ГлавнаяБлогАлександр Милевский
Тарские ворота
Александр Милевский
Вчера
18
5.0

Библиотека. Дом Корикова-Михайлова, 1927 год. Из фондов Тарского филиала Государственного исторического архива Омской области.


Историческая деревянная архитектура Сибири всегда поражала сочетанием строгости и богатого художественного убранства. Купцы и мещане, строившие свои дома на главных улицах городов, стремились не только к удобству и прочности, но и к красоте. Деревянный дом в Сибири XIX века был частью усадьбы, и усадьба эта никогда не мыслилась без ограды и ворот. Ворота имели особое значение: через них въезжали экипажи, входили гости, но вместе с тем они были лицом хозяина, показателем его достатка, его вкуса и уважения к традиции. Они замыкали пространство, создавали ощущение камерности, защищённости, цельности. Без ворот усадьба переставала быть усадьбой, превращалась в отдельный дом, сиротливо стоящий на улице.

Тара когда-то славилась своими купеческими усадьбами. Улица Никольская (ныне Советская), вместе с Базарной площадью была настоящим парадным фасадом города. Здесь стояли особняки известных тарских жителей: семьи Кориковых-Михайловых, Ивана Яковлевича Хомякова, Николая Яковлевича Носкова. Все они были частью единого архитектурного ансамбля, где каждый дом имел свои ворота и ограду, а улица в целом воспринималась не как набор разрозненных строений, а как гармоничное пространство, в котором прошлое и повседневность существовали в единстве. Но XX век оказался беспощадным к этому наследию.

Никольская улица Тары (от почты влево), 1914 год. Первый слева – дом И.Я. Хомякова, далее – дом Кориковых-Михайловых. Почтовая карточка 1914 г. из наборов видов г. Тары 1911-1912 гг., издание магазина Я.В. Орлова (Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва). Из фондов Тарского историко-краеведческого музея.


На фотографии 1927 года мы видим дом Корикова-Михайлова. В то время это здание использовалось под библиотеку, и рядом с ним сохранились ворота – массивные створы, каждая из которых украшена филёнками, сложным деревянным орнаментом и резной калиткой для прохода. Ворота точно повторяли ритм фасада и делали усадьбу цельной.

Библиотека. Дом Корикова-Михайлова, 1927 год. Из фондов Тарского филиала Государственного исторического архива Омской области.


В 1950-х годах ещё можно было заметить остатки старой ограды у дома Хомякова:

Улица Советская (бывш. Никольская). Спортивный забег. Второй слева – особняк И.Я. Хомякова. 1950-1955 гг.  Автор – Иван Сергеевич Степанников. Из архива Ларисы Степанниковой-Кулибабы.


Но уже к 1960-м, когда здесь разместился Дом пионеров, ворота исчезли. На фотографиях этого времени пустота возле дома кажется особенно острой – здание стоит красиво и гордо, но словно на показ, без своего двора, без продолжения:

Дом пионеров, 1960-1961 гг. Бывший особняк И.Я. Хомякова. Из архива А. Аскаленко.


С усадьбой купца Н.Я. Носкова история не менее печальная. На снимках 1940-х годов, когда в доме размещалась школа, видно, что у здания были балкон и ворота:

Бывший дом купца Н.Я. Носкова с балконом, Тарская начальная школа №3 имени А.М. Горького, 1940-е гг.


Скорее всего, сами ворота уже были новодельными, но они всё равно создавали необходимое ощущение ансамбля. Два балкона, один – небольшой, выходящий на улицу, другой – на всю ширину противоположного фасада, придавали дому изящество, ограда замыкала пространство, и усадьба воспринималась как живая, целая. Но в последующие десятилетия дом утратил и балконы, и ворота. В 2018 году, когда в Таре проводилась реконструкция Советской улицы на средства, выигранные в конкурсе малых исторических городов, усадьба лишилась последних остатков старой среды. Был снесён железный навес, исчезло деревянное ограждение, вырублены деревья и кустарники. Вместо камерного дворика с высоким забором и зелёной оградой перед глазами прохожего остался лишь «голый» фасад, лишённый ауры прошлого:

Бывший дом купца Н.Я. Носкова. 2020 год. Фото – Григорий Никуленко.


Дом Корикова-Михайлова сегодня и вовсе стал символом упадка. На старых фотографиях мы видим его ещё в окружении ворот и ограды, в 1960-х вместо ворот – уже деревянный штакетник:

День Пионерии на ул. Советской, 1968-1972 гг. На заднем плане дом Корикова-Михайлова. Из архива семьи Артёмовых.


Сейчас дом стоит пустой и заколоченный. Расселённый ещё в 2014 году, он быстро разрушается: осыпается краска, исчезли ставни, частично утрачен растительный орнамент, украшавший фризы и подоконные доски. Пристрой начала XX века ещё держится, но состояние всего комплекса критическое. Ворота здесь сегодня кажутся роскошью: речь идёт хотя бы о том, чтобы спасти сам памятник. Но всё равно важно помнить – именно отсутствие ворот и ограды делает его особенно беззащитным и «выставленным напоказ»:

Дом Корикова-Михайлова, 2024 год. Автор – Григорий Никуленко.


Почему же так важны ворота? Архитектор и историк В.А. Ламин писал:

«Сибирская усадьба – это ансамбль. Дом без ворот и ограды воспринимается так же странно, как человек без одежды».

Эти слова прекрасно отражают нынешнее положение дел. Отдельный фасад может быть красив, но без ворот он лишён контекста. Ворота же связывали дом с улицей, замыкали композицию, придавали пространству уют и законченность. Именно поэтому старые фотографии, где усадьбы запечатлены вместе с воротами, производят впечатление цельности, а современные снимки тех же зданий кажутся странными и неполными.

Опыт других городов показывает, что восстановление ворот меняет восприятие целого квартала. В Большеречье, в этнографическом комплексе «Старина сибирская», многие дома восстановлены вместе с воротами и оградами, благодаря чему улица выглядит подлинно, а туристы отмечают особую атмосферу:

Дом зажиточного крестьянина Павла Яковлевича Гладкова. Большеречье, ул. Советов (бывш. Верхняя), 41. Построен в 1904 г. На первом этаже размещалась лавка, на втором – жилые комнаты хозяина. Отреставрирован в 2003 г.

Особняк зажиточного крестьянина Николая Яковлевича Гладкова с лавкой на первом этаже. Большеречье, ул. Советов (бывш. Верхняя), 45. Отреставрирован в 2000 г.


В Тюмени при реставрации памятников архитектуры почти всегда восстанавливают ворота. На улице Дзержинского (бавш. Садовая), в доме №40, именно резные створки стали одним из главных украшений усадьбы:

Тюмень, ул. Дзержинского (бавш. Садовая), 40. Дом С.С. Бровцина. 2024 год. Фото – А. Милевский.


В доме №24 на той же улице восстановленные по фотографиям ворота вернули ансамблю дома Ф.И. Рубцовой завершённость:

Тюмень, ул. Дзержинского (бавш. Садовая), 24. Дом Ф.И. Рубцовой. 2024 год. Фото – А. Милевский.


Усадьбу В.П. Буркова сложно было бы воспринимать цельно без этих удивительных резных ворот:

Тюмень, ул. Дзержинского (бавш. Садовая), 28-30. Усадьба В.П. Буркова. 2024 год. Фото – А. Милевский.


В Томске, где деревянное зодчество до недавних пор охранялось особенно тщательно, без ворот не обходится ни одна серьёзная реставрация. Дом мещанина Михаила Акимова на улице Шишкова, 14 и доходный дом Ахмедуллы Москова на улице Татарской, 46 стали подлинными памятниками именно потому, что там восстановили не только наличники и фасады, но и ворота, создающие ощущение цельного ансамбля. Недаром реставратор А.Н. Сорокин сказал:

«Усадьба без ворот это половина ансамбля. Ворота это лицо хозяина, его характер и статус».

Томск, ул. Шишкова, 14. Дом мещанина Михаила Акимова.


Томск, ул. Татарская, 46. Доходный дом Ахмедуллы Москова.


К сожалению, в Таре подход иной. В 2018 году, выиграв конкурс и получив 75 миллионов рублей, город благоустроил бывшую Никольскую улицу: появились новая плитка, фонари, сцена, обзорная площадка, и пространство между домами Носкова, Хомякова и Корикова-Михайлова получило название «Никольский дворик». Но при этом исчезла подлинность. Ворота домов не восстановили, ограды разрушили, деревья вырубили. В результате улица сегодня выглядит более менее аккуратно и современно, но потеряла то, что делало её исторически живой. Вместо камерных усадеб мы видим ряд «голых фасадов», и это превращает Никольскую улицу скорее в музей под открытым небом, чем в живое историческое пространство.

Архитектор и исследователь В.Л. Глазычев справедливо замечал:

«Подлинность города измеряется не количеством сохранённых стен, а целостностью его образа».

Для Тары эта мысль особенно актуальна. Дом Хомякова ухожен, но без ворот он обрезан и выглядит чужим. Дом Носкова сохранил фасад, но лишился балконов, ограды и зелёного окружения. Дом Корикова-Михайлова пустует и разрушается, и сегодня речь идёт уже не о воротах, а о спасении хотя бы стен.

Можно ли мечтать о возвращении ворот? Конечно, да. Архивные фотографии сохранили их облик, опыт других городов показывает, что это возможно. Но в условиях равнодушия к деревянному наследию, при отсутствии программы научной реставрации, такие мечты кажутся несбыточными. И всё же важно их сохранять. Потому что ворота для Тары – это не просто деревянные створки, это символ подлинности, символ уважения к прошлому, символ целостного облика города.

Сегодня, когда всё чаще говорят о «комфортной городской среде», нужно помнить, что настоящий комфорт – это не только плитка и фонари, а ощущение того, что ты находишься в живом историческом пространстве. Для Тары это ощущение могли бы, в том числе, вернуть именно ворота. Но пока их нет, и улица Никольская остаётся улицей недосказанности, улицей, где дома потеряли свои «лица». Впрочем, и сам город уже давно потерял своё «лицо», практически полностью лишившись своей уникальной средовой застройки. И потому особенно грустно, что в Таре о воротах приходится не говорить, а только мечтать.


Теги:памятники архитектуры, Никольский дворик, востановление, Тарские ворота, реставрация, архитектура, деревянное зодчество


Читайте также

Комментарии (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]