ГлавнаяБлогАлександр Милевский
Постмодернизм по-тарски
Александр Милевский
13.06.2021
2598
3.7

Реконструкция КДЦ "Север"


Всё-таки мы живём в уникальной стране. Россияне гордятся своей историей, но каждый день позволяют её уничтожать. Многие ностальгируют по Советскому Союзу, но легко расстаются с советской архитектурой, хотя это как раз то наследие СССР, которое следовало бы беречь. Советские здания – такая же часть нашей истории, как дореволюционные.

Живые (пока ещё) примеры конструктивизма, сталинского ампира, позднесоветского брутализма и модернизма формируют облик наших городов так же, как церкви разных архитектурных школ, деревянные домики с наличниками, роскошные модерновые особняки или двухэтажные казённые и купеческие здания XIX века. Всё это – Россия, и очевидно, что всё это должно представлять ценность для её жителей, особенно тех, кто на каждом углу и по любому поводу кричит о своей любви к Родине. Но почему-то не представляет.

Одни сносят исторические здания и убивают их евроремонтом, другие молча или открыто одобряют эти действия.

В Таре в своё время в силу ряда причин не появилось ни одного здания в стиле конструктивизма и сталинского ампира. Даже в Омске эти два стиля архитектуры представлены единичными примерами. Зато в нашем городе сохранилось как минимум три модернистских здания. Впрочем, уже в наше время их превратили в безликие бараки, дабы они хоть как-то не выбивались из современной средовой застройки города.

Одно из этих зданий – Тарский автовокзал. Это был довольно смелый и неплохой для своего времени проект – наполовину остеклённый железобетонный параллелепипед:


Тарский автовокзал в первые годы после открытия, 1972-75 гг. Из фондов Тарского историко-краеведческого музея.


Автовокзал, 1980-85 гг. Из фондов Тарского историко-краеведческого музея.


Но в наше время здание превратили в обычную безликую пластиковую коробку:


Тарский автовокзал в наши дни


Интересно, что точно такие же автовокзалы одновременно с нашим появились в Исилькуле и Калачинске. Но там каким-то чудом удалось частично сохранить оригинальное остекление:


Автовокзал в Калачинске


Автовокзал в Исилькуле


Видимо, у Калачинска и Исилькуля не хватило денег на более радикальную «реставрацию» своих автовокзалов. Так сложилось в нашей стране, что наличие лишних денег у города в основном только вредит его архитектуре, потому что реставрацией зданий как правило занимаются не профессиональные реставраторы и архитекторы, а обычные строители, умеющие только в сайдинг и вентфасад.

Ещё одно модернистское здание в Таре – бывший универмаг «Космос», расположенный по адресу Пятницкий пер. (ул. Избышева), 3. Магазин был также построен по типовому проекту из железобетона и с обильным остеклением:


Универмаг "Космос", 1975-80 гг. Из фондов Тарского историко-краеведческого музея.


В наше время здание арендует магазин «Магнит», поэтому оно традиционно для этой краснодарской компании практически целиком изуродовано красно-белым пластиком. Нашлась только такая фотография современного состояния здания:


Здание бывшего универмага "Космос". Фото - газета "Тарское прииртышье".


Ну и напоследок – третье модернистское здание в Таре. Это здание культурно-досугового центра «Север», реконструкция которого как раз должна завершиться в ближайшие месяцы. Подробнее об этом типовом проекте советских ДК можно почитать у Андрея Курникова в группе «Тара360»:


 

Уже на этапе появления рендеров стало понятно, что здание будет переделано довольно радикально, и от изначального советского проекта практически ничего не останется:


Так должен был выглядеть фасад КДЦ «Север» после реконструкции


Тем не менее, оставалась призрачная надежда на то, что всё хотя бы будет исполнено так, как нарисовано на рендерах: здание оштукатурят и покрасят в приятные цвета, а не обошьют сайдингом или дешёвым вентфасадом. Но мы с вами живём в России, поэтому жителей Тары снова обманули:


Реконструкция КДЦ "Север"


Все согласятся с тем, что бетонные и кирпичные здания, появившиеся на Базарной площади в советское время, довольно сильно контрастируют с купеческими особняками, расположенными тут же, и значительно им уступают в эстетическом восприятии. Здание почты, будь моя воля, я бы вообще снёс не задумываясь, поскольку никакой архитектурной ценности оно не представляет: открылся бы прекрасный вид на пойму Аркарки, и на этом месте можно было бы сделать небольшой хороший парк. Но со зданиями райадминистрации и РДК история другая.

Тут нужно сказать, что самая большая проблема модернизма не в том, что он однотипный и безликий. Просто он был радикально новым. Если до этого города веками эволюционировали, одни стили сменяли другие, но при этом могли сосуществовать как большая семья, то модернизм был кардинально другим. Его принципы уже не предполагали сосуществования с предыдущими стилями.

Кварталы и дома прошлого были объявлены неудобными и устаревшими, улицы – узкими, парки и общественные пространства – нефункциональными. Новая архитектура вторгалась даже в такие небольшие города, как Тара, подминая под себя и уничтожая всё, что было до неё.

Модернизм не просто так столкнулся с критикой. Наверное, ни один стиль не вызывает такого отторжения у обывателя, как модернизм. Но по сравнению с тем, как уродуются наши города в наше время, даже модернистские здания смотрятся как нечто изящное и красивое.

К тому же надо понимать, что архитектура любой эпохи представляет определённую ценность. Даже панельные 5-этажки, а также типовые конструктивистские здания, если не поганить их надстройками, пристройками, самовольно остеклёнными балконами и сайдингом, имеют полное право на существование. Их достаточно просто отремонтировать, сделать фасады чистыми и аккуратными. Такое здание уже будет неплохо смотреться, довольно странно пытаться превратить его во что-то современное.


Панельки района Меркишес Фиртель в Берлине просто отремонтировали без глубокой реновации


Но если это всё же необходимо, здесь требуется довольно тонкая работа. Недостаточно просто взять и стыдливо залепить всё вентфасадом. Потому что в результате получится хуже, чем было. Да, несколько лет здание, возможно, будет выглядеть более чистым и опрятным из-за того, что были использованы новые материалы. Но с точки зрения архитектуры получится какая-то беспомощная ерунда.

Вентфасад – это почти всегда зло. Это материал для облицовки промышленных складов. Но когда его применяют в жилых зданиях или, не дай бог, ремонтируют им значимые объекты архитектуры, такие, как КДЦ «Север» в Таре, это почти всегда плохо. Вентфасад – как линолеум. Если совсем нет денег или ты делаешь ремонт на заводе, то ок. Но во дворце извольте постелить паркет. В наших городах вентфасадом из дешёвых композитных панелей убили уже не одно здание.

Яркий пример в Таре – относительно новое здание Сбербанка, изначально выстроенное в кирпиче. Даже его первозданный вид вызывал, мягко говоря, вопросы, являясь каким-то дальним отголоском давно изжившего себя московского лужковского капрома, но после «реновации» оно и вовсе стало выглядеть нелепым уродцем среди застройки исторического центра (впрочем, и от исторического центра уже мало что осталось):


Было

Стало


Поэтому то, что сделали со зданием КДЦ «Север» – это грубейшая ошибка, последствия которой будут очевидны всем уже через год-два. Очень тревожно за судьбу здания райадминистрации, расположенного в непосредственной близости от здания КДЦ, поскольку, подобно гусеницам горностаевой моли, пожирающим плодовые деревья одно за другим, тарские строители, вооружившись керамической плиткой, легко могут перебраться с одного здания на другое…


Историческая справка

Советский архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne – новейший, современный; «англ. modern» – современный, новый) – одно из трёх основных направлений архитектуры СССР наряду с авангардом и сталинским неоклассицизмом. Выведен критиками в начале XXI века в отдельное направление. Охватывает период с 1955 по 1991 год. Переходом к модернизму стало постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Архитектурный модернизм пришёл в СССР с Запада и трансформировался в советский. Во время так называемой хрущевской оттепели в СССР стали появляться в открытом доступе для архитекторов специализированные профессиональные журналы, также начал происходить обмен опытом с архитекторами стран Польши, Кубы и Венгрии. Интернациональность модернизма, по сути, является одной из главных его отличительных черт. Если конкретизировать, то истоки советского модернизма лежат непосредственно в произведениях Ле Корбюзье, который к пятидесятым годам XX столетия переработал основы советского конструктивизма в новый, собственный архитектурный стиль.

По мнению большинства исследователей, в основу советского модернизма лёг брутализм, следовательно – ему характерны соответствующие черты, а именно: функциональность массивных форм и конструкций, урбанистичный облик зданий. Смелые и затейливые композиционные решения отражают, по мнению создателей, размах передовых идей, «антибуржуазность», основательность и прочность советской жизни. Так же, как и в брутализме, основным используемым строительным материалом является железобетон, а подход выполнения архитектурного заказа является комплексным.

Однако было бы неправильным целиком и полностью отождествлять данный архитектурный стиль с брутализмом, поскольку существуют некоторые различия. Так, особенностью советского модернизма является, к примеру, использование облицовочных материалов (мрамор, песчаник, ракушечник, керамика и другое). Также характерна для этого архитектурного стиля (в основном – на стадии развития) декоративность – например, наличие мозаичных панно, барельефов и прочих модернистских элементов украшения монументального искусства, а кроме того – массовое остекление поверхностей зданий, отчасти напоминающее о конструктивизме.


Теги:история, варвары, памятники архитектуры, архитектура


Читайте также

Комментарии (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]