ГлавнаяБлогАлександр Милевский
Тарские значки-гербы
Александр Милевский
25.04.2023
1136
5.0

 Коллекция тарских значков


Коллекционирование – одно из самых древних хобби в истории человечества. Объектом коллекционирования могут выступать самые разные предметы: марки, монеты, статуэтки, камни и многое другое. Особое место в коллекционировании занимает фалеристика – собирательство значков. Это слово происходит от латинского слова «фалала», означающего украшение из металла, служившее воинским знаком отличия. Стоит отметить, что под фалеристикой понимается ещё и коллекционирование орденов и медалей, однако, в этом «разделе» коллекционирования собирательство значков гораздо популярнее.

Как и в любом хобби, в коллекционировании значков есть нюансы, в которых нужно разбираться. Прежде всего, нужно понимать реальную стоимость значка, которая, прежде всего, зависит от его тиража, материала, из которого он изготовлен, а также года выпуска и состояния значка.

Ценными считаются значки, которые были изготовлены малым тиражом и имеют интересную предысторию. Цена таких значков может доходить до нескольких тысяч долларов. Уникальные значки могут и вовсе стоить огромные суммы.

На территории бывшего Советского союза наиболее распространены советские значки, выпущенные после 1970 года, которые, как правило, имеют клеймо и цену. Такие значки для серьёзных коллекционеров не представляют особого интереса. Однако, они могут быть интересны тем, кто не гонится за раритетами, а увлекается историей своих родных мест.

Давайте посмотрим, как в бескрайнем мире геральдической фалеристики представлен наш город Тара. Но для начала –

немного истории

Сегодня мы будем говорить только об одном направлении широкого спектра современного коллекционирования – геральдической фалеристике: коллекцио­нировании нагрудных знаков и значков с изображением старинных и современных гербов городов России.

Итак. В 1970-е годы прошлого века московское предприятие ЭТПК (Экспериментальный Творческий Производственный Комбинат ХФ РСФСР) положило начало первой централизованной серии значков геральдической тематики.


Экспериментальный творческо-производственный комбинат ХФ РСФСР (ЭТПК)


Впоследствии данная серия получила название у коллекционеров как «стандартная», значки выпускались в едином оформленном стиле (геральдический щит французской формы) с изображением старинных гербов городов Российской Империи:


Значки-гербы ЭТПК


Отсутствие в то время массового литературного материала по геральдике только усилило интерес людей к новой малоизвестной теме городского герба.

Популяризировать геральдику на государственном уровне в СССР было неприемлемо, так как многие «учёные мужи», воспитанные на идеях марксизма-ленинизма, не признавали её как научное знание, доказывая, что герб изжил себя и не является предметом серьёзного изучения. Не давал покоя и тот факт, что герб в России исторически был атрибутом прежде всего дворянского сословия.

Естественно, серьёзное коллекционирование, как мы писали выше, подразумевает не только простое собирательство или накопление нового коллекционного материла, но и его изучение. Геральдический информационный вакуум заполнили публикации в журнале «Наука и жизнь». Именно это издание впервые открыло цикл публикаций на тему «Гербы городов, губерний и областей Российской Империи».

Иллюстрации к данным статьям стали настоящим подспорьем для коллекционеров-геральдистов. Благодаря этим материалам появилась возможность не только узнать историю символики того или иного городского герба, но и систематизировать новые «стандартные» гербы, в соответствии с вхождением города в конкретную губернию или область.

Чуть позже постоянную геральдическую рубрику открыл на своих страницах журнал «Вокруг света», где в научно-популярном стиле рассказывалось о государственных гербах и флагах стран мира. Постоянными авторами данных материалов были ленинградские историки Георгий Вилинбахов и Михаил Медведев, а также специалист по флагам Юрий Курасов из г. Волгограда.


Павел Ильич Вьюев – инициатор выпуска Геральдической серии значков на ЭТПК, а также автор ряда эскизов, в т.ч. первого – герба города Великие Луки


Основу всех вышедших в то время значков в серии ЭТПК составили гербы, Высочайше Утверждённые Императором в 1781 и 1883 годах. Сейчас геральдика уже прочно вошла в нашу жизнь, появилось множество сопутствующей литературы по этой теме. С большинством исторических гербов можно ознакомиться в книге барона П.П. фон Винклера «Гербы городов, губерний, областей, и посадов Российской Империи, внесённые в Полное Собрание Законов с 1649 по 1900 гг.», репринтное издание которой ещё можно встретить в букинистических магазинах, или заказать в библиотеке или читальном зале.

К сожалению, по тем или иным причинам охватить весь спектр утверждённых гербов в Российской Империи до 1900 года «стандартная» серия не смогла, но большое количество знаков легло в частные коллекции. Естественно, многие изображения дореволюционных городских гербов, прежде чем быть выпущенными, подвергались строгой цензуре: советская власть никак не могла допустить выпуск знаков с изображением символов, связанных с церковью или царской властью. Так появились теперь уже уникальные в своём роде, гербы городов: Перми с пятиконечной звездой и непонятным «квадратиком» вместо креста и Евангелия; Владимира, где крест в лапах льва был заменён на меч; Малоархангельска, нижнее поле которого вообще было заштриховано, так как в нём присутствовало изображение Архангела, поражающего пламенеющим мечом дьявола, и т.д.



Справедливости ради необходимо отметить, что благодаря усилиям коллекционеров-энтузиастов и сегодня ЭТПК продолжает выпуск «стандартных» гербов, только, естественно, без глупого цензурного вмешательства. Более того, как это ни парадоксально, многие казалось бы невзрачные алюминиевые значки имеют большую ценность среди коллекционеров!



К сожалению, выпущенные заводом ЭТПК значки (за редким исключением) были историческими городскими гербами, то есть являлись не действительностью современного города, а его, так сказать, историческим прошлым. Хотя процесс разработки и утверждения городского герба встал в то время очень остро.

Безусловно, советскому городу была необходима своеобразная «визитная карточка», эмблема или, что более правильно, герб. Некоторые города именно в период конца 60-х – начала 70-х годов прошлого века активно занялись созданием своих городских гербов, но из-за отсутствия специалистов по вопросам городской геральдики, незаслуженно забытых русских геральдических исторических традиций, создаваемые гербы городов не только не соответствовали истинным геральдическим канонам, но и являлись «низкопробными» с художественной точки зрения.

Позже специалисты назовут многие из них термином «гербоид» за своеобразную «профнепригодность». Появилось огромное количество гербов-близнецов, в которых художники практиковались, кто из них оригинальнее изобразит набор типовых промышленных и сельскохозяйственных символов. Гербы пестрели шестерёнками, химическими колбами и ретортами, колосьями, серпами и молотами. Стали внедряться такие нетипичные для геральдики символы, как электрические лампочки, моторы и двигатели, нефтяные вышки и линии нефтепроводов. Городская геральдика стремительно стала наполняться «промышленной символикой».

Тем не менее, коллекционеры получили большой запас материала для собирательства. Городские власти соревновались в выпуске значков с современной советской символикой своего города. Безусловно, данный этап интересен не только большим появлением коллекционного материала, но и новой информацией для изучения и систематизации данного типа городского герба.

Таким образом, с появлением большого количества значков с городскими и поселковыми гербами республик Советского Союза, пополнилось и движение, если можно так выразиться, коллекционеров-геральдистов.

В конце 1980-х годов ХХ века страну захватил очередной геральдический бум. Многие города и посёлки СССР стали обзаводиться собственными гербами. Отрадно заметить, что создаваемые гербы стали больше соответствовать традициям геральдики. Авторы при их создании старались учесть историю края, традиции, культуру.

Эпоха «промышленных» гербов постепенно начала сходить на нет. Чаще использовались традиционные геральдические символы и цвета, уменьшилось количество элементарных ошибок – накладывание «металла на металл» и «финифти на финифть», неправильный разворот одушевлённых фигур и т.д.

С увеличением количества городских гербов автоматически увеличилось количество и разнообразие значков данной тематики. Причём доминировали знаки местных, региональных заводских выпусков. Многие из них до сих пор считаются коллекционными раритетами.

В момент активизации «герботворчества» в стране остро встала проблема юридического фактора городского и поселкового герба. Не были отработаны важные вопросы: кто утверждает герб и как гербу придать необходимую юридическую силу?

В дореволюционной России функции разработки гербов принадлежали специальному государственному органу – Герольдмейстерской конторе, и Высочайше утверждались Государем Императором. Согласно «Городовому положению» 1785 г. (пункт 28) каждому городу предписывалось:

«иметь герб… и оный употреблять во всех городовых делах»


Здания Сената и Синода в Санкт-Петербурге, в которых располагалась Герольдмейстерская контора


В советский период подобной государственной структуры не существовало, разработкой гербов занимались энтузиасты: краеведы, местные художники, коллекционеры-геральдисты. В некоторых городах вопрос создания городского герба был возложен на главных художников или главных архитекторов (!).

Гербы утверждались разнообразными органами региональной власти – Исполнительным комитетом, Сессией депутатов городского (поселкового) Совета, райкомом (горкомом) КПСС и т.п. Кстати, многие московские заводы при изготовлении значков требовали копию решения местного Совета народных депутатов об утверждении герба и эскиз, заверенный печатью райкома партии!

В 1992 году был образован государственный геральдический орган – Государственная геральдическая служба России (ныне Геральдический совет при Президенте Российской Федерации). Благодаря усилиям специалистов Совета был систематизирован весь процесс создания гербов городов и муниципальных образований в Российской Федерации, а также отрегулирована юридическая сторона вопроса.

Сегодня геральдическая фалеристика переживает очередной подъём. Увеличилась армия коллекционеров-геральдистов, регулярно проводятся встречи и слёты коллекционеров, стабильно появляются новинки из коллекционного материала.



Тарские значки-гербы

В богатой истории геральдической фалеристики город Тара не остался в стороне. Экземпляры с гербом Тары встречаются практически в каждой серии значков, выпущенных в СССР и в России. Рассмотрим эти серии подробнее.


Серия «Квадраты»

Самая массовая геральдическая серия. Выпуск – Москва (Экспериментальный творческо-производственный комбинат ВООПИК «Русский сувенир»). Клейма:

В 1970-е годы прошлого века эти значки были на прилавках киосков «Союзпечати», книжных магазинов, сувенирных лавок. Многие знаки имеют двойников, отличающихся деталями на лицевой стороне или на обратной стороне.

В этой серии Тара представлена одним значком. Среди всех тарских значков он наиболее распространён и, поэтому, самый дешёвый.


Серия «Старый герб» (2-й выпуск)

Серия довольно редкая. Выпуск – Москва (клуб «Родник», кооперативы). Клейма:

Тарский значок данной серии выглядит так:


«Тобольская» серия

Серия редкая. Выпуск – Тобольск (предприятие при колонии а/я-34/1). Клеймо: 

Всречаются значки и без клейма. Значок со старым гербом Тары:


Серия «КЭМЗ-Классическая» (Тобольская губерния)

Клеймо:

Серия была задумана и осуществлена на КЭМЗ ещё в 80-х годах прошлого века. В неё входит большое количество подсерий, в том числе и значки с современными гербами городов России, Украины и других государств. На сегодняшний день эту серию можно считать самой объёмной среди всех существующих серийных выпусков. Количество выпущенных значков уже превышает 4000 наименований

Самая большая и популярная у коллекционеров – это гербы Российской империи. В «классической серии» выпускались как утверждённые в Российской империи гербы городов, так и проекты гербов, разработанные геральдической коллегией.

Тара представлена в этой серии двумя значками: с классическим утверждённым гербом и проектом герба 1865 года:

Вот описание неутверждённого проекта герба Тары 1865 года (на втором фото):

«Щит горностаевый полный. В вольной части герб Тобольской губернии. Щит увенчан серебряной башенной короной о трёх зубцах, за щитом накрест положены два золотые молотка, соединенные Александровской лентой»

Первые выпуски данной серии уже стали раритетными, и достать их по приемлемым ценам практически невозможно. В данный момент серия продолжается: ожидается выход в свет проектов гербов, разработанных для городов, входящих в состав Великого Княжества Финляндского.


Украинская юбилейная серия «Бешки»

Курирует выпуск известный московский коллекционер-геральдист Борис Сковород. Выпускается с 1988 года. Тираж значков небольшой – окола 100 штук. Серия редкая. Выпуск – Киев (кооператив). Клеймо:

Отсюда и название – «Бешки».

Для Тары был изготовлен один значок к 420-летнему юбилею с довольно интересным изображением горностая:


Серия «Древняя Русь» (оригиналы)

Серия распространённая, но есть нюанс, о котором – ниже. Выпуск – Москва (Экспериментальный творческо-производственный комбинат ВООПИК «Русский сувенир») клеймо:

В среде фалеристов к значкам данной серии прикрепилось прозвище «пуговицы». В её составе имеются значки, купить которые не составляет труда. И вместе с ними серию дополняют экземпляры, за которыми коллекционеры охотятся годами и выкладывают за каждый из них на аукционах немалые суммы. 

Школьники, учившиеся в советское время, наверняка вспомнят, как ежегодно им навязывали покупку марок Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Мало кто мог увильнуть от «почётной обязанности» их приобретения. А вот коллекционеры значков на тему «Геральдика» очень этому обществу благодарны. Ведь именно при нём работал экспериментальный творческо-производственный комбинат «Русский сувенир» (г. Москва), который и создал серии, названные выше.


Лицевая сторона планшетки (первый выпуск)


Обычно выпуск, состоящий из 21 экземпляра с различными гербами, упаковывался в сувенирную картонную планшетку. Планшетки серии «Древний герб» сопровождались информационной частью следующего содержания:

«Гербы городов складывались в давние времена и к началу 20 века было известно более 500 гербов древних русских городов. Все они имеют гербовую эмблему в виде геральдического рисунка, раскрывающего характерные особенности данного города, его экономическое и историческое значение». 

Фалеристы выделяют в составе серии 76 позиций, которые встречаются достаточно часто и присутствуют практически в любой «пионерской» коллекции. В отсутствии Интернета многие коллекционеры-геральдисты, добыв эти 76 значков, считали, что собран полный комплект. Каково же было их удивление, когда кто-то из соратников приносил значок того же формата с той же надписью «Древний герб», но ранее не виданным городом.

Чтобы развеять фантастические слухи и понять, сколько же всего значков в серии, коллекционерам даже пришлось обратиться к прессе. Положение дел разъяснил издаваемый с 1992 года журнал «Гербовед», который помимо прочих функций взял на себя миссию извещать коллекционное сообщество о выходе в свет новых значков с городскими гербами Российской империи, СССР, Российской Федерации и зарубежных стран. Выпуск №28 (1998 г.) пояснил, что кроме общеизвестных 76-ти позиций существует ещё 50 значков, которые встречаются достаточно редко. К радости фалеристов издание привело список позиций, о которых ранее многие и не подозревали.


Примеры редких позиций серии


Именно эти значки в серии «Древний герб» являются редкими и ценными. Но даже их иногда можно обнаружить в россыпях и ёмкостях с надписью «Любой значок за 10 руб.». Интересным дополнением к коллекционированию данной серии является исследование обратной стороны значка. Например, можно найти разницу в стоимости (10, 15 и 20 копеек), а также повороты клейма комбината «Русский сувенир» и обозначения цены.

Как мы видим, к наиболее редким экземплярам данной серии принадлежит и значок с гербом Тары. Именной поэтому он пока отсутствует в нашей коллекции.

Значки «Древний герб» (новоделы)

Развитие технологий производства рекламной продукции поставило изготовление всевозможного вида значков на широкий поток. Поэтому у заядлых коллекционеров появилась возможность расширить серию «неофициальными» экземплярами. К примеру, так поступил Алексей Смирнов, которого не устроило, что в серии «Древний герб» существует всего один представитель Орловской губернии (город Севск). С помощью воронежского предприятия «Знак» он разработал целую серию, посвящённую гербам городов Орловской губернии.


Неофициальные значки, копирующие серию «Древний герб»


Стилистика «новоделов» полностью совпадает с серией «Древний герб» за исключением значка «Орловская губерния», который примерно вдвое крупнее по размеру. Если один из «новоделов» окажется в ваших руках, не спешите презрительно отодвигать его в сторону. Тираж выпуска – всего 70 штук. И кто знает, быть может коллекционеры будущего станут столь же истово гоняться за этими «новоделами», как гоняются сейчас за неуловимой полусотней, чтобы собрать серию «Древний герб» в полном составе.

Один такой тарский «новодел» есть и в нашей коллекции:

Данный значок изготовлен из бронзы, поэтому стоит относительно дорого.


Серия «Юбилеи городов России»

Ещё один значок с таким же клеймом был изготовлен в 2019 году к 425-летниму юбилею Тары:

Это очень редкий экземпляр. Значок двухуровневый: 1 уровень – 28х35 мм, бронза, покрытие – медь. 2 уровень – 14х17 мм, эмаль, медь. Совокупность всех этих факторов обусловила дороговизну значка.


«Сибирская юбилейная» серия

Серия малотиражная. Ориентировочный тираж 50 штук. Выпускается в Китае по заказу красноярского коллекционера Константина Домбровского. Клеймо расшифровывается как «Юбилейная Домбровский Сибирская»:

Выпуск серии продолжается. В 2014 году был выпущен значок «Тара-420»:


Серия «Гербы регионов России»

Самая большая на данный момент геральдическая серия. Выпуск – Москва (Союз геральдистов России или клуб «Родник»). Клейма:

Также встречаются значки и без клейма. Серия регулярно пополняется новыми знаками. Некоторые знаки в серии по непонятным причинам оказались редкими.

В этой серии на данный момент выпущено два тарских значка:


Герб Тары

Герб Тарского района


Серия «Древние печати»

Серия очень редкая. Выпуск – Москва (Экспериментальный творческо-производственный комбинат Художественного фонда России, ЭТПК). Клеймо:

Тарский значок данной серии очень необычный: на нём изображён не традиционный горностай, а лиса с самой первой тарской печати. Почему так вышло – можно почитать здесь.


Два значка с современным гербом Тары появились относительно недавно. У обоих значков более современное, в отличие от булавки, крепление – цанга. Один из них изготовлен из латуни по технологии «запекаемый пигмент»:

Второй был выпущен когда-то существовавшим отличным изданием «Тарский курьер» (удивительно, но у них до сих пор работает сайт). Герб был немного стилизован, но значок выглядит довольно неплохо:


Также в данный обзор следует включить тарские значки с изображением эмблемы, которая широко использовалась в Таре при изготовлении сувениров в позднесоветские времёна и в первой половине 90-х годов. У нас есть два значка с этой эмблемой. Один был изготовлен в 80-е годы, металлический:

Второй был выпущен небольшим тиражом к 400-летнему юбилею Тары. В среде коллекционеров такие значки называют «стекло в пластмассе»:

Оба значка очень редкие. Пока, к сожалению, не удалось установить место, где они были изготовлены. 

Ну а о тарских значках, не связанных с геральдикой, поговорим как-нибудь в другой раз. 


Теги:история Тары, герб Тары, значки, геральдика


Читайте также

Комментарии (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]