ГлавнаяНовостиБиография
Маршал медицины
Биография
13.04.2010 в 19:51
2163
1
0.0
Авторитет древнегреческого врача Гиппократа был так велик, что все медики мира еще до открытия медицинских факультетов давали своим учителям и старшим товарищам по профессии клятву Гиппократа, сохранившуюся до наших дней. Но даже этот реформатор медицины не мог помочь людям, больным сколиозом, хоть и придумал лестницу Гиппократа, к которой привязывали несчастных горбунов, отталкивали от стенки – те падали на спину и, если оставались живы, считались «излечившимися». В общем, не умел Гиппократ исправлять горбатых. А профессор Л. А. Ситко умеет. Он первым в Омской области стал делать операции при деформациях позвоночника у детей. Недаром коллеги уважительно называют его маршалом медицины.



Врач - это...

Более того, у Л.А. Ситко есть собственная… пусть не клятва, но своеобразный кодекс детского хирурга:

«- Будь точным и аккуратным во всем: в общении с коллегами, пациентами, при выполнении операций и в документации.
- Будь скромным и не спеши с выводами, подумай, прежде чем высказать свое мнение.
- Если уверен, аргументировано отстаивай свое мнение; будь принципиальным, но уступчивым, не впадай в амбицию.
- Постоянно анализируй и самокритично оценивай свои способности, склонности и поступки.
- Учись прибегать к совету и помощи коллег, используй каждую крупицу их опыта.
- Ошибки коллег принимай как свои собственные и учись на них, никогда не скрывай своих ошибок.
- Вырабатывай постоянную оптимистическую готовность к спасению жизни больного, даже в безнадежных ситуациях.
- Учись каждый день, постоянно стремись к освоению нового.
- Учись выслушивать до конца, не проявляй торопливости в беседе с больными и родственниками.
- В беседе с родителями не будь излишне оптимистичным и легковесным при оценке состояния ребенка.
- Умей оценивать реакцию родителей с их позиции.
- Люби и умей работать руками, ежедневно оттачивай свое техническое мастерство.
- До начала операции еще раз прочти книгу, продумай все детали.
- Не спеши при выполнении операции, помни, что мера твоей поспешности – жизнь ребенка.
- Прежде чем закончить операцию, осмотрись и подумай – все ли ты сделал возможное.
- Учись навыкам самоконтроля, внешне не проявляй волнения и напряженности, будь сдержан, не суетись.
- Поддерживай авторитет коллег и всего коллектива в глазах больных и родителей.
- Относись с глубоким уважением к труду среднего и младшего персонала, способствуй повышению их авторитета.
- Не кури, не употребляй алкоголь, человек с вредными привычками не может быть врачом».



Случайность. Частный случай. Закономерность.

– Леонид Александрович, расскажите, как становятся врачами?

– Бывает, что и случайно. Впрочем, случайные люди в медицине не задерживаются. Врач – это особый склад характера, генотип, если хотите. Не каждому дано. Для каких-то профессий важны амбиции, лидерские качества, а в профессии врача главное – желание помочь людям.

Вторая особенность – творчество. В медицине оно важнее даже, чем в искусстве. Не существует ни одинаковых больных, ни двух одинаковых способов лечения. Поэтому врач всегда должен анализировать, пробовать, придумывать – это творческая особенность профессии.

И третье – кем бы ни работал потом наш выпускник, знания, которые он получил, обязательно пригодятся – в семье, в быту, по отношению к себе, это на всю жизнь.

– А как пришли в медицину вы?

– Случайно. В Таре, где я родился, по соседству жили врачи – два поколения. Пригляделся, привык. В юности я активно занимался спортом – и спортивная гимнастика, и футбол, и лыжи. Даже за сборную области выступал. А на втором курсе как пришел в больницу на дежурство, так и все. На третьем курсе уже самостоятельно оперировал, а после четвертого – работал один. Доктор Мозжегоров – хирург, главврач Тарской больницы, посмотрел, как я оперирую, и благословил: давай! Все хирургическое отделение было на мне. После ординатуры заведовал хирургическим отделением Исилькульской районной больницы, в подчинении были хирурги, имеющие многолетний стаж.

– Почему вы начали лечить детей?

– Взрослым хирургам часто приходится оперировать детей, а у меня в МЧС № 3 дежурства были как раз по средам, когда шел прием ребятишек. В итоге меня и перевели сюда – на кафедру детской хирургии. И я ни разу не пожалел. Дети - благодарные пациенты. Если ребенку все сделать правильно, он оживает не по дням, а по часам. Все процессы у детей быстро протекают, они скорее восстанавливаются. Повторюсь – если все сделано правильно. Если ребенок после операции плохо выздоравливает, значит, допущена какая-то ошибка.

Ситко горбатого исправит

– Говорят, вы можете исправить горбатого...

– И это тоже. Началось все еще в Исилькуле: знакомые врачи уговорили прооперировать родственницу – сделать операцию на позвоночнике. Это заболевание характерно для диспластиков – слабые мышцы, слабые связки. Привез я пациентку из Исилькуля, продемонстрировать результат коррекции (тогда в Омске таких операций еще не делали). Из-за дисплазии рубец у нее был сине-багровый, гипертрофированный, огромный. И это почему-то поразило коллег больше всего (хотя через месяц-два все ужасы исчезли). Как меня ругали!!! Главный хирург города даже сказал: «Убивать таких специалистов надо!» Я решил: больше этим заниматься не буду. Но потом, уже в Омске, мама привела ко мне девочку с тяжелым сколиозом. Ее отправили в Москву, деньги сумасшедшие, мама – одиночка, бабушка с дедушкой продали дачу и «Жигули», чтобы оплатить дорогу и жилье в Москве. Девочку положили в столичную больницу, стали готовить к операции, но – респираторная инфекция, ребенок выписался даже не до конца обследованный. Мама пришла ко мне в слезах: денег уже нет, а у вас такой же диплом врача-хирурга, как у них! И я решился. С тех пор прооперировал много сотен таких детишек, результаты, в основном, неплохие (стучит по дереву). Девочки, мальчики так радуются, что на 15-20 сантиметров сразу становятся стройнее и выше. Приезжают отовсюду. Мы много оперируем: и аномалии пола – пластику влагалища девочкам, и портальные гипертензии, циррозы печени, пластику пищевода… Сейчас, хоть я уже не заведую кафедрой, отошел от активной деятельности, приходится еженедельно делать наиболее сложные операции.

– Под вашим руководством защитились десятки докторов и кандидатов наук.

– Да, у нас профессорская кафедра. Докторов наук много. Кандидатов тем более. Многие врачи – от Биробиджана до Урала обращаются с просьбой помочь сформулировать диссертацию.

– У вас педагогический дар?

– Нет, к сожалению, педагог из меня никакой. Научный руководитель – да. А быть педагогом – терпения не хватает.

– У вас есть множество авторских изобретений и патентов.

– К сожалению, технические патенты, изобретения сегодня мало востребованы обществом. Потребность в науке со стороны государства тоже ощущается слабо. В медицине патенты – вообще понятие условное. Если я что-то предложил, усовершенствовал, это тут же может быть использовано хирургами, другими клиниками, больницами, без всяких обязательств перед обладателем патента. Думаю, даже в тех странах, где интеллектуальная собственность котируется, ценится и защищается, отношения в медицине развиваются не так, как в промышленности. Все, что предложил врач, если оно ценно, используется коллегами без всякой компенсации. У меня свыше 30 изобретений, но никто не ограничивает себя в их использовании из-за того, что они патентованы. Лишь бы они были полезны людям.

Юноше, обдумывающему житье

– Что вы можете посоветовать ребятам, которые сейчас поступают в медицинские вузы или только собираются избрать профессию врача?

– Серьезно подумать, есть ли у них такая черта характера, как сострадание, желание помочь людям. Готовы ли они к тому, что работа врача сегодня, как правило, низкооплачиваема. Готовы ли они к нерегламентированному рабочему дню. К тому, что требования общества к врачам год от года возрастают, врачи все чаще становятся объектом для критики. И это правильно со стороны общества. Хотя надо иметь в виду, что все действия врача, пусть даже ошибочные, происходят от желания помочь пациенту. И то, что не всегда получается, часто зависит не от врача, а от оборудования, условий, уровня развития медицины. Но какими бы ни были врачебные ошибки, это были попытки помочь пациенту. Высокие требования общества означают, что оно уверено в том, что медицина способна помочь. Ценит врача достаточно высоко, потому и требует. При прежнем уровне медицины как было? Бог дал – бог взял. Сейчас возможности медицины другие. Если врач не смог помочь, это вызывает сомнение – почему? Болезней с каждым годом все больше, человек становится все слабее, это особенности цивилизации, развития человечества.

Вопросы задавала Александра САМСОНОВА
По материалам газеты ОмГМА "За медицинские кадры"





Комментарии (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]