"История города Тары хранит немало имен людей, оставивших после себя яркий неизгладимый след. Особое место в этом ряду занимает Николай Иванович Краснов - талантливый педагог, лектор общества «Знание», поэт-эпиграмматист… Трудно перечислить все грани этого феноменального человека. Тарский краевед Анатолий Ионович Юрьев написал о нем так: «Непререкаемый моральный авторитет, энциклопедические познания, кажется, во всех областях нашей жизни выделили его среди интеллигенции нашего города, которая единодушно признала в нем своего лидера, наставника». Николай Иванович родился 14 августа 1929 года в с. Шило-Голицыно Ртищевского района Саратовской области. Его отец - Иштван Лазаревски, по национальности мадьяр, родился в 1898 году на территории современной Румынии, учился в Будапеште. Окончив школу с серебряной медалью, Иштван устроился на пароход помощником капитана. Но в дальнейшие жизненные планы вмешалась Первая мировая война. Иштвана, как и многих его соотечественников, призвали на фронт, а в 1916 году во время кровопролитного «Брусиловского прорыва» он попал в русский плен. С началом революции в России он стал сторонником коммунистических идей, и добровольно и сознательно остался здесь навсегда, чтобы строить советскую власть. В России Иштван обрел новую семью. Местный житель Григорий Григорьевич Краснов, пчеловод и садовник, усыновил его и дал свою фамилию. А вскоре Иван Николаевич влюбился в красавицу-волжанку Анну Куранову, которая стала его женой. Мать Анны Тимофеевны работала «нянькой» в семье Павла Николаевича Яблочкова - выдающегося русского электротехника, изобретателя дуговой лампы. До сентября 1941 года Иван Николаевич Краснов работал секретарем Шило-Голицинского сельсовета. Семья была крепкой, дружной, многодетной: один за одним на свет появились мальчики Николай, Сергей, Александр, Валентин и девочка с необычным именем Георгина, названная в честь венгерской бабушки. Но счастье было недолгим: 16 сентября 1941 года семья Красновых была выслана на спецпоселение в г.Омск. При депортации у семьи отобрали все имущество: дом-пятистенок, корову, 12 овец, 3 тонны пшеницы, 10 пчелосемей, ружье. Спецпоселение для Красновых определили в селе Строкино Колосовского района Омской области. Дорога была неблизкая, до места поселения пришлось добираться по Иртышу на барже. Отца по прибытии забрали в трудармию, а мать с дедушкой и пятью детьми на руках стали жить в землянке, выкопанной собственными силами. Жили трудно и голодно. Мать подрабатывала на маслозаводе, а дети, насколько хватало сил, возили на санках из леса хворост и дрова, за несколько картофелин или кусок хлеба вязали носки и варежки, подшивали односельчанам валенки. Младший из детей, Валечка, не дожив до года, умер от холода и недоедания прямо на руках своей «няньки» - старшего из братьев, 12-летнего Николая. Думая, что брат мерзнет в холодной землянке, до прихода матери он прижимал к себе уже окоченевшее тело ребенка, чтобы согреть его. Это осталось самым сильным трагическим потрясением в жизни Николая Ивановича и его семьи.Рано началась трудовая деятельность Николая Ивановича. Еще учась в старших классах, он подменял ушедших на фронт, заболевших учителей по русскому и немецкому языкам, литературе, а с 1947 года начал работать в школе и заочно учиться в Тарском педучилище. На сессию в Тару и на работу в деревню ходил пешком в старых кирзовых сапогах. Такие ежедневные многокилометровые переходы в дальнейшем серьезно сказались на его здоровье. У юноши была страстная мечта - поступить в МГИМО, но он понимал, что спецпереселенцу туда, да и во многие другие ВУЗы путь был закрыт. Поэтому заочно Николай окончил историко-филологический факультет Омского педагогического института. Учился добросовестно, и по большинству дисциплин был аттестован на «отлично». Профессор, доктор филологических наук Арам Айкович Асоян писал: «Попади он в молодости в другую среду, получи своевременный доступ к стоящим книгам, он, конечно, намного бы превзошел своих учителей. Хваткий ум и поразительная память сочетались в нем с неуемной интеллектуальной жадностью». К счастью окружающих, главным делом жизни Краснова стало учительство. До 1968 г. Николай Иванович работал учителем русского языка и литературы в Строкинской сельской школе, некоторое время был ее директором.В 1969 году Николай Иванович по семейным обстоятельствам переехал в Тарский район и по предложению своего друга А.В. Черняева поступил на работу в Екатерининскую среднюю школу.
...А после переезда в Тару, учительский талант Краснова был востребован во многих образовательных учреждениях города. В статье «Дилетант о партийной философии», опубликованной в 2000 году в еженедельнике ОмГПУ «Гуманитарные исследования» Николай Иванович Краснов написал: «Я горжусь тем, что не принадлежал ни к каким политическим партиям, прослужил вечному институту «Учитель-ученик» более 50 лет, был не раз гоним за отклонения от генеральной линии, но в принципе не изменял никогда философии жизни».Общий стаж учительской работы Николая Ивановича - 56 лет. Он любил и гордился своей профессией, а учеников боготворил. В каждом из них он видел прежде всего личность. И они платили ему своей любовью за широту его души, энциклопедические знания. Среди его учеников были люди разных профессий - от рядовых работяг до известных всей стране политических деятелей, врачей, ученых. В их успехе есть частица труда и души Николая Ивановича. Николай Иванович не только учил, но и постоянно учился сам. Из воспоминаний Арама Айковича Асояна: «Я не раз заставал Николая Ивановича за тщательным трудом: человек, проработавший в школе полвека, с озабоченностью вчерашнего студента кропотливо подбирал газетные и другие вырезки для следующего дня, чертил какие-то диаграммы, разрабатывал тесты, режиссировал проблемные ситуации».В 1947 году в Омске было создано региональное отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Одним из бессменных лидеров Тарского районного отделения с момента основания стал Николай Иванович, который за долгие годы работы подготовил и прочитал более 1000 интересных, содержательных лекций на самые различные темы. Лекции Н.И. Краснова всегда проходили с аншлагом. Николай Иванович умел завораживать аудиторию, так как был мастером слова, оратором высокого класса. По воспоминаниям слушателей, его лекции были яркими, эмоциональными, проходили на одном дыхании.В 2005 году в Таре была издана книга «Избранное». Она вышла в свет по настоянию Арама Айковича Асояна, при материальной помощи администрации и моральной поддержке людей, которые помнят и любят Николая Ивановича. Книга стала прекрасным памятником этому замечательному человеку. В нее включены письма, статьи, миниатюры, воспоминания о нем. Книга эта открыла еще одну грань этого удивительного человека - поэта-эпиграмматиста. В предисловии к книге Асоян так оценивает его сатирическую поэзию: «К политической жизни Николай Иванович питал жгучий интерес, даже если эта жизнь становилась национальным позором. Но на этот случай у него было достаточно сарказма и желчи, которые он выплескивал в хлесткие и неподражаемые эпиграммы. Они рождались экспромтом, как и положено этому острословному жанру, но были настояны на трехвековой традиции русской литературы». О местной популярности политической сатиры Краснова свидетельствует тот факт, что еще до публикации этой книги его эпиграммы существовали в «самиздате», распространялись в кругу тарской интеллигенции, заучивались наизусть и цитировались.☝ Время делает человека, дело делает человека личностью. Николай Иванович доказал это всей своей жизнью. Служение людям - таким был лейтмотив его земных деяний.Николай Иванович любил и помнил всех своих учеников, несмотря на то, что за полувековой педагогический стаж их набралась бы большая армия. Он гордился ими, рассказывал о них своим знакомым. Выпускники часто навещали своего учителя - по одному, а иногда и целым классом, и это были прекрасные вечера. Для Николая Ивановича было интересно узнать про них все: где учатся, как обустроились, как здоровье, успехи. При неудачах - утешал, подбадривал нужными словами.Он думал об учениках до последнего дыхания, забывая о себе и своем здоровье. Будучи тяжело больным, он преподавал и принимал экзамены с высокой температурой в выпускном классе дома-интерната в мае-июне 2003 года, чувствуя свою ответственность за детей, лишенных родителей. Любящий жизнь, он мужественно сражался с недугом, но 21 июля 2003 года его не стало. Люди живут, пока о них помнят…" (Тарский муниципальный архив)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]