В старейшем храме Прииртышья обнаружен дореволюционный список наиболее почитаемой иконы Сибири. Нельзя исключить того, что чудотворная Абалацкая икона Божией Матери исчезла не просто так, по чьему-то, пусть злому, но глупому умыслу. Ведь помимо всего она имела еще и огромную материальную ценность. Её оклад был украшен серебром, золотом, драгоценными камнями Имени своего не назвал Из огромного количества дореволюционных списков Абалацкой чудотворной сегодня сохранилось всего несколько десятков. И лишь единицы, может быть, пять-десять или даже того меньше, находятся в действующих сибирских храмах. Один из них, чудесным образом возвращенный к жизни, украшает Спасскую церковь города Тары. Старинный список Абалацкой (Абалакской - в современном звучании) Божией Матери в Спасском храме появился в 2006 году. Появился интригующе таинственно. Мужчина, принесший образ, отказался назвать своё имя. Он лишь сообщил, что сюда, в Тарский район, приехал в гости к родственникам, которые живут в селе Заливино. Без всякой цели, прохаживаясь по усадьбе, зашел в дровяник. На самом верху поленницы увидел раскрашенные доски. Потянулся, достал - икона. При передаче иконы мужчина поставил странное условие: в случае реставрации специалисты оставят образ целым, не станут опиливать края. Почему речь зашла о краях? А они очень сильно подгнили. Думается, что столь странное условие объясняется особой щепетильностью по отношению к образам, свойственной жителям омского севера. Отец Роман, тогдашний настоятель храма, дал дарителю слово не уменьшать размер иконы. А размер солидный - примерно 80х80 сантиметров. Он указывает на то, что образ находился не в домашнем иконостасе, а был храмовым и, скорее всего, настенным. О возрасте, не боясь ошибки, можно предположить, что этому произведению старинных иконописцев не менее полутора сотен лет. В монографии «Сибирская икона» приведено несколько фотографий чудотворной Абалацкой. Список, обретенный тарским храмом, полностью повторяет изображение образа середины XIX века. Образ Абалацкой начала XX века, приведенный в той же монографии, выглядит несколько иначе. О причинах изменений судить не берусь, не специалист. Хотя, как выпало мне услышать в самом, ныне уже действующем, Абалакском монастыре, история утраченной чудотворной иконы непроста, и даже специалисты в иконописи не знают всех тонкостей. Четыре видения Образ первой сибирской чудотворной, как свидетельствуют предания, явился в 1636 году во сне жительнице Абалака, благочестивой вдове Марии, дочери крестьянина Ивана Симонова. Центральное место в видении занимала новгородская икона «Знамение», с правой стороны от которой располагался образ Николая Чудотворца, а с левой - Марии Египетской. С небес раздался глас, требовавший, чтобы вдова обратилась к местному архиепископу, дабы тот заменил ветхую деревянную церковь на новый храм. Так как вдова была женщиной стеснительной, то к архиепископу осмелилась обратиться лишь после четвертого видения. И тот, услышав поведанную вдовой историю о видениях, дал согласие на строительство нового храма. Пока церковь строилась, местный нищий посоветовал парализованному крестьянину по имени Евфимий написать, то есть заказать, икону для нового храма. Когда протодьякон Матвей Мартынов закончил образ, Евфимий уже поправился и сам занес икону в храм. Одна из прихожанок, страдавшая слепотой, оказавшись рядом с изображением Божией Матери, тут же исцелилась. С этого момента и пошла по России слава об Абалацкой чудотворной. Древняя икона в старейшем селе Выше было приведено церковное предание о рождении Абалацкой иконы Божией Матери. В изложении искусствоведов, людей менее сентиментальных, чем верующие, та же история подается в более сухом и прагматичном ключе. Скажем, по их мнению, основа чудотворной иконы совсем не зря имеет новгородские корни. Первый епископ Сибири Киприан прибыл именно из Новгорода, да и большинство переселенцев шли из северных областей европейской России. И им образ новгородской Божией Матери родной. Объяснимо и появление на иконе изображения Николая Чудотворца, который является покровителем странников и путешественников, из них, по сути, и складывались первые русские поселения Сибири. А образ Марии Египетской можно принимать за выражение раскаяния: женщина стала целомудренной, искупив неимоверными страданиями прежний распутный образ жизни. Среди сибиряков было много грешников, бежавших за Урал от расплаты за совершенные преступления. Символично, что старейшая сибирская чудотворная икона появилась именно в Абалаке, старинном родовом селе татарских князей. В окрестностях Абалака состоялось решающее сражение между отрядами Ермака и бухарца Кучума; боевое счастье в том бою оказалось на стороне казаков. Абалак, в котором ныне проживает около 850 жителей (татар и русских примерно пополам), по возрасту намного старше соседнего Тобольска. Чудотворная икона как бы скрепляла союз сибирских наций и указывала на глубину связей России и Сибири. Множество паломников, идущих к чудотворной иконе, преодолевали пространства, населенные сибирскими татарами и видели их мирное настроение. Местное татарское население, пускавшее на ночлег паломников со всей Сибири и России, вскоре совершенно перестало опасаться «завоевателей». Заметим, что при этом никто из учёных не отрицает и не пытался отрицать чудесного появления Абалацкой чудотворной. Вера в чудеса является краеугольным камнем любой религии, и проходиться с неуважением по этой вере, даже в научных статьях, все равно что жечь человека калёным железом. Наши дни С тех пор как Россию поделили на федеральные округа, Тюменская область отошла к Уральскому округу и с формальной точки зрения сибирской территорией не считается. Следовательно, Абалак и Тобольск больше не являются старейшими сибирскими населёнными пунктами. Сегодня старейшим городом Сибири стала образованная в 1594 году Тара. Поэтому, пожалуй, и не стоит удивляться столь чудесному появлению в Спасском, самом старом храме Омской области, древнего списка самой почитаемой чудотворной иконы Сибири - Абалацкой иконы Божией Матери. Все по правилам. Старейшая чудотворная икона Сибири должна находиться в старейшем сибирском городе. Ведь чудотворные иконы сами выбирают - как, где и через кого им являться. Тайна подземных ходов Свою версию об исчезновении Абалацкой иконы выдвинул 56-летний краевед Валерий Комков. Его детство прошло в Таре. Вместе с друзьями, проникнув ради любопытства в подвал школы № 11, открыл подземный ход (эта школа стояла на фундаменте храма Николая Чудотоворца, снесённого в 1939 году). Побродить по тому ходу мальчишкам не дали учителя, но в память подземелье врезалось. Повзрослев, он перечитал множество книг по истории, которые помогли бы открыть ему загадку тарских подземных галерей. Выяснил, что в старину почти каждый город, имевший кремль, центральную часть поселения с крепостными стенами, почти всегда имел и подземные ходы. Тара потеряла свои внушительных размеров центральные укрепления из-за того, что возводились из дерева. Летом 2009 года археологи в Таре раскопали останки кремля. Его размер достоин уважения. По мнению Валерия Комкова, старинные тарские храмы и кремль имели общую систему подземных ходов. Именно в этих поземных галереях и укрыта часть колчаковского золота, а также, возможно, ценности храмов Тобольской епархии, включая усыпанную драгоценными камнями чудотворную Абалацкую икону Божией Матери, и другие сибирские святыни. На чём он основывает свои предположения? Во-первых, на массе разговоров о спрятанных в Гражданскую войну сокровищах, ходивших среди тарских стариков. Во-вторых, изучая биографию адмирала омской поры, Котов обратил внимание на одну странную его иртышскую поездку от Омска до Тобольска и обратно, которая случилась в середине октября 1919 года - за месяц до отступления из Омска. Та поездка является белым пятном в биографии Колчака, о ней почти нет свидетельств. Валерий Евгеньевич убежден, что адмирал, дабы не допустить расхищения ценностей красными, сам контролировал надежность их укрытия. Надо сказать, что, выслушав в июне прошлого года рассказ Котова, ко многому из сказанного отнёсся с недоверием. А вскоре меня судьба свела с известным тарским краеведом Сергеем Алферовым. И он подтвердил факт существования подземных тарских ходов. Виктор Гоношилов - "Омская правда" Фото автора |
Комментарии (0) | |