Оригинал взят из ЖЖ mib55 - Тарский автобусный заповедник и Ещё немного про Тару и автобусы. Совсем недавно была перевёрнута очередная страница автобусной истории Омска - в 2008 году городские улицы навсегда покинули последние маршрутные автобусы модели ЛиАЗ-677, различные модификации которой возили омичей на протяжении почти сорока лет. Но в Омской области остались места, где ещё можно прокатиться на живых маршрутных "луноходах" (так называли 677-ю модель по всему Союзу). Самое интересное из этих мест - Тара Тарский автобусный заповедник Из всех маленьких городков Омской области Тара, по моему мнению, наиболее соответствует гордому званию "город". В Таре до сих пор перед зданием администрации стоит памятник Ленину... ... а по городским маршрутам ходят ЛиАЗы-677М. Городской автобус пользуется популярностью у местных жителей - Тара город хоть и небольшой, но достаточно протяжённый. Стоимость проезда - 10 рублей. Всего на данный момент действует 5 городских муниципальных маршрутов (есть ещё частники):
Обслуживает эти маршруты 5 больших автобусов, по автобусу на маршрут, иногда их подменяют ПАЗ-3205, базируются автобусы в Тарском АТП. Теперь поговорим собственно об автобусах. Сейчас на линии работают 4 ЛиАЗ-677М, их бортовые номера 11, 12, 14 и 15. Все машины уже далеко не новые, но при помощи растущих из нужного места рук работников АТП поддерживаются в рабочем состоянии и выглядят гораздо лучше, чем выглядели такие же автобусы того же возраста в Омске. Самый нарядный - номер 11-й, фото снято в 2007 году, сейчас он выглядит немного по-другому, но тоже неплохо. Номер 12 - самый новый "луноход" в Таре, он был куплен в 2006 году у одного из омских предприятий и перевезён в Тару, где около двух лет стоял в резерве, до тех пор, пока старый номер 12 (тоже 677-й) окончательно не вышел из строя, уступив номер новичку. Номер 14 выглядит как брат 12-го: примерно того же возраста, окрашен по похожей схеме, и тоже заменил старый 677-й, ходивший ранее под 14-м номером. Скорее всего, он также был куплен в Омске. Вот он летом этого года - постарел, но держится. А вот номер 15 - из старой гвардии, и выглядит он более уставшим, чем его оранжевые коллеги. На борту - надпись в память о праздновании 410-летия Тары в 2004 году. Самый же старый и самый интересный "луноход" Тары, работавший под номером 17, был списан в этом году. Остановлюсь на этой машине поподробнее, она того стоит. Ещё году в 2006-м, будучи в Таре по рабочим делам, я с удивлением обнаружил там ЛиАЗ-677М с круглой задней оптикой, в Омске такие машины давным-давно исчезли. В январе 2007 при очередном визите в Тару мне удалось заснять этот автобус. При взгляде на автобус в анфас обнаружилась ещё одна уникальная особенность - эмблема в виде букв "ЛИКИНО" на капоте. Такие эмблемы ставились только на передвижные телевизионные станции (ПТС-ЦТ) ЛиАЗ-5930/5931 "Лотос" и ЛиАЗ-5932 "Магнолия". В результате консультаций со специалистами по ЛиАЗам и внимательного изучения всех фото машины стало ясно - этот автобус изначально был вспомогательной машиной от передвижной телевизионной станции, на это указывают, помимо эмблемы (очевидно, переставленной с ПТС-ки), остатки крепления большого багажника на крыше, характерные лючки в бортах для подключения кабелей и петли для навесных замков на дверях салона. Год выпуска - ориентировочно 1985, сохранность автобуса была обеспечена именно его первым местом службы - телевизионщики гоняют ПТС-ки не так уж часто, и основная их работа происходит, стоя на месте, поэтому пробег у автобуса к моменту его попадания в Тарское АТП в первой половине 2000-х был очень небольшим. Но регулярная эксплуатация на маршрутах сделала своё дело, и к концу 2000-х автобус выглядел уже не так, как при первой встрече: В марте этого года в Тарское АТП пришёл новый НефАЗ-5299-10-33, получивший номер 16: А старик под номером 17 пошёл под списание... И, с одной стороны, хочется порадоваться за тарчан и пожелать им дальнейшего обновления автобусного парка, а с другой стороны, с уходом последних "луноходов" с тарских улиц исчезнет ещё одна частичка старой Тары, одна из тех, что создавали и создают сейчас этому маленькому уютному городу такую атмосферу, что хочется приезжать туда снова и снова... Ещё немного про Тару и автобусы В марте 2009 года меня в очередной раз занесло в Тару по делам. Заехав в центр города, понял, что программа дня расширяется - на Юбилейной площади шла подготовка к празднованию Масленицы. Юбилейная площадь появилась в Таре на месте древнего городища в 1994 году - к 400-летию города. С одной стороны площади установлена памятная стела, а с другой - реконструированный фрагмент Тарской крепости 400-летней давности. Моё внимание привлёк автобус, принимавший непосредственное участие в техническом обеспечении праздника. Это "Кубань", такой же вымирающий вид, как и ЛиАЗ-677, про которые рассказывалось в прошлой заметке. Такие автобусы наверняка помнят многие. Ещё бы, ведь автобусов, носящих марку "Кубань", было выпущено более ста тысяч экземпляров, и разошлись они по всему Союзу. Но, думаю, немногие знают историю появления этих машин на свет. В 1962 году Госплан отказал Министерству культуры РСФСР в распределении автобусов из-за их дефицита. Но автобусы были нужны Минкульту как воздух - сложившаяся система культурного обслуживания населения, особенно в сельской местности и на новых гигантских стройках, требовала всё большее количество машин для поездок агитбригад и театральных коллективов, а также для прочих нужд. Выход был найден - организовать производство на одном из предприятий, подчинённых Министерству культуры. Таким предприятием стал Краснодарский механический завод нестандартного оборудования, реорганизованный из автобусно-мебельного цеха Краснодарского ремпромкомбината. Уже в том же 1962 году по чертежам и технической документации, полученным с Каунасского авторемзавода № 3, были построены первые автобусы с деревянным кузовом на шасси ГАЗ-51А, получившие название "Кубань-62". Если кому-то интересны дополнительные подробности об истории Краснодарского механического завода, рекомендую почитать статью Дениса Дементьева "Культурный автобус", например тут. Автобусы серии "Г1А" за время производства прошли ряд серьёзных модернизаций, последняя модификация получила индекс "Г1А1-02",была поставлена на конвейер в 1989 году и выпускалась до 1993 года. Именно такой автобус и стоит до сих пор на вооружении тарских работников культуры... Вернувшись на площадь через некоторое время, я застал празднование Масленицы в самом разгаре, было такое впечатление, что здесь собрался весь город - толпы людей, песни, веселье и непередаваемая атмосфера настоящего народного праздника. Попробовал вкуснейшие домашние блины, с начинкой и без, с некоторым сожалением отказался от ледяной стопочки, предлагаемой тётушками к блинкам, и поехал дальше, с мыслью о том, что было бы неплохо оказаться в Таре на Масленицу ещё раз, и уже никуда не торопясь, проводить русскую зиму по полной программе. |
Комментарии (4) | |
| |