
Библиотека. Дом Корикова-Михайлова, 1927 год. Из фондов Тарского филиала Государственного исторического архива Омской области. Историческая деревянная архитектура Сибири всегда поражала сочетанием строгости и богатого художественного убранства. Купцы и мещане, строившие свои дома на главных улицах городов, стремились не только к удобству и прочности, но и к красоте. Деревянный дом в Сибири XIX века был частью усадьбы, и усадьба эта никогда не мыслилась без ограды и ворот. Ворота имели особое значение: через них въезжали экипажи, входили гости, но вместе с тем они были лицом хозяина, показателем его достатка, его вкуса и уважения к традиции. Они замыкали пространство, создавали ощущение камерности, защищённости, цельности. Без ворот усадьба переставала быть усадьбой, превращалась в отдельный дом, сиротливо стоящий на улице. Тара когда-то славилась своими купеческими усадьбами. Улица Никольская (ныне Советская), вместе с Базарной площадью была настоящим парадным фасадом города. Здесь стояли особняки известных тарских жителей: семьи Кориковых-Михайловых, Ивана Яковлевича Хомякова, Николая Яковлевича Носкова. Все они были частью единого архитектурного ансамбля, где каждый дом имел свои ворота и ограду, а улица в целом воспринималась не как набор разрозненных строений, а как гармоничное пространство, в котором прошлое и повседневность существовали в единстве. Но XX век оказался беспощадным к этому наследию. Никольская улица Тары (от почты влево), 1914 год. Первый слева – дом И.Я. Хомякова, далее – дом Кориковых-Михайловых. Почтовая карточка 1914 г. из наборов видов г. Тары 1911-1912 гг., издание магазина Я.В. Орлова (Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва). Из фондов Тарского историко-краеведческого музея. На фотографии 1927 года мы видим дом Корикова-Михайлова. В то время это здание использовалось под библиотеку, и рядом с ним сохранились ворота – массивные створы, каждая из которых украшена филёнками, сложным деревянным орнаментом и резной калиткой для прохода. Ворота точно повторяли ритм фасада и делали усадьбу цельной. Библиотека. Дом Корикова-Михайлова, 1927 год. Из фондов Тарского филиала Государственного исторического архива Омской области. В 1950-х годах ещё можно было заметить остатки старой ограды у дома Хомякова: Улица Советская (бывш. Никольская). Спортивный забег. Второй слева – особняк И.Я. Хомякова. 1950-1955 гг. Автор – Иван Сергеевич Степанников. Из архива Ларисы Степанниковой-Кулибабы. Но уже к 1960-м, когда здесь разместился Дом пионеров, ворота исчезли. На фотографиях этого времени пустота возле дома кажется особенно острой – здание стоит красиво и гордо, но словно на показ, без своего двора, без продолжения: Дом пионеров, 1960-1961 гг. Бывший особняк И.Я. Хомякова. Из архива А. Аскаленко. С усадьбой купца Н.Я. Носкова история не менее печальная. На снимках 1940-х годов, когда в доме размещалась школа, видно, что у здания были балкон и ворота: Бывший дом купца Н.Я. Носкова с балконом, Тарская начальная школа №3 имени А.М. Горького, 1940-е гг. Скорее всего, сами ворота уже были новодельными, но они всё равно создавали необходимое ощущение ансамбля. Два балкона, один – небольшой, выходящий на улицу, другой – на всю ширину противоположного фасада, придавали дому изящество, ограда замыкала пространство, и усадьба воспринималась как живая, целая. Но в последующие десятилетия дом утратил и балконы, и ворота. В 2018 году, когда в Таре проводилась реконструкция Советской улицы на средства, выигранные в конкурсе малых исторических городов, усадьба лишилась последних остатков старой среды. Был снесён железный навес, исчезло деревянное ограждение, вырублены деревья и кустарники. Вместо камерного дворика с высоким забором и зелёной оградой перед глазами прохожего остался лишь «голый» фасад, лишённый ауры прошлого: Бывший дом купца Н.Я. Носкова. 2020 год. Фото – Григорий Никуленко. Дом Корикова-Михайлова сегодня и вовсе стал символом упадка. На старых фотографиях мы видим его ещё в окружении ворот и ограды, в 1960-х вместо ворот – уже деревянный штакетник: День Пионерии на ул. Советской, 1968-1972 гг. На заднем плане дом Корикова-Михайлова. Из архива семьи Артёмовых. Сейчас дом стоит пустой и заколоченный. Расселённый ещё в 2014 году, он быстро разрушается: осыпается краска, исчезли ставни, частично утрачен растительный орнамент, украшавший фризы и подоконные доски. Пристрой начала XX века ещё держится, но состояние всего комплекса критическое. Ворота здесь сегодня кажутся роскошью: речь идёт хотя бы о том, чтобы спасти сам памятник. Но всё равно важно помнить – именно отсутствие ворот и ограды делает его особенно беззащитным и «выставленным напоказ»: Дом Корикова-Михайлова, 2024 год. Автор – Григорий Никуленко. Почему же так важны ворота? Архитектор и историк В.А. Ламин писал:
Эти слова прекрасно отражают нынешнее положение дел. Отдельный фасад может быть красив, но без ворот он лишён контекста. Ворота же связывали дом с улицей, замыкали композицию, придавали пространству уют и законченность. Именно поэтому старые фотографии, где усадьбы запечатлены вместе с воротами, производят впечатление цельности, а современные снимки тех же зданий кажутся странными и неполными. Опыт других городов показывает, что восстановление ворот меняет восприятие целого квартала. В Большеречье, в этнографическом комплексе «Старина сибирская», многие дома восстановлены вместе с воротами и оградами, благодаря чему улица выглядит подлинно, а туристы отмечают особую атмосферу: Дом зажиточного крестьянина Павла Яковлевича Гладкова. Большеречье, ул. Советов (бывш. Верхняя), 41. Построен в 1904 г. На первом этаже размещалась лавка, на втором – жилые комнаты хозяина. Отреставрирован в 2003 г. Особняк зажиточного крестьянина Николая Яковлевича Гладкова с лавкой на первом этаже. Большеречье, ул. Советов (бывш. Верхняя), 45. Отреставрирован в 2000 г. В Тюмени при реставрации памятников архитектуры почти всегда восстанавливают ворота. На улице Дзержинского (бавш. Садовая), в доме №40, именно резные створки стали одним из главных украшений усадьбы: Тюмень, ул. Дзержинского (бавш. Садовая), 40. Дом С.С. Бровцина. 2024 год. Фото – А. Милевский. В доме №24 на той же улице восстановленные по фотографиям ворота вернули ансамблю дома Ф.И. Рубцовой завершённость: Тюмень, ул. Дзержинского (бавш. Садовая), 24. Дом Ф.И. Рубцовой. 2024 год. Фото – А. Милевский. Усадьбу В.П. Буркова сложно было бы воспринимать цельно без этих удивительных резных ворот: Тюмень, ул. Дзержинского (бавш. Садовая), 28-30. Усадьба В.П. Буркова. 2024 год. Фото – А. Милевский. В Томске, где деревянное зодчество до недавних пор охранялось особенно тщательно, без ворот не обходится ни одна серьёзная реставрация. Дом мещанина Михаила Акимова на улице Шишкова, 14 и доходный дом Ахмедуллы Москова на улице Татарской, 46 стали подлинными памятниками именно потому, что там восстановили не только наличники и фасады, но и ворота, создающие ощущение цельного ансамбля. Недаром реставратор А.Н. Сорокин сказал:
Томск, ул. Шишкова, 14. Дом мещанина Михаила Акимова.
Томск, ул. Татарская, 46. Доходный дом Ахмедуллы Москова. К сожалению, в Таре подход иной. В 2018 году, выиграв конкурс и получив 75 миллионов рублей, город благоустроил бывшую Никольскую улицу: появились новая плитка, фонари, сцена, обзорная площадка, и пространство между домами Носкова, Хомякова и Корикова-Михайлова получило название «Никольский дворик». Но при этом исчезла подлинность. Ворота домов не восстановили, ограды разрушили, деревья вырубили. В результате улица сегодня выглядит более менее аккуратно и современно, но потеряла то, что делало её исторически живой. Вместо камерных усадеб мы видим ряд «голых фасадов», и это превращает Никольскую улицу скорее в музей под открытым небом, чем в живое историческое пространство. Архитектор и исследователь В.Л. Глазычев справедливо замечал:
Для Тары эта мысль особенно актуальна. Дом Хомякова ухожен, но без ворот он обрезан и выглядит чужим. Дом Носкова сохранил фасад, но лишился балконов, ограды и зелёного окружения. Дом Корикова-Михайлова пустует и разрушается, и сегодня речь идёт уже не о воротах, а о спасении хотя бы стен. Можно ли мечтать о возвращении ворот? Конечно, да. Архивные фотографии сохранили их облик, опыт других городов показывает, что это возможно. Но в условиях равнодушия к деревянному наследию, при отсутствии программы научной реставрации, такие мечты кажутся несбыточными. И всё же важно их сохранять. Потому что ворота для Тары – это не просто деревянные створки, это символ подлинности, символ уважения к прошлому, символ целостного облика города. Сегодня, когда всё чаще говорят о «комфортной городской среде», нужно помнить, что настоящий комфорт – это не только плитка и фонари, а ощущение того, что ты находишься в живом историческом пространстве. Для Тары это ощущение могли бы, в том числе, вернуть именно ворота. Но пока их нет, и улица Никольская остаётся улицей недосказанности, улицей, где дома потеряли свои «лица». Впрочем, и сам город уже давно потерял своё «лицо», практически полностью лишившись своей уникальной средовой застройки. И потому особенно грустно, что в Таре о воротах приходится не говорить, а только мечтать. |
Комментарии (0) | |