ГлавнаяБлогАлександр Милевский
Город, который мы прозаседали
Александр Милевский
21.03.2023
1950
4.5

Надпись «Улыбнись, любимый город!» на заборе за снесённым жилым двухэтажным деревянным домом усадьбы Ждановых, осень 2022 года. Фото – А. Милевский


Сегодня в Таре на площадке Центральной районной библиотеки начал свою работу проектно-аналитический семинар «Культурное наследие как ресурс развития территории: основные методики и успешные практики».

По сообщению омского портала «Культура», программа семинара разработана экспертами коломенского Центра социальных инноваций «Библиотека наследия», в трёхдневной работе семинара примут участие около 80 представителей бизнеса, общественных активистов и музейных специалистов Омской области, прозвучит множество каких-то очень важных докладов и даже «разработается ряд проектных идей развития музеев, запуска изменений в социокультурной сфере и развития культурной экономики и туризма города Тары и Омской области». Звучит красиво? Красиво!

Из зала, где проходит семинар, свой традиционный острый репортаж ведёт гонзо-журналист Ирина Краснова и за почти 40 минут эфира умудряется ни разу не употребить в своих комментариях глагол «приобщились».

На семинаре присутствуют уважаемые люди Тары и Омска. Главные спикеры Дмитрий Борисович Ойнас и Андрей Викторович Лисицкий в самом начале работы семинара просят уважаемых людей по очереди назвать по две вещи, с которыми у них ассоциируется город Тара.

Одна из участниц семинара встаёт и называет сразу несколько таких вещей (от валенок до уникального киселя, который можно было резать ножом), упоминая между делом, что она сама «родилась в Таре, но сейчас живёт в городе». Слово берёт корреспондент того, что когда-то называлось тарским телевидением, и восторжено рассказывает о загадочных подземных ходах, которые обнаруживают то там, то сям при разборе на дрова очередного памятника архитектуры в Таре.

Наконец, очередь доходит до главного архитектора Тары. Из его слов мы узнаём, что главной изюминкой Тары, по его мнению, являются уникальные двухэтажные деревянные дома с замечательными наличниками. Докладчики из подмосковной Коломны оживляются и просят привести пример хотя бы одного такого тарского дома, но, после ряда наводящих вопросов, так и не дожидаются ответа и переходят к следующему участнику важного семинара.

(Тут хочется заступиться за главного архитектора Тары и в скобках заметить, что ну не обязан же главный архитектор города обладать хоть какими-то знаниями истории тарских домов и исторического развития подведомственной ему территории; более того, зачастую такие знания в нашем городе только вредят: по ошибке не сносится какой-нибудь памятник архитектуры и стоит, догнивает. Или, что ещё более нелепо, не подписывается разрешение на строительство очередного пластикового сарая в историческом центре города.)

Из-за стола поднимается мэр Тары Сергей Мартынов и просит высказаться вне очереди, на что главные спикеры семинара совершенно справедливо замечают, что тут у нас «как в бане: все равны», и высказаться мэру не дают, несмотря на чью-то брошенную реплику «ему можно, он больше знает». Несколько смутившись, Сергей Александрович тут же покидает собрание, перед этим дав краткие указания свой супруге Елене, которая, кроме того, является председателем комитета по экономике администрации Тарского района.

Елена Александровна отмечает, что в Таре имеется порядка 50 зданий, имеющих статус объектов культурно-исторического наследия. «Какие-то сохранились в лучшем виде, – продолжает Елена Александровна, – им повезло, они обрели новых хозяев, которые вкладывают в них средства, и они выглядят достойно. Другие только ждут своей очереди.»

Вероятно – очереди на снос. Как когда-то дождалась своей очереди гимназия в Щербаковском переулке – одно из немногих зданий в городе, выстроенных в стиле модерн, одно из самых красивых зданий Тары. Как своей очереди дождалось бывшее здание почтово-телеграфной конторы, во время разбора на дрова которого нынешний глава Тарского района Евгений Лысаков почти три года назад пообещал «поставить на этом месте копию оригинального здания». Или деревянный жилой дом усадьбы Ждановых, о котором упоминалось выше. Или десятки таких же деревянных двухэтажек в центре Тары, о которых так тепло отзываются сейчас все эти прекрасные люди в зале.

Если бы все эти прекрасные люди прямо во время этого семинара выглянули в окно, то через дорогу от библиотеки они, скорее всего, увидели бы погибающий дом священника Александрова. А если окна зала, где они собрались, выходят на другую сторону, то они смогли бы увидеть пустырь, где когда-то располагался крепкий жилой дом А.В. Смородинниковой, в 2014 году разобранный на дрова представителями Тарской епархии. Рядом с ним доживает свой век дом мещанки М.И. Шкляевой, горевший в феврале 2021 года.

Все эти дома ещё каких-то два десятка лет назад были частью единой средовой застройки Тары, формировали уникальную атмосферу небольшого сибирского купеческого городка. Сейчас, в том числе благодаря решениям всех этих замечательных руководителей города, выступающих на подобных семинарах с проникновенными речами об уникальности нашего старинного города, от этой атмосферы практически не осталось и следа. И вместо того, чтобы выделить хотя бы минимальные средства на консервацию того же дома священника Александрова, министерство культуры Омской области тратит деньги на организцию вот таких никому не нужных трёхдневных семинаров с бесконечной пустой болтовнёй.

Символично, что в углу возле входа за всем этим заседанием грустно наблюдало изваяние в полный рост Владимира Маяковского. И как тут было не вспомнить:

С волнения не уснёшь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
ещё
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»


Теги:архитектура, культура, история, памятники архитектуры, разрушение домов


Читайте также

Комментарии (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]