ГлавнаяБлогАлександр Тихонов
«И соль земли, и сладкий сок берёз…»
Александр Тихонов
22.11.2017
2121
5.0

«И соль земли, и сладкий сок берёз…»

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова (16 ноября 1935 г. - 2006 г.)


В фондах библиотек Омской области немало сборников стихов местных авторов. Одни поэты хорошо известны жителям области, а творчество других популярно лишь в родных районах.

Один из поэтов, чьи стихотворения известны далеко не каждому – Михаил Авдеевич Белозёров. В Омской государственной научно библиотеке им. А.С. Пушкина и на малой родине поэта, в Тарской центральной районной библиотеке хранятся его книги стихов «Я – не плачу! Я – люблю!» и «Не улетайте рано, журавли». Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий. И мне бы хотелось рассказать вам об этом удивительном человеке.

М.А. Белозёров

Короткие биографические справки поэтических антологий способны лишь в общих чертах поведать о творческом человеке. Чтобы понять, как проходил процесс становления поэта, нужно заглянуть в архивы, в том числе семейные, сопоставить вехи жизненного и творческого пути. Эти материалы, собранные воедино, дают нам возможность добавить новые штрихи к портрету яркого журналиста, поэта.


Михаил Белозёров родился 16 ноября 1935 г. в деревне Скатово Орловского сельсовета Тарского района в большой крестьянской семье и в силу житейских обстоятельств был оставлен на воспитание в семье родителей отца, где росли ещё два младших брата и две сестры отца.

Мама, жила невдалеке и лаской, нежностью и материнской любовью ни грамма не обделила в сравнении с двумя младшими братьями, которые были с ней всегда рядом,

- вспоминал Белозёров.

В 1942 году отец Авдей Павлович, работавший председателем Кольтюгинского сельсовета, ушёл на фронт и в этом же году погиб под Старой Руссой.

Авдей Павлович Белозёров (1913-1942)

Главной реликвией для семьи Белозёровых стали письма с фронта, написанные Авдеем Павловичем и его родным братом Павлом Павловичем. Это о них пишет поэт:

...В них - вой пурги и плач седых берез,
И свист свинца, что метит в сердце прямо...
И буквы расплылись от горьких слез,
Что не смогла унять когда-то мама.
Увязанными в небольшой пакет,
Рукой потрогав, прежде, чем молиться,
Их бабушка Авдотья сорок лет
В святом хранила месте - на божнице.

Михаилу с малых лет пришлось изведать тяготы жизни в тылу, из которого все жизненные соки выпивала война. На женских и детских плечах держался тыл.

«Мама из тех женщин, которых судьба так придавила работой, бедами и заботами с детства и чуть ли ни до сей поры, будто на них испытывался предел физических и духовных сил. Может, потому и сегодня она находит силы сказать мне: «Не суетись! Не спеши подпевать тем, кто кричит громче!..» ...жизнь ее прожита в святой вере в высшую справедливость, добро и милосердие. Этим она и сама полна»

- писал Белозёров.

Обострённое чувство справедливости – то, что перенял от матери юный Миша Белозёров. Это гудит в каждой его строке.

После гибели отца семейства, на руках у матери остались ещё два младших брата, и временное нахождение Михаила в семье деда с бабушкой продолжалось до женитьбы.

Детство прошло в селе на берегу реки Оши. Первозданная сибирская природа всецело способствовала взращиванию в юноше поэтического дара. Многим позже, вспоминая таёжное детство, он писал:

Речка Оша - это наше детство, второй дом всех ребятишек нашей деревеньки. Да в нашем краю деревень без Оши почти и не было. В теплое время ловили рыбу… <…> Летом - купались «до посинения». Осенью - катание на самодельных коньках, зимой - на лыжах с крутояра почти в центре деревни.

Печали и радости так сильно переплелись в детстве Михаила Белозёрова, что ещё ярче высвечивала память поэта значительные события, изменившие его судьбу:

Из праздников детства запомнились два. Первый, когда учительница Нина Ивановна Зубова дала мне почитать большущий том Пушкина, выпущенный к 100-летию со дня смерти поэта. Книга была такая, что в обхват я еле донес ее от квартиры учительницы до дома через огороды, тальники и Ошу. Помню, лежала книга на столе, а я любовался ею у горячей железной печки. Коленкоровый переплет в тепле слегка отпотевал, и я старательно протирал его не то полотенцем, не то салфетками с божницы. Большего чувства личного богатства (духовного или материального - я в этом тогда не кумекал) я в жизни не испытывал. Второй праздник, когда учительница литературы Мария Васильевна Чемова в 5 классе читала при всех мои стихи о чем-то. (До чего ж самолюбив человек-то, а?).

С 1949 года Михаил Авдеевич жил в с. Васисс, где познакомился с выпускником тарской культпросветшколы Лешей Чашечниковым, направленным в сельский клуб художественным руководителем.

Леша квартировал у какой-то старушки, а когда установилась твердая майская теплынь, мы перетащили свои матрацы на чердак дома, в котором я жил. <…> Мой новый друг больше говорил, потому что он больше и знал. От него я услышал впервые про Есенина, которого в те поры не только не печатали, но даже не упоминали его имени в школьных учебниках. Он по натуре был влюбчив. Влюблялся быстро и сразу, как говорят, «на всю катушку». Дней через несколько на чердаке он серьезно попросил меня послушать и сказать свое мнение. Тут же заиграл баян, и запел Лёша, пытаясь делать это весело, но получалось печально: «Ну не хмурь же ты брови свои, нам с тобою поют соловьи...». «Это - не Есенин, - сказал Леша, допев до конца. - Это - Леонид Чашечников. Причем, с собственными словами и музыкой. — Я потом, усмехнувшись, добавил: - Между прочим, и собственным исполнением…

Не удивительно, что именно Михаил Белозёров написал о большом поэте и друге пронзительные и смелые строки. Это случилось когда один из ярчайших поэтов эпохи ушел и уже не мог ответить злопыхателям. За него ответил Михаил Белозёров:

Поэта нет. Но пересуды
Бьют по лицу, как в поле град:
И пил вино, и бил посуду,
И был по женской части слаб...
<…>
Был безалаберным, но честным!
И не готовился к тому,
Какое средь поэтов место
Дадут на родине ему.
<…>
И я уверен: не для вида,
Средь множества других имен,
По совести - не по обиде
Достойно будет назван он!

Вскоре, живя в Колосовке, и сам Михаил начал писать робкие строки о любви, адресованные девочке Римме Орёл. Его тетрадь стихов 1952-54 годов, многим позже озаглавленная «Роман в стихах» - признание в любви той, кто станет супругой и верным другом на долгие годы.

Тетрадь стихов М. Белозёрова

В 1954 году Михаил Белозеров подарил тетрадь возлюбленной на день рождения:

А потом начались поздравления,
кто помаду дарил, кто духи,
Кто поэтов больших сочинения...
Я же - собственные стихи.
На листочке и без заглавия,
перечёркнуты множество раз.
Но «спасибо!» большое самое
Я прочёл в теплоте твоих глаз.

В 1955 г. из Колосовки, окончивший среднюю школу, был призван в ряды Советской Армии, сюда же вернулся после окончания службы в 1958 г.

Снимки из личного архива семьи Белозёровы

В феврале 59-го принят на работу в районную газету «Заветы Ильича». В 62-ом направлен ответсекретарём Тевризской межрайонной газеты «Правда Севера», а оттуда в 64-ом взят собкором областной газеты «Омская правда». С 1967 г. работал преподавателем Тарского СПТУ-25, директором кинотеатра «Родина», корреспондентом и диктором районного радиовещания, ответсекретарем районной газеты «Ленинский путь».

Менее чем за десять лет судьба даёт Белозёрову главное, без чего поэт состояться не может – жизненный опыт. Работая в редакциях газет, он чувствовал «пульс эпохи», отчётливее многих видел проблемы и чаяния людей:

Газетные строки, газетные строки –
История прожитой Нами эпохи!
Эпохи счастливой, и сложной, и страшной,
Но все же эпохи - не чьей-то, а нашей!

Не потеряться в жизненной круговерти поэту помогала его семья – супруга Римма и сыновья Вадим и Игорь.

Римма Владимировна Белозёрова (Орёл)

Жизнь творчески одаренных людей очень трудна. Бытовые каждодневные заботы им чужды. Острые ощущения, эмоции, вдохновение у них вызывают природа, дети, верные друзья, приятные воспоминания, красивые женщины…Желание и талант творить во многом осложняют жизнь близких, но еще больше их собственную жизнь. Поэтому были в жизни и ссоры, и непонимание, и упреки, которые нашли отражение и в стихах…

вспоминает супруга поэта Римма Владимировна.

 

<…>
После ссор ты была любимей,
да и я был сильней любим.
Надувала ты губы строго,
щеки вымазав краской с глаз,
Но мирились мы, и в итоге
это все веселило нас….

Своего первого авторского сборника ждать пришлось долго. Лишь в 2001 году из печати вышла книга «Я - не плачу! Я – люблю!». Наверное, именно благодаря долгой выдержке она оказалась зрелой и разноплановой.

Михаил Авдеевич Белозёров с супругой

Поэт с тревогой ожидал читательской реакции на книгу, сомневался, примут ли её.

Понимаю, - писал он в предисловии, что с ее тематикой не так просто добраться до тебя, Читатель, в пору, когда на телеэкранах и страницах множества книг ненависть и жестокость, ножи и пистолеты, убийства и кровь, жадность и лицемерие, когда святейшее из святых чувство Любви превращено в способ наживы и низведено до самой оскорбительной низости.

На страницах книги Белозёрова во главу угла поставлена Любовь, словно в противовес циничности мира. Здесь вспоминания о детстве и маме, о друге Леониде Чашечникове и наставнике Якове Горчакове. И конечно стихи о Таре – городе, который он полюбил всей душой. Свой телефонный номер и адрес на страницах книги поэт указал не случайно. Он ждал откликов.

В предисловии ко второй книге «Не улетайте рано, журавли», вышедшей за год до смерти поэта в 2006 году, Белозёров анализирует читательскую реакцию на первую. Она, пишет автор:

...не ожидала такого радушного приема, такого доброго и теплого читательского отзыва, потому и вошла в жизнь такой радостью, не поделиться которой с добрыми людьми просто невозможно.

Там же, в предисловии книги «Не улетайте рано, журавли» автор признался, скольких душевных и физических сил требует издание книги:

...спешка, в которой делалась книга, потребовала немало лишних сил, а это обострило хронический бронхит, потому на сочинительстве постепенно планировалось поставить точку. Путешествие по больничным палатам удовольствия не приносит, но рождению стихов способствует. Правда, оптимизма в тех стихах немного. Да и жизнь приносила события все чаще печальные, но так касающиеся души, что оставить их без стихотворного отклика было невозможно.

Обложки книг М.А. Белозёрова «Не улетайте рано, журавли...» (Омск, 2005) и «Я – не плачу! Я – люблю (Омск, 2001)

Строка, давшая книге название книге одновременно с тем – обращение в вечность и взгляд в прошлое, в долгое, не всегда простое, но счастливое лето жизни перед лицом грядущей зимы:

Не улетайте рано, журавли,
В заморский край от отчего порога.
Еще погрейтесь от родной земли
Перед нелегкой и большой дорогой!
<…>
...Не торопитесь, стаи журавлей,
Надолго с отчим домом расставаться!..
Так не хочу, что на земле своей
Ждать буду вас, да не смогу дождаться!

Поэт - это не занятие, а призвание, образ мышления, когда жизнь и творчество нераздельны, превращаясь в единый монолит - жизнетворчество. В наши дни, когда творчество зачастую призвано потешить самолюбие автора, и каждый рвётся прогреметь на всю страну, стихи Белозёрова видятся мудрым советом поэтам сегодняшней эпохи и эпохи грядущей:

Я опять о своей малой родине:
Про деревню да крик журавлей,
Про дороги, что мной были пройдены
По моей материнской земле.
<…>
Про нелегкое детство холщовое,
Про отца, что убит на войне.
Знаю: мало поведаю нового,
И немного дано его мне.
Но не всем быть большими поэтами,
И не всем над Россией звучать!
Рад, что скромными строчками этими
Пел, как мог, я про Родину-Мать.

Михаила Белозёрова не стало в 2006 году, но его стихи до сей поры звучат на мероприятиях, музыкальные коллективы поют песни на городских и районных праздниках. Белозёров не прозвучал над Россией, как Пушкин, книгу которого он так бережно листал в детстве, не продирался он через мучительные тернии к вершинам творчества как друг детства Леонид Чашечников.

Сыновья поэта на вечере памяти М. Белозёрова (декабрь 2015)

Испробовав на своём веку «и соль земли, и сладкий сок берез!..», он написал ясно и чутко о родной земле и живущих на ней людях, о детстве и юности, вписав в свои стихотворения не только лишь собственную судьбу, но судьбу нескольких поколений земляков.


Фото из фондов МБУК "ТЦБС", архива семьи Белозеровых, Архивного отдела администрации Тарского муниципального района Омской области.


Теги:Михаил Белозёров, Леонид Чашечников, поэзия, Творчество


Читайте также

Комментарии (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]