Старейший город региона заинтересовал телевизионщиков тем, что через Тару пролегал знаменитый Великий чайный путь. Мало кто знает, но первые десять пудов чайного листа были привезены в Россию из Китая тарским боярским сыном Иваном Перфильевым, который в 1659 году возглавлял одно из первых русских посольств в Поднебесной. Потребление чая достигло широких масштабов только в начале XIX века. Он стал главным предметом торговли с Китаем. В отдельные годы его доля в импорте составляла 90%. Китайцы отдавали предпочтение пушнине, поэтому Тара длительное время успешно поставляла на экспорт горностая. Как писал тарский историк Александр Жиров, с увеличением объемов ввоза китайского чая важной статьей производства и торговли сибирских купцов стала кожа, прежде всего, юфть, используемая для упаковки чая. Наряду с Тюменью, Томском и Кунгуром Тара была одним из основных поставщиков юфти для чаеторговли на китайской границе. Великий чайный путь начинался в китайском городе Калгане, или, как его сейчас называют, Чжанцзякоу. Пересекал территорию нынешней Монголии. «Воротами» в Россию на ее границе служила Кяхта, основанная в 1727 году и превратившаяся с годами в известную всему деловому миру торговую слободу. Затем чайный путь пролегал через всю Сибирь в Европейскую Россию. Никаких особых дорог для перевозки чая не прокладывалось. Его везли по Московско-Сибирскому тракту, который шел сначала через Тару, а со временем все больше поворачивал на юг. В Таре или Омске чай перегружали на баржи и отправляли вверх по Иртышу, в сторону Семипалатинска, или вниз, в сторону Тобольска. Огромные партии чая принимала Ирбитская ярмарка, главное сибирское торжище. Сгруженные в отдельных местах на площадях Ирбита чайные кипы достигали 8-10-метровой высоты. Еще одним конечным пунктом чайных караванов сибирских купцов был Нижний Новгород. В конце XIX века доставка чая морем из китайских портов через Суэцкий канал и Одессу до Москвы оказалась экономически более выгодной. Это послужило причиной снижения оборотов транзитной торговли через Сибирь. А со строительством Транссибирской магистрали ушли в прошлое чайные обозы, пришли в упадок старые торговые города, в том числе и Тара, оставшаяся в стороне от новых дорог. В последние годы периодически возникают идеи возродить Великий чайный путь как туристический маршрут по Евразии. Составной частью этого самого протяженного международного путешествия должны стать и достопримечательности Омской области. Вспомнили и о Таре, еще сохранившей атмосферу купеческого города XIX столетия. Андрей Курников - РИА 7 Фото - Екатерина Ильина |
Комментарии (3) | |
| |