ГлавнаяБлогАлександр Милевский
Город, который полюбил свою историю
Александр Милевский
13.11.2021
1077
4.2

Митя Кузнецов и вывеска магазина "Магнит"


У Тары, как и у подавляющего большинства городов России, есть большая проблема с рекламой. Городская реклама, будто отвратительный кожный нарост, облепляет здания, портит архитектуру и виды, разрушает историческую среду.

Как правило, городским властям и арендодателям всё равно, что налеплено на здания в центре – лишь бы исправно платились налоги и аренда. А у арендаторов почти всегда нет ни вкуса, ни какого-либо представления об истории города. Поэтому мы то и дело встречаем подобное:


ТЦ "Планета" в городе Таре


Люди даже не задумываются, что что-то тут не так. Именно поэтому городам нужен дизайн-код – чёткая инструкция, как можно делать вывески и как нельзя. Но дизайн-коды только-только начинают вводить, пока это большая редкость даже для крупнейших городов России. В этой ситуации, как всегда, спасают неравнодушные люди.

В городе Рыбинске Ярославской области живёт Митя Кузнецов – известный фолк-музыкант. И в 2017 году он придумал вернуть центру города исторический облик с помощью вывесок в дореволюционном стиле. Эксперимент проходит на Красной и Соборной площадях, а также на Стоялой и Крестовой улицах.

Проект Мити получил поддержку не только мэрии Рыбинска, но и Русского географического общества. Более того, ему удалось увлечь идеей арендаторов, и вывески были изготовлены за их деньги. Посмотрите, что получилось:


Пазл из вывесок, созданных в Этно-Кузне


Вывески делаются вручную из натуральных материалов – металла и дерева. Окрашиваются тоже вручную, а шрифты используются из дореволюционных сборников шрифтолитейного "заведения Бертгольда" и "словолитни О.И. Лемана"

«Дерево, оцинкованная сталь — вот это основа. Акриловую краску применяем вместо краски на масле, которая была раньше. В этом моменте уже начинаешь подстраиваться, соединять технологии, но это не категорично. Самое главное — это ручной труд, художники, которые работают», — пояснял Кузнецов.



«Я рассматривал старинные фотографии и был очарован: пропорции, дизайн, натуральные материалы — всё в них гармонично. Но главная наша цель — сделать свой город непохожим на другие. Мы столкнулись с тем, что на рынке наружной рекламы безраздельно господствуют рекламные агентства, которые зачастую унифицируют процесс, действуют по шаблону», — говорил музыкант.



Огорчает только, что такие прекрасные вывески соседствуют с пластиковыми дверями и окнами. Надеюсь, следующим шагом станет их замена на исторические.

«Концепция была поддержана администрацией города вплоть до того, что на законодательном уровне было решено привести весь центр Рыбинска к единому стилю исторической рекламы. Руководством города также был разработано постановление по субсидиям, чтобы компенсировать предпринимателям затраты на изготовление вывесок», — говорится на сайте «Этно-Кузни».



Тут точно надо что-то делать с окном и с дополнительной рекламой в нём, но в целом очень круто!

Специально для правильного написания вывесок современные словисты изучили дореформенную орфографию и пунктуацию русского языка по учебникам вековой давности.



За первые четыре года существования проекта в городе появилось около 90 вывесок в старинном стиле. 1/3 всех этих вывесок родились в Этно-Кузне. Вывеска 19 века была отражением культуры той эпохи, поэтому находится в гармонии с фасадами домов, построенных в то же время.

«Я мечтал, что Рыбинск будут украшать ремесленники, кузнецы, художники, резчики по дереву… И в 2018 году мне удалось осуществить свою мечту. Ключевую роль в этом сыграл Дмитрий Рудаков, первый заместитель главы Рыбинска на тот момент. Именно ему первому осенью 2016 года я рассказал о своей идее со старинными вывесками и, увидев огромную перспективу этого проекта, он взял на себя ответственность и предоставил мне творческую свободу в реализации в городском пространстве этой, казалось бы, сумасшедшей идеи.»



«Но начиналось все не так радужно. За год до того (летом 2017) я опробовал дизайн на реконструируемой Красной площади. Изготовлением вывесок по моему дизайну (с использованием искусственных материалов) занялась пара рекламных агентств, предоставленных администрацией города. Результат в пластике был далёк от моей идеи. Но сделать ручную вывеску мне не дали, как не просил. Пока зимой не появился случай с букмейкерской конторой "Бинго Бум" (Bingo Boom), с которой я договорился напрямую сыграть по моим правилам», — говорил Кузнецов.



«Эту первую рукодельную вывеску мы сделали зимой (январь-февраль 2018) в гараже вдвоем с моим соседом и мастером на все руки Николаем Смирновым и.... это был прорыв! Стоило полтора месяца обжигать руки о металл в 20-ти градусный мороз и сломать ногу, чтобы этот прорыв случился. Когда Рудаков увидел результат, сказал, что отныне - только натуральные материалы и ручной труд! Затем к нам присоединились художник Нина Матвеева, резчик по дереву Александр Сибильков, кузнец Александр Савельев, музыкант и мастер на все руки Александр Гулин и началась реализация моей настоящей идеи. 



Дмитрий Рудаков предложил мне разработать дизайн-код (правила изготовления, цвета, материалы, шрифты, орфография, размещение на фасадах), по которому бы в дальнейшем изготавливались все вывески и малые архитектурные формы в городе. Чем я и занялся в следующие несколько месяцев.  Когда правила были готовы, он, будучи профессиональным юристом, упаковал его в законодательную базу совместно с юристом деп. архитектуры Людмилой Масоновой. Поначалу в качестве базы попытались использовать существующие практики в других городах. Но всё это не работало, пока я не предложил перевернуть все эти правила наоборот. Так родился прецедент, который теперь многие изучают по всей стране.»



«В 2018 году в Рыбинске продолжилась реставрация исторического центра города, особенно улицы Стоялой. Это одна из важнейших улиц нашего города. Здесь проходила самая бурная жизнь в дореволюционные времена, были магазины, трактиры, стояли бурлаки и крючники. 

Рудаков предложил пойти дальше и дал мне полную свободу определить цветовой стиль целой улицы — Стоялой и прилегающих улиц. Глядя на проект архитекторов, я понял его разочарование. Не секрет, что весь город на тот момент красился почти одним жёлтым цветом, и если бы не его решение, то такая же участь ожидала и Стоялую. Понятно, что это разозлило некоторых местных архитекторов, но нынешний успех стоил того, чтобы претерпеть их ненависть.»



«Тогда я предложил придать фасадам зданий цвет, соответствующий цветовой архетипике России 19 века. Опять начал копать, полгода занимался исследованием по сохранившимся цветным фотографиям, старинным книгам, сопоставляя материалы того времени. Изучив ГОСТы периода 1860-1900 годов, я пришёл к определённой «цветовой формуле» России и понял, в какие цвета чаще всего красили дома в то время и почему» (читайте подробнее в интервью)



«Полученных  знаний уже было достаточно для работы. Далее нужно было вычислить правильные оттенки для покраски зданий. Их могли дать только подлинные образцы. Я раздобыл сохранившиеся с прошлого века натуральные пигменты сурика, охры, оксидов хрома, железа и других. Затем стал искать, где их взять сегодня. С природными пигментами оказалось проблематично. Но я нашел аналоги, созданные синтезированным путем на старейшем заводе области. Поехал к ним в лабораторию, набрал пробники и стал экспериментировать. Через несколько недель мне удалось добиться 100% попадания в старинные оттенки. Вывел формулу, пропорции и сочетаемость с разными базовыми современными красками и... шагнул на Стоялую.»



«Так мы и стояли с Рудаковым бок о бок с утра до позднего вечера — два Дмитрия Станиславовича, чиновник и художник: он курировал в ручном режиме все "тяжелые" работы на Стоялой, а я курировал покраску и восстановление фасадов. Приходил к подрядчикам и замешивал краски. Можно сказать, каждое здание "прошло через мои руки". Также убедил маляров красить фасады кисточками, а не валиком, чтобы всё выглядело более приближенным к старине. Оказалось, что все эти технологии более качественны и экономически в разы более выгодны.  Многие решения мы принимали с ним на месте, как в бою, времени было в обрез. Но когда ты взял на себя ответственность, по-другому и нельзя. Я называю то время «битвой при Стоялой».


Митя Кузнецов и Дмитрий Рудаков


«Следующим шагом было удержать идею живописного ручного изготовления вывесок и сохранить этот стиль на всей улице, сделав её образцом для дальнейшей реконструкции исторического центра. А затем — не спеша приобщить к проекту других художников, которые бы создавали свои артели и преображали город.»



«Это было, пожалуй, самым сложным этапом, потому что нам предстояла битва с местными рекламными агентствами, которые начали ломиться на Стоялую и каждый со своим «самым правильным знанием» изготовления старинных вывесок. Каких только провокаций нам ни довелось перенести от них! И если бы не стойкость и доверие Рудакова и наши с ним переговоры с местными предпринимателями, идею бы мы проиграли. Владельцы торговых точек, для которых мы изготовили первые вывески, проявили себя как меценаты проекта, за что им низкий поклон.»



«Интересным для меня опытом стало общение с крупными сетевыми брендами. Ведь, для того, чтобы бренд вписался в концепцию, его стиль приходилось менять. До этого в рекламной практике такого прецедента не было и, поэтому, дорогу мне приходилось прокладывать самостоятельно, ведя переговоры напрямую с руководителями высшего звена сетевых компаний. Венцом проекта старинных вывесок я считаю тот момент, когда мне удалось договориться с "Магнит косметик". Летом 2020, спустя полтора года переговоров, мы ударили "по рукам", и в августе вывеска Магнита в старинном стиле поселилась на Крестовой улице Рыбинска. Этот момент я считаю венцом проекта.»



«"Красота" - это самое частое слово, которое мы слышали с моим напарником  и главным художником проекта Ниной Матвеевой, пока устанавливали вывеску Магнита. Обратили внимание, что на улицах Рыбинска стало много гостей города и появилось ощущение неспешного тихого курорта. Ради вывесок люди стали съезжаться в мой родной город со всей страны!

4 года мне потребовалось для реализации идеи, и “Музей Живой Старинной Вывески” стал жить в историческом центре Рыбинска.

Единство цвета, архитектуры и живописных вывесок родило симфонию, в которой время смешалось, а затем остановилось, проявив сквозь века первозданный образ города, и Рыбинск зазвучал по-новому!»



Проект очень крутой и важный. Во-первых, Рыбинск, как и Тара, – старинный купеческий город, и ему очень идут вывески в дореволюционном духе. Во-вторых, этот проект может произвести революцию в сознании бизнесменов-арендаторов. Возможно, теперь они поймут, что необязательно завешивать всё здание рекламой, чтобы их заведение заметили. В-третьих, это хороший пример новодела. Вместо того, чтобы заказать дешёвые пластиковые вывески и просто расставить "Ъ" в конце слов, Митя и его команда работают с натуральными материалами и по оригинальным технологиям. Внимание к деталям – вот что важно, когда речь идёт об историческом облике города.

То, что подобный проект может быть реализован в Таре, мечтать, к сожалению, даже не приходится. Хотя, например, на Базарной площади сделать что-то подобное было бы вполне реально. Для начала можно было бы восстановить вывеску магазина Орлова на фасаде Тарского историко-краеведческого музея:


Торговый дом Я.В. Орлова в Таре, 1914 г. Почтовая карточка 1914 г. из наборов видов г. Тары 1911-1912 гг., издание магазина Я.В. Орлова (Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва).


Не уверен, что это когда-нибудь случится. Вернее, уверен, что этого никогда не случится: ещё не снесли здание музея – и на том спасибо.

Ну а так, наверное, могла бы выглядеть вывеска нашего сайта, если бы у нас был офис в Таре:


По материалам сайта Музея Живой Старинной Вывески. Там же – ещё больше фотографий вывесок Рыбинска.


Теги:архитектура, рыбинск, вывески, благоустройство, предприниматели, реклама


Читайте также

Комментарии (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]