Интервью завкафедрой социально-экономической географии и туризма Омского государственного педагогического университета Виталия Демешко газете "НОС" Виталий Демешко: Как продать омскую родинку?
У понятия «продать Родину» появилось новое значение – помимо традиционного негативного. Сегодня Родину можно и нужно «продавать». Только не «буржуинам», а туристам и инвесторам, которые могут вложить свои средства в развитие нашей территории. Теория регионального маркетинга гласит: как товар «продвигается» его производителем на рынке, так и область, край или город могут быть выгодно представлены на «витрине» страны. О том, как «продать» регион с умом, мы беседовали с заведующим кафедрой социально-экономической географии и туризма ОмГПУ Виталием Демешко.
- Виталий Николаевич, имеет ли вообще право на существование такое понятие, как «территориальный маркетинг»? Можно ли «продавать» регион?
Термин, о котором вы говорите, достаточно новый и еще не устоялся в научной практике. Но о чем-то подобном говорить вполне можно. С точки зрения территориального маркетинга любая уважающая себя дестинация - территория, принимающая туристов, - так или иначе старается продвигать и свой рекреационный ресурс, и туристическую инфраструктуру, и вообще старается заинтересовать потенциальных потребителей своей территорией. Омская область сегодня является одним из центров туризма, который связан с раскрученным брендом «Сибирь» и выступает, как составляющая этого бренда. Сам же регион – в основном сельская его часть – являются в этом смысле куда менее раскрученными. И, главным образом, приспособленными только для внутреннего туризма. Наличие там турбаз, рекреационных зон делает область привлекательной для туристов из нашего же региона. Исключение составляет, разве что, Муромцевский район, где расположен мистический «центр Вселенной» и лечебные озёра. Сюда активно едут туристы из других регионов нашей страны.
- Можно назвать какие-то успешные мировые примеры территориального маркетинга?
Это все развитые центры туризма: Таиланд, Египет, Турция, страны Западной Европы. Все продвигают свой регион, все так или иначе занимаются брендостроительством. Из относительно недавних примеров – такие туристические центры, как Северная Европа и Канада. Что же касается российских примеров – самый яркий это Ханты-Мансийский автономный округ. Югра очень сильно стала себя продвигать в последнее десятилетие. Она подает себя, как центр этнографического и экологического туризма, событийного туризма. Чего только стоят Чемпионат мира по биатлону, прошедший в Ханты-Мансийске, крупный кинофестиваль. Хотя примеров успешно продвигающих себя российских регионов много: это и Урал, и Восточная Сибирь. Сегодня даже на острове Врангеля есть крупный музей.
- Возможно ли развитие туризма в Омской области по примеру Алтая, Урала, Борового? Есть ли для этого нужные ресурсы?
Мы конечно уступаем Алтаю – у нас нет гор. Но зато в Прииртышье есть своя таежная экзотика, удобное положение на транспортных магистралях. Омск - город-миллионер, у нас богатая история. Думаю, перспективы у омского региона в смысле развития туризма есть. На регион есть спрос и в России, и зарубежом, а предложение со стороны туроператоров, властей создается в последнее время весьма активно.
- Каково должно быть «соотношение сил» в пропорции «государство / бизнес» при создании туристической инфраструктуры и продвижении региона?
И государство и бизнес здесь – заинтересованные стороны и равнозначные партнёры. С одной стороны, рабочие места и поступления в бюджет, с другой – коммерческая прибыль. Есть за что бороться с другими регионами и туристическими центрами. При правильном подходе «туристические» доходы могут быть очень весомой прибавкой к бюджету города и области. Так что государство заинтересовано в продвижении бренда региона даже немножко больше.
Вообще, власть должна создать условия для того, чтобы бизнесу было интересно работать в регионе. Сейчас, наконец, принята концепция развития туризма в Омской области. Власть должна нести существенную часть нагрузки по продвижению бренда региона. Это, в первую очередь, создание информационных услуг: создание туристического интернет-портала, выпуск соответствующих рекламно-информационных буклетов, видеороликов, социальной рекламы. Из последних событий в сфере развития регионального туризма в Омске меня лично очень порадовало создание туристической карты региона. Очень качественный и информативный продукт. Радует, что эта полезная вещь сделана своевременно, креативно. Она привлекает внимание не только омичей, но и жителей других регионов.
- Что касается инвестиций извне. Есть ли примеры успешных инвестиционных проектов в туристическую индустрию Омска?
Были многочисленные проекты создания гостиничных комплексов. Не знаю, насколько они оказались эффективными, но в прессе я встречаю все новые и новые проекты подобного рода. Еще можно посмотреть, как развиваются у нас крупные торговые комплексы – это ведь тоже важный туристический элемент и тоже результат инвестиций.
- Территориальный маркетинг должен быть направлен больше на жителей региона или осуществляться с упором на потенциальных инвесторов, туристов извне?
Не вижу смысла лишать себя чего-то. Сейчас нам равно необходимо и то и другое. Последнее десятилетие показало, что омские туристы заинтересованы в «открытии» своего собственного региона. Но здесь, как ни странно, вмешиваются такие факторы, как дороговизна внутренних туристических услуг: зачастую в Турцию, Грецию или, скажем, на Алтай можно съездить дешевле, чем в какой-нибудь санаторий в Омской области. А с другой стороны, недостаточное количество предложений рождает «дикий туризм», который необходимо «окультуривать». Во многие интересные места в регионе сегодня можно съездить только «дикарем» и никак иначе. Это все ниши, которые сегодня нужно срочно заполнять бизнесу.
- Какие объекты на территории Омской области заслуживают наибольшей раскрутки в плане туризма?
Пример, который перед глазами – Муромцевский район. Без каких-либо вложений государства, на чистом энтузиазме и предприимчивости местных жителей создана довольно мощная дестинация, привлекающая людей из всех регионов России и дальнего зарубежья.
Вот вдохновляющий пример, из самых последних, – музей Большеуковского тракта. Власти Большеуковского района проявили изобретательность, и создали музей, посвященный каторжникам, столетиями шедшими «по этапу» из европейской части России на каторгу в Сибирь. Желающие могут за небольшую плату пройти какую-то дистанцию Московско-Сибирского тракта в колодках, полностью погрузившись в атмосферу XVIII-XIX веков. Проект уже привлек внимание прессы и туристов.
Потенциально интересные проекты можно создать в южных районах области. Озеро Эбейты – известный бальнеологический ресурс. Это своего рода «Мертвое море» Омской области. Кроме того, есть интересные объекты архитектуры – например Петропавловский винокуренный завод в Муромцевском районе.
Далее – северные районы. Усть-Ишимский район – потенциальная сокровищница туристических ресурсов. Здесь расположено известное озеро Черное. Крупный историко-археологический парк можно со временем создать в деревне Красноярка. К сожалению, неудачное расположение с транспортной точки зрения, отсутствие нормальных дорог, делает все эти ресурсы малодоступными для «цивилизованных» туристов.
Ещё недостаточно освоен туристами север региона. А ведь там есть интереснейшие для туристов-водников сплавные реки. Самая известная из них – это Тара, по Оми также кое–где сейчас сплавляются, но есть и такие отличные северные реки, как Уй и Шиш. По ним активно сплавлялись в 90-е. Но все-таки, главная возможность, которая существует реально уже сегодня – это создание в Муромцевском районе организованной рекреационной зоны с развитой профессионально поставленной инфраструктурой, национального парка, может быть природного парка регионального значения.
И еще один интересный объект – урочище Батаково в Большереченском и Муромцевском районах. Оно носит сейчас статус историко-археологического парка регионального значения. Исследование этой территории показало, что она очень интересна как с ландшафтно-климатической, так и с археологической точки зрения.
Очень интересные районы находятся вдоль Транссибирской магистрали – в Марьяновском районе можно создать очень интересный музей. Мощный музей коневодства можно развить на базе конезавода в этом же районе. Это место когда-то активно посещалось школьниками, студентами, а сейчас практически забыто – если сделать правильные инвестиции, музей может приносить хорошие деньги.
То есть ресурсы в Омской области есть – нужно адекватное информационное обеспечение и привлечение туристов в регион. Это правило справедливо для всех туристических ресурсов нашей области. Территориальный маркетинг обязательно должен затрагивать малоизвестные и малодоступные объекты.
Интервью Александр Жиров
Виталий Николаевич Демешко
34 года. Кандидат географических наук, доцент. Заведующий кафедрой социально-экономической географии и туризма Омского государственного педагогического университета. Тема диссертационного исследования – «Рекреационные ресурсы и проблема туризма Омской области». Автор более 30 публикаций по рекреации, туризму, экологии, курса видеолекций на канале «Ин.-яз. Омск».
Численность иностранных граждан, прибывших в Омскую область и заявивших туризм в качестве цели визита, по данным паспортно-визовой службы УВД Омской области:
1998 г. - 918 человек,
1999 г. - 1895 чел,
2000 г. - 2978 чел.,
2001 г. - 2410 чел.,
2006 г. – 13 642 чел.,
2009 г. - 19 346 чел.
Объем туристических услуг населению в 2009-м году увеличился в полтора раза по сравнению с 2005 г., и составил порядка 1 млрд. рублей.
Сумма платежей в бюджет Омской области и внебюджетные фонды от деятельности турфирм в 2009 г. составила 15 млн. рублей.