.

Тара (река)
http://ru.wikipedia.org/wiki....0%B0%29
Материал из Википедии — свободной энциклопедии/

Тара — название нескольких рек:

* Тара — река в в Черногории и Боснии и Герцеговине, вместе с рекой Пивой образует Дрину.
* Тара — река в Новосибирской и Омской областях России, правый приток Иртыша.
* Тара — небольшая речка в Брянской области, приток Сева.


Как у славян в Черногории, Боснии и Герцеговине объяснить, откуда название Тара?
Наверное Орда? cry

http://taragorod.ru/forum/83-420-1#5579


«Если человек думает, что в историческом движении общества имеют место случайности, то он полный идиот». Марк Туллий Цицерон

Сообщение отредактировал SSS555 - Суббота, 19.03.2011, 18:45
gavroshДата: Среда, 01.05.2013, 02:09 | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус:
Интересно...а информация о том , что в семидесятых-восьмидесятых годах в урочище Тары производились раскопки  храмового комплекса богини Тары правдива или нет?
НепомнящийДата: Четверг, 09.05.2013, 19:37 | Сообщение # 13
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус:
Название реки Тара оттуда же откуда и назвние Иртыша. У древних славян наша галактика называется Ирий, (греки назвали нашу галактику Млечный Путь), отсюда и Иртыш - Ирий Тишайший. Иртыш входил в територию  Белоречья - великие сибирские реки (от Лены до Иртыша) зимой замерзали и были белыми. Речка Тара - в честь богини Тары - младшей сестры Тарха. Территория Белоречья иностранцами называлась Великой Тартарией - землями Тарха и Тары, основателями Белоречья. Карты с обозначением Тартарии до сих пор хранятся в национальных библиотеках Европы. Тара у славян - Полярная звезда, река в славянской Черногории и сокральный холм в Ирландии - место коронации всех королей. Сама Ирландия - Ирий-страна, где культура и ментальность кельтов во многом схожа со славянской.
pointtДата: Четверг, 09.05.2013, 23:10 | Сообщение # 14
Группа: Пользователи
Сообщений: 248
Статус:
...

Сообщение отредактировал pointt - Четверг, 09.05.2013, 23:13
AsiaHawkДата: Четверг, 06.06.2013, 20:02 | Сообщение # 15
Группа: Пользователи
Сообщений: 51
Статус:
ну да... славяне smile все одно хоть к индусам, хоть к финам с латынянами лишь бы правду не знать и не помнить... ирий какой то:) ваши предки сюда когда пришли? Если мои и то всего 1000 лет тут живут, и речки хоть уй, туй, шиш, ишим, оша, аркарка, тара, и еще сотни три татарских названий и всем дадите индусско/финские расшифровки - мб. и поверю... а так идите лесом
Да еще... тартарией во всех исторических опусах называют страну татар smile


Сообщение отредактировал AsiaHawk - Четверг, 06.06.2013, 20:04
SkeppiДата: Пятница, 07.06.2013, 20:58 | Сообщение # 16
Группа: Пользователи
Сообщений: 1302
Статус:
в Седельниковском районе речки есть Кейзес, Теис, Кайсас и т.п. - названия не татарские, говорят, остяцкие. Так что до татар здесь еще народу пожило и смешение языков и названий здесь в полной красе. Потому, считаю, глупо притягивать сюда древних славян - вот их тут отродясь не было wink
AsiaHawkДата: Понедельник, 10.06.2013, 22:01 | Сообщение # 17
Группа: Пользователи
Сообщений: 51
Статус:
Скэпп дык я уж и говорил что "татары" - (ибо к татарам мы относимся также как славяне к скифам, вроди они а вроде нет) тут пришлые:) хотя тиис татарское:)  кайсас - тоже возможно от слова сос - болото, топь:)
НепомнящийДата: Пятница, 14.06.2013, 01:00 | Сообщение # 18
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус:
AsiaHawk, что вы знаете об истории - ничего, о чем мне тут с вами спорить - не о чем. И лесом идите сами.
gavroshДата: Суббота, 20.07.2013, 15:44 | Сообщение # 19
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус:
Есть у Ломоносова замечательный исторический труд "Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года" , изданная при императорской  академии наук в Санкт-Петербурге в 1766 году . К данному труду относиться можно по разному , хотя бы потому что издан он  уже после смерти Ломоносова . И слухи на сей счет разные , что где то передернули , где то переписали .Но тем не менее достаточно интересно...тех же скифов все же Ломоносов относил к чудскому племени . Скан книги найти труда не составляет. Сложность лишь в грамматике того времени, но не большая в принципе все понятно.

Сообщение отредактировал gavrosh - Воскресенье, 21.07.2013, 00:07
alexttvДата: Четверг, 17.03.2016, 11:57 | Сообщение # 20
Группа: Администраторы
Сообщений: 671
Статус:
Селезнева Ирина Александровна
"ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО
ТАРСКИХ ТАТАР"
  АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
...Не менее распространены в тюркских языках термины, близкие по звучанию и смыслу к тарск. татарск. торок (просо). Они образуют целый куст понятий для обозначения различных диких и культурных растений, а также, вероятно, действий, связанных с обработкой земли, ср: тарск. татарск. торок (просо), тюркс. тара боронить, грести, ворошить граблями, чесать; уйг. тарыг - пашня; пратюрк. taryg (просо),  tar-lag - (возделываемое поле), древнетюрк. tarig (зерно, злаки, хлеб), tary поля, посевы, нивы), taryla хлебное поле, вспаханное поле, пашня), уйг. тары (возделывать землю), словарь Махмуда Кашгарского тары(сеять), тарыг (посев, ячмень, пшеница, зерно, семя), тарыгчы (земледелец), татар. диал. тару (поля, посевы, нивы), хакасск. таарыг (посев), таарыбызарга(посеять); тувинск. тарылга (посев), тарыыр (посеять), тараачын (земледелец); монг. taraa (сеять, обрабатывать землю), алтайск. тары (сеять, насаждать),тараан (просо, пшено), башк. тарма - (дикорастущая конопля), ногайск. тарылав(дикое просо, растущее на вспаханной земле). По мнению лингвистов, первоначальное tary оказалось источником и для обозначения вспаханного поля, и для наименования хлебного зерна, чаще всего (но далеко не всегда!) проса... http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=411
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: