Как Рехтин с Президентом говорил
Додин приподнял голову: - Как точно называется ваш город? – Тара. – Тара… - задумчиво повторил худрук театра Европы) Президент России Дмитрий Медведев провел в Горках встречу с группой ведущих театральных деятелей. В совещании участвовали 16 театральных режиссеров и руководителей театров из Москвы и Питера. Другие российские города были представлены Новосибирском, Ростовом, Екатеринбургом и городом Тарой Омской области. В ходе встречи были затронуты вопросы расширения зрительской аудитории, поддержки молодых дарований, предоставления налоговых льгот. Особое место в обсуждении занял вопрос поддержки театров малых городов. В небольшой комнате, предваряющей зал заседаний, собрались Марк Захаров (Ленком), Валерий Фокин (Александринка), Юрий Соломин( Малый театр), Лев Додин (питерский МДТ – театр Европы), аккуратный и внимательный Евгений Миронов (театр Наций), Кирилл Серебренников. Молодых гениев оперных подмостков представляли выспренний и с небольшим начесом, поддерживающим белокурую шевелюру, Василий Бархатов (26 лет, пять постановок в Мариинском театре) и довольно вольно одетый Митя Черняков (ряд постановок в Мариинском, Большом, берлинской опере и миланской Ла-Скала). К собравшимся вышел представитель службы безопасности Президента и, прежде чем пригласить в зал, предложил снять галстуки. Это предложение почти все восприняли с одобрением и, не скрывая удовольствия, сбросили «удавки». Только Юрий Мифодьевич несколько раз тронул рукой галстучный узел, но так и не развязал его. Возможно, тем самым, подчеркнув патриархальность своего театра, давно живущего отдельной от других жизнью. Кто-то спросил: - А где Табаков? Кто-то ответил: - Не переживайте, он, наверняка, уже сидит за столом переговоров. Вошли в зал. Так и есть: Табаков уже сидел за столом и закусывал земляникой. Президент Медведев своей приветственной речью тоже, как показалось, хотел снять напряжение: «Мы встречаемся не часто, но вы меня часто видите по телевизору. Ну, кто его еще смотрит…» Экспозиция закончилась. Теперь – развитие действия. Для этого давайте примем те же условия игры и представим себя «без галстука». Каким образом в эту театральную элиту вписался наш Констанит Рехтин – главный режиссер Северного драматического театра из Тары? Поверьте, этот вопрос задавала не только я. Но лучшим ответом стали данные статистики. Россия находится на 9-м месте по количеству театров на количество населения. В больших городах, особенно в столице, их даже избыточно. Но это в больших… В малых городах России проживает 28 процентов городского населения, или 22 млн. человек. На эти 22 млн. человек имеется всего… 12 театров. Цифры говорят сами за себя. Когда Рехтину предоставили слово, он начал с обезоруживающей фразы: - Спасибо за то, что вас всех не нужно убеждать в необходимости существования театров малых городов. Цели создания театра были абсолютно ясны в сибирском городе с населением в 27 тысяч человек. (На этой цифре внимание всех присутствующих удвоилось. Додин приподнял голову: - Как точно называется ваш город? – Тара. – Тара… - задумчиво повторил худрук театра Европы) Если кто-то думает, что создать репертуарный театр в небольшом далеком городке так же просто, как собрать кружок по интересам, глубоко ошибается. Прежде чем приступить к делу, руководителем омского региона, а именно он инициировал создание театра на Севере, был разработан план действий на пять лет. Все пункты, которые были распределены по разным ведомствам, к 2007-му году были выполнены. Что касается творческой составляющей этого плана, на стартовой позиции оказался курс педагога режиссерского факультета омского госуниверситета Константина Рехтина, который он набрал из омичей, а также из иногородних, приехавших из Новосибирска и Казахстана. Большим подспорьем было то, что за плечами у ребят уже имелось среднее профессиональное образование. Вот этот курс и поехал в Тару создавать театр. Репетировали в ДК, а вот дипломы уже получали на сцене нового театра. Затем очень вовремя ребятам помогли с квартирами. За первый год труппа сыграла четыре премьеры, три из которых впоследствии были награждены дипломами всероссийских фестивалей. И это только начало пути. За 8 лет театр побывал на 21 фестивале и четырежды привозил домой Гран-при. Публика Тары была хорошо подготовлена к постоянно действующему театру еще со времен войны. Ведь именно в Таре под руководством режиссера Просветова впервые на сценические подмостки ступил Михаил Александрович Ульянов. В последние десятилетия сюда регулярно приезжали со спектаклями омские театры. А за последние семь лет новая сцена принимала звезд российского и мирового масштаба. Всё это я сегодня произношу обыденно. Как свершившееся и давно пережитое событие, оно теряет краски. Но стоит вспомнить, как в Омск приехала с фестивалем «Золотая маска» Вера Алентова – высокая, красивая, вся такая «невозможная», как сказали бы мои студентки. Мы не могли себе представить ее реакцию, когда шли ей рассказывать о Таре и о том, что ехать нужно 4 часа. А она поехала. И сыграла не самый простой для восприятия спектакль по пьесе абсурдиста Сэмьюэля Беккета «Счастливые дни». Еще одно впечатление-воспоминание. Во время первого международного фестиваля «Академия» актеры омской драмы должны были сыграть на сцене Северного театра спектакль «Цилиндр» в постановке Евгения Марчелли, тоже, скажем так, не самого «простого» режиссера. Гость фестиваля литовский драматург Мариус Ивашкявичус, подружившись с омичами, выразил желание съездить вместе с артистами в Тару. Желание было объяснимо: драматург – человек любопытствующий, человек, коллекционирующий впечатления и человеческий опыт. Когда он вернулся, то сказал следующее: «В Литве мне точно не поверят, если я им расскажу, что ездил в маленький город Тара, который стоит почти в тайге, и видел в нем потрясающей красоты театр, на сцене которого мне сыграли спектакль мирового уровня!» А теперь перехожу к собственным впечатлениям. Два года назад мы снимали документальный фильм об этом театре. В первый же день я начала искать признаки «настоящего» театра. И тут же нашла их: у Северного драматического есть постоянные зрители, настоящие поклонники театра, которые ходят по нескольку раз на один спектакль, наблюдают, как он меняется, они знакомы с некоторыми актерами, и даже заходят к ним в гримерку, чтобы поделиться впечатлениями. Да, кстати, «ходят», это я по-привычке сказала. Первая встреченная мною поклонница ездила в театр из соседней деревни Екатериновка на автобусе. Собственно, конфликт. Таких настоящих любителей театра пора бы объединить в клуб, начать работать с ними, обсуждать спектакли. Помните бесценный опыт З.Я.Корогодского, создавшего при Ленинградском ТЮЗе зрительский клуб «Делегатское собрание»? А каким смелым и многочисленным было молодежное движение вокруг Омского ТЮЗа времен главрежа Рубанова? Это мощное ответное движение просто необходимо сейчас Тарскому театру, именно оно привлечет молодого зрителя, даст ему понимание театра, увлечет театральной жизнью. А культпоходы, организованные классным руководителем за хорошую оценку – это принудиловка, рождающая только ненависть и неуважение к искусству. Культпоходы губят театр, как погубили всё тот же Омский ТЮЗ времен другого главрежа, когда «организованных» целыми классами зрителей не выпускали из зала до конца действия, а они откровенно скучали, бросали реплики и звенели стеклотарой между рядами. Еще один немаловажный аспект: именно театры малых городов могут стать замечательной стартовой площадкой для выпускников режиссерских факультетов. Но только эту возможность нужно разглядеть и оценить вчерашним выпускникам столичных вузов – не заламывать пальцы и не мечтать о круглой сумме гонорара, а нацелиться на художественный результат. Именно в малом городе, как нигде, найдется множество единомышленников и помощников молодому таланту. А создание сайта, который поможет выявить молодые таланты? Об этом говорил Фокин и ставил вопрос российского масштаба – есть инициатива, которая остается незамеченной, есть театральные проекты, которые не успеваешь рассмотреть, а они уже исчезли из-за финансовой несостоятельности. Но ведь это интересно не только Фокину, я надеюсь. А теперь скажите мне, в чьей компетенции решение таких вопросов – тоже главного режиссера? Вот тут и обнажается необходимость не только в директоре-хозяйственнике, но и директоре-продюсере. Апропо. Нынче Рехтин снова набрал актерский курс. В основном это местные молодые люди. Они также стали заочниками режиссерского факультета ОмГУ. Но тут грянула реформа высшего образования, расчесав под одну гребенку и классическую русскую театральную школу, на которую равнялся весь мир. Теперь, отучившись пять лет и познав актерскую профессию, эти молодые люди получат степень бакалавра театрального искусства. А вот это что, смею спросить? «Актер театр и кино» - так писали во все времена выпускникам ЛГИТМиКа и ГИТИСа. Ясная и понятная профессия. А бакалавр театрального искусства – это кто такой? Но вернемся к встрече с Президентом. Не будем наивными: на ней говорилось не только о театрах малых городов. Президент был в курсе неудобного для театра закона №83 : «Вполне можно на уровне постановления правительства, решений Министерства культуры, по согласованию с другими ведомствами учесть эту специфику. Нужно только подумать, что конкретно там должно быть» - сказал Медведев. Худрук Малого драматического театра - театра Европы Лев Додин предложил отменить налоги на заработки, которые делает театр: «Это изначально абсолютно безнадежно убыточное предприятие и с этим надо смириться. И государство должно понимать, что оно должно требовать от театра не дохода, а того самого оформления человеческой души» - пояснил он. Медведев отвечал на все вопросы выступавших. Но в заключении Президент снова вернулся к теме малых городов и резюмировал оптимистично: «Человек может и должен гордиться театром в своем городе, и это в самом деле имеет огромное значение». Занавес Елена Мамонтова, РИА "ОмскПресс" |
Комментарии (0) | |