"Вид одной из подгорных улиц и общий вид нагорья", 1908 г. Название с музейного описания фотографии. Фото П.П. Сухих. Скан оригинала фото для известной открытки из серии "Видов Тары" начала ХХ века. Из фондов Государственного автономного учреждения культуры Тюменской области "Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник" Глядя на фотографии Тары начала ХХ века, мы видим белые фрегаты церквей среди множества деревянных домов-судёнышек. Они "плыли” в вечности над Иртышом на фоне зелёных садов и облаков. Сейчас в Таре сохранилась только Спасская церковь... Основными источниками для изучения тарских церквей являются материалы ТФ ГАТО, ГАОО, ТФ ГАОО и Метрики 1887 года "для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах”, хранящиеся в архиве института истории материальной культуры РАН, ранее не привлекавшие внимание исследователей. Работа с документами позволила не только уточнить датировку храмов, но и теоретически реконструировать их облик, интерьеры, иконостасы и выявить церковные ценности. Вид на город с пристани, 1908 г. Название с музейного описания фотографии. Фото П.П. Сухих. Скан оригинала фото. Из фондов Государственного автономного учреждения культуры Тюменской области "Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник" Первым храмом Тары стала Борисо-Глебская церковь, построенная в год основания города (1594 г.). Таким образом, наименование храма относится или к дате основания города, или ко времени постройки храма (2 мая, 24 июля и 2 сентября по ст. стилю – дни, связанные с памятью святых мучеников Бориса и Глеба). А первой и самой почитаемой иконой – образ Тихвинской Божией Матери, принесённый первым воеводой князем А.Ф. Елецким и хранившийся в воеводской канцелярии, а после её упразднения в Тихвинской кладбищенской церкви. Вскоре из Москвы были доставлены иконы, богослужебные утварь и книги. Тарский город. Ремезовская летопись, XVII век. Краткая сибирская летопись (Кунгурская) / (Ремезов С.У.) Зост А. – Санкт-Петербург: типография Ф.Г. Елконского. 1880 год. В начале 1620-х гг. в Таре были основаны Параскевиевский женский и Спасский мужской монастыри. Игумен Спасского монастыря Исайя считался в Таре самым уважаемым человеком (1630-е гг.). Город неоднократно горел. Например, в 1629 г. сгорели Борисо-Глебский собор с двумя приделами и все постройки в крепости. Но после всех пожаров город отстраивался, а храмы восстанавливались на прежних местах. План города Тары, Н. Витсен, 1687 г. Гравюры с изображением сибирских городов, ставшие иллюстрацией к книге Н.К. Витсена «Северная и восточная Тартария», имели в своей основе более ранние изображения С. Ремезова, вошедшие в атлас "Чертёжная книга Сибири". Дневник «Noord en Oost Tartarye» («Северная и Восточная Тартария») является частью главного труда Н. Витсена. «Тартарией» европейцы называли тогда Сибирь. Трактат содержит большое количество исторических, географических и других сведений об этих землях, которые автор собрал во время своих тесных контактов с Россией, и включает первую из известных в Европе подробную карту Сибири. В описании города 1701 года упоминаются Успенская церковь в городе, Никольская – во внешнем остроге, Параскевиевская в остроге и Спасская – в южной части посада, а также часовни во имя Софии Премудрости Божией, Сергия Радонежского Чудотворца, у Иртыша – во имя святого преподобного Медоса Чудотворца, вниз по Иртышу – во имя Всемилостивого Спаса. Все храмы были деревянными: на акварельном рисунке 1734 года видно, что Успенская и Никольская церковь были шатровыми, а Пятницкая и Преображенская – клетскими. Акварельный рисунок Тары 1734 года. Из фондов архива ЛОРАН. Строительство каменных церквей в Таре начинается во второй половине ХVIII века. Возведение в довольно короткий срок 6 каменных церквей и мечети (1802 г.) в городе, население которого составляло всего чуть более трёх тысяч человек, достаточно ярко освещает высокий уровень благосостояния жителей города. В Таре довольно долго была сосредоточена торговля с калмыками, бухарцами, кокандцами, а затем и с восточными странами, в основном, через Кяхту. Приведём краткое описание церквей в хронологическом порядке (даты даны по архивным источникам): Спасская церковь (1753-1776) – на средства прихожан, двухэтажная; Казанско-Богородицкая церковь (1777) – на средства купцов Нерпиных, одноэтажная; приписано 3 часовни: 1 каменная, 2 деревянные; Кладбищенская во имя Тихвинской Божией Матери (1784-1789) – на средства купца Ивана Фёдоровича Нерпина, двухэтажная; Никольский собор (1771-1774) – на средства купца Иакова Перминова, одноэтажный, собор с 1832 года; Параскевиевская (Пятницкая) церковь (1791-1825) – двухэтажная, тщанием купца Ивана Нерпина, а по смерти его графом Ивеличем; Успенская церковь (1774-1792), до 1832 г. соборная – на пожертвования граждан, колокольня перестроена в 1842-1843 гг. на средства купца Фёдора Ивановича Пяткова Таким образом, мы видим, что большинство тарских церквей построены в последней трети ХVIII века, а основными жертвователями были купцы. Прекращение строительства культовых зданий является свидетельством экономического застоя. Тихвинская (Кладбищенская) церковь города Тары. Фотография 1927 года Скан оригинала из фондов ОГИК. Кратко охарактеризуем все храмы. В них чувствуется влияние барокко, это проявляется и в решении основного объёма, и в декоре, и в интерьерах. Все церкви имели высокие колокольни, но у Параскевиевской она была пятиярусной с явными признаками классицизма, а у Успенской церкви завершалась шатром в русском стиле. Успенская и Пятницкая церкви на Гостиннодворской (Базарной) площади города Тары, 1886-88 гг. Одна из четырёх самых старых выявленных фотографий города Тары. Автор: Ф.С. Лахмайер. Скан оригинала из Научного архива Русского географического общества. Три храма были двухэтажными – Спасский, Тихвинский и Параскевиевский. Три были пятиглавыми, чаще главки по углам крыши имели декоративный характер. Два храма имели оригинальные трёхлопастные аттики, в Успенской церкви они напоминали щипцы. А щипцовый аттик Параскевиевской церкви, возможно, имел уникальный для Сибири размер – он закрывал восьмерик под куполом храма. В декоре Успенской церкви использовались четырехлопастные псевдолюкарны, которые ранее украсили Спасский храм. Все церкви имели ограду. Вид на Спасскую церковь города Тары, 1886-88 гг. (вдали видна Тихвинская церковь на городском кладбище). Одна из четырёх самых старых выявленных фотографий города Тары. Автор: Ф.С. Лахмайер. Скан оригинала из Научного архива Русского географического общества. В 1903-1910 гг. при тарской тюрьме построили домовую церковь. После октябрьской революции тарские церкви и молитвенные дома, как и все культовые здания России, перешли в собственность государства по закону об отделении Церкви от государства. 10 ноября 1921 г. уездное Бюро юстиции зафиксировало отобранное у различных конфессий имущество. Были перечислены религиозные сооружения: Никольский на ул. Советской (бывшая Никольская), Успенский на Базарной площади напротив особняка Балыковых (совр. им. Ленина), Спасский на ул. Спасской, Казанский на Нерпинской, Пятницкий у Пятницкого переулка (совр. ул. Избышева), Тихвинский на городском кладбище (совр. Комсомольский парк), католический костёл на Спасской улице, мечеть на Нерпинской (бывшей Немчиновской) и синагога на ул. Александровской. Вид на Никольский собор, 1886-88 гг. Одна из четырёх самых старых выявленных фотографий города Тары. Автор: Ф.С. Лахмайер. Скан оригинала из Научного архива Русского географического общества. В документе перечислено имущество церквей. Например, в Спасской церкви было 100 икон, 6 колоколов и другие предметы. После национализации зданий и имущества общины вынуждены были в 1922 году заключить договор на аренду своих церквей. Казанско-Богородицкая церковь в это время в договорах не упоминается. Казанско-Богородицкая церковь Тары (рис. Поликарпа Ильича Копейкина) Первой жертвой антирелигиозной государственной политики стала Успенская церковь. В великолепном соборе (до 1832 года Успенская церковь была соборной, затем приписана к Никольскому собору), известном на всю Россию своим девятиярусным иконостасом, имевшим большое книгохранилище с редкими изданиями, древними грамотами и актами, комиссия отметила только колокола. Эта же комиссия, осмотревшая здание в июне 1926 г., пришла к выводу, что оно не подлежит ремонту, и вынесла вердикт о сносе церкви. Успенская церковь, 1927 г. Фото Иннокентия Николаевича Шухова. Скан оригинала фотографии из фондов Исторического архива Омской области. Настоятель Тихвинской церкви Василий Михайлович Успенский на собрании духовенства Тарского округа (15.02.27 г.) выступил инициатором создания окружного Благочиннического совета, необходимого для совместного решения вопросов об аренде храмов, организации диспутов и создания в Таре духовного учебного заведения. Это собрание было разогнано местными блюстителями порядка. Вскоре выяснилось, что имущество храма расхищается, так как сторож вынужден уходить просить подаяние. В июне было объявлено о приёме заявок на оставшееся имущество от общин. Снос здания был утверждён постановлением Сибкрайисполкома №38 – 116 от 28.09.27 г., по согласованию с органами Наркомпроса, через местные комиссии по Госфондам. Иконостас, дубовый крест, два колокола, дарохранительница, люстра и мебель были переданы в село Самсоново. Остальные вещи передали в Госфонд. Отметим, что колокола с колокольни сбрасывали, предполагая отправить их на лом. Колокол с трещиной передали в Васис. Иконостас Успенского собора (фрагмент), 1927 г. Источник: Исторический архив Омской области 11 января 1928 г. в газете "Советская деревня” появилась заметка, что у старосты Спасской церкви найдены старинные рукописи начала XVIII века об основании церкви. Вероятно, это событие подтолкнуло краеведа Черноголова выступить в прессе с инициативой создать в Успенском храме музей, объединённый с окружным архивом. Местные власти решили, разобрав собор, построить музей и архив, но вскоре отказались от этой идеи. Успенская церковь, 1925 г. Фото Иннокентия Николаевича Шухова. Скан оригинала из фондов ОГИК. В 1921 г. было национализировано имущество Казанско-Богородицкой церкви. В 1922 г. в договорах она уже не упоминается. Успенская церковь была разобрана в 1928 году. В 20-х числах марта 1938 года был разобран Никольский собор. Тихвинская (Кладбищенская) церковь была взорвана вместе с Пятницкой церковью в 1951 году. Вид на Пятницкую церковь, 1924 г. Образцом в выявлении методики идеологических "игр”, ведущих к закрытию храмов, являются документы о передаче Никольского собора обновленцам. 20 июня 1935 года Тарский окрисполком принял постановление о расторжении договора на аренду собора с тихоновской общиной, так как она не согласилась на совместное пользование зданием с обновленческой общиной. Вполне понятно, что в одноэтажном здании одновременно проводить службы двух конфессий было невозможно. Уже на следующий день председатель горсовета обязан был оформить передачу здания и имущества обновленцам. И все это в маленьком городе, где было несколько храмов. Никольский собор, 1900-14 гг. Из фондов Тарской районной библиотеки. Конечно, староцерковная община обратилась с заявлением во ВЦИК к М.И. Калинину с просьбой о возвращении храма. В письме изложены такие факты: из пяти Тарских церквей только две были действующими: Никольская с тихоновской общиной и Спасская с григорианской. Обновленцы ранее занимали Тихоновскую церковь, но из-за малочисленности не смогли платить налоги, и в 1933-м году церковь была закрыта. Из Москвы пришло указание тщательно проверить все факты. Никольский собор г. Тары, 1925 г. Автор: И.Н. Шухов. Скан оригинала фотографии из фонда А.Ф. Палашенкова Исторического архива Омской области. Механизм закрытия храмов был традиционным: сначала "ликвидировать” священников, затем расторгнуть договор с общиной, потом закрыть храм, позднее его снести. На основе дел омского государственного архива мы можем проследить историю закрытия и уничтожения некоторых храмов. Отметим противоречивость некоторых данных. "Статистические сведения о религиозных общинах за 1937 год” гласят: "церквей – 4, священников – 3, 1 церковь не закрыта, но не функционирует. Несколько позднее: Спасский собор, механически прекратил действовать с 1936 г., в нём размещён музей и архив, требуется капитальный ремонт; Пятницкая церковь, не занята, требуется кап. ремонт”. Спасский кафедральный собор Тары, 1925 г. Фотокопия из альбома И.Н. Шухова (архивный фонд А.Ф. Палашенкова). Автор - И.Н. Шухов. Источник: Исторический архив Омской области. Дело о закрытии Никольского собора (07.01.1938 – 13.03.1938) было рассмотрено очень быстро, так как началось с телеграммы, в которой содержалась просьба о разрешении разобрать собор, потому что он мешал движению, а кирпич был нужен для строительства педучилища. 13 марта Никольский собор был "ликвидирован”, здание было передано на культурные нужды. Спасская церковь была передана на культурные нужды 24 июня 1938 года (подробнее – в статье Сергея Алфёрова «Расплата за веру» и очерке Ольги Алфёровой «Дело Ольги Владимировны Каешко»). Церковную ограду решили разобрать. Ещё в 1935 году была ликвидирована мечеть. Дважды во время войны обращались священники и прихожане с просьбой об открытии православной церкви. Но рассматривая заявления почти год, 14 октября 1944 года уполномоченный по делам религии при Совмине СССР по Омской области ответил отказом. В конце 1940-х годов в Спасском соборе размещались музей и архив, здание требовало ремонта. Пятницкая церковь была не занята. Спасский собор, в котором в 1970-е гг. размещалась спортшкола, был взят на государственную охрану как памятник республиканского значения в 1974-м году постановлением Совета Министров РСФСР № Р 624. Через 4 года начался ремонт здания, а в 1979 г. в нём открыли краеведческий музей и картинную галерею. В 1980-е годы в Омской области, по-прежнему, было три храма и три молитвенных дома. Православные Тары подавали заявление о передаче им Спасской церкви, но получили отказ. Вид Спасской церкви до реставрации 2016-2017 гг. В результате борьбы с религией пять храмов были снесены, а в Спасской церкви до 1990 года находился музей. "Успешно” завершив борьбу с религией, партийное руководство города лишило Тару истории, градостроительно-планировочной основы и лучших памятников архитектуры. Несомненно, что введение в научный оборот данного материала расширяет представление об истории православия и о "сибирском барокко”. Красота и изысканность культовой архитектуры города, умение выбрать достойный образец подчеркивает развитые эстетические представления местных жителей. Литература
|
Комментарии (0) | |