ГлавнаяБлогАлександр Милевский
Нужно смело говорить: "Мне плевать, кто ты"
Александр Милевский
01.11.2017
1909
2
5.0

На днях попалось замечательное интервью с тюменским реставратором памятников деревянного зодчества Вадимом Шитовым. Проблемы, о которых он говорит, можно эктсраполировать на любой город, в котором осталась хотя бы частичка старины. В том числе и на Тару.

Вадим Макарович Шитов родился 3 мая 1948 года в Баку в семье военнослужащего, учился в Киевском институте гражданской авиации, работал инструктором-оператором самолетов АН-12 и Ил-76 во Втором Тюменском летном отряде. В 1981 году окончил исторический факультет Тюменского государственного университета. А после жизнь свою связал с художественной резьбой по дереву. Окончил спецкурсы в московском институте «Спецпроектреставрация». Создал реставрационную мастерскую «МНИХ», где под его руководством проводились реставрационные работы по восстановлению памятников истории и культуры Тюменской области. За этот грандиозный, более чем 30-ти летний труд по сохранению памятников деревянного зодчества Вадиму Макаровичу присвоено звание Почётный гражданин г. Тюмени. 

В настоящее время Вадим Макарович возглавляет «Центр возрождения народных промыслов Тюменской области», где щедро делится своим опытом, проводя занятия по деревянной резьбе. Кроме того, он издал книгу «Резная мелодия Тюмени», где рассказал о сохранённых его мастерской памятниках, которые делают облик Тюмени уникальным, чтобы не забывали о прекрасном наследии предков, чтобы помнили это и любили.

Я уже писал о том, что нашим чиновникам наплевать на историческое наследие города. Памятники архитектуры исчезают с карты Тары буквально на глазах — горят, разрушаются, зарастают бурьяном или передаются в руки предпринимателям-варварам, которые прячут красоту их фасадов под убогими рекламными баннерами. Когда всю жизнь живёшь в каком-то одном месте, трудно заметить мелкие перемены в окружающей обстановке. Но когда не бываешь в родных краях целый год и приезжаешь домой лишь на месяц, на тебя наваливается вся эта сумма мелких перемен, и возникает ощущение необычности. К сожалению, эта необычность всё чаще бывает со знаком "минус"...

Идёшь по улицам, по которым и сейчас бы прошёл с закрытыми глазами по памяти из одного конца в другой, ни разу не споткнувшись, и не можешь смириться с тем, как же всем здесь всё не нужно. И не случайный камень на дороге сбивает с ног, а это ощущение беспомощности перед равнодушием. Но не о равнодушии чиновничьем идёт речь, а о равнодушии народном.

Читаю интервью с Вадимом Шитовым (которое приведу ниже), а перед глазами стоит не дом священника Александрова в Таре, который, попади он в руки этому мастеру, радовал бы глаз ещё не одному поколению тарчан и гостей города. Перед глазами стоит недавно выложенная фотография журналиста газеты "Тарское Прииртышье" Андрея Курникова:

Нужны ли все эти хлопоты реставратора памятников и воззвания местных краеведов людям, которые с фасада своего собственного дома, долгие годы украшавшего исторический центр города, снимают деревянную вагонку, резные наличники и выставляют направляющие для пластикового сайдинга?

Или вот:

Объясните, как можно ненавидеть свой дом настолько, чтобы, не моргнув глазом, нанести ему такой уродливый шрам? Что творится в головах у этих людей? Так уж нужно освобождать от баннеров с рекламой такси красивейший фасад двухэтажного дома под №1, когда-то принадлежавшего купцам Нерпиным? Кому это нужно?

Соседу напротив это точно не нужно, потому что из своего некогда изящного деревянного дома он, сам того, очевидно, не понимая, умудрился сделать ужасного "франкенштейна", вставив нелепые сплошные окна и этот забор из профнастила:

Под боком — пластиковый магазин-сарай, напротив — памятник архитектуры в рекламе. Как тут не поверить в "теорию разбитых окон"? Есть ли в нашем обществе запрос на всю эту пресловутую "историческую среду", без которой сейчас невозможно представить улицы старых европейских городов? Только ли чиновники виноваты в разрушении наших городов? Почему каждый из нас прекрасно может представить, как должен выглядеть красивый автомобиль, но как должны выглядеть красивый дом и улица — вещи для нас невообразимые? Неужели это и есть наш пресловутый "особый путь развития", о котором нам докладывают с экранов телевизоров карикатурные "патриоты"?

Риторические вопросы. 


Нужно смело говорить: "Мне плевать, кто ты"

Владимир Балтунов © Служба новостей «URA.Ru» - 02.05.2017 г.

Недавний пожар в Тюмени, заполнивший дымом весь центр, вскрыл спрятанную проблему: что происходит с городом? Долгое время считалось, что в отличие от соседних региональных центров в Тюмени с сохранением памятников архитектуры — порядок. Множество деревянных построек даже было поводом для шуток приезжих уральцев. И вот пожар за пожаром, им нет счета, и у них одинаковые последствия — сокращение списка охраняемых объектов. Мы знаем, что новости об этом волнуют горожан (и хорошо читаются). И попросили рассказать, что происходит, почетного гражданина Тюмени, реставратора с 30-летним стажем, мастера художественной резьбы по дереву, руководителя реставрационной мастерской «МНИХ» (в переводе с древнерусского «мних» — монах, отшельник) Вадима Шитова.

Объемная тюменская резьба уникальна: домов-образцов с ней осталось, по оценке специалиста, полсотни

— Вадим Макарович, как сейчас выглядит в Тюмени ситуация с памятниками деревянного зодчества?

— Они уникальное наследие не только Тюмени, но и всей страны. Объемная тюменская резьба присуща только нашему региону. Я, когда сюда приехал 40 лет назад, было около 300 с лишним памятников, а сейчас осталось полсотни. Они исчезают. Законы не работают. Ответственность никто не несет.

Чиновники сейчас не следят за тем, как ведется реставрация. Их отдают частникам. Хозяин берет и делает что хочет. Вот хотя бы домик на Семакова, 1. Его взял один частник. Так в этом доме уже два раза пожар был. А комитет по охране памятников не может ничего сделать.

Но если частник не выполняет положение об аренде, так заберите у него дом! Что вы стоите на задних лапках? Чиновники боятся пойти и сказать: «Нет, твою богу мать, и все! Мне плевать, кто ты. Это памятник государственный».

— Сейчас, согласно постановлению правительства, памятник архитектуры можно взять в аренду за 1 рубль за квадрат и восстановить его. Вас устраивает этот подход к сохранению истории?

— Да пусть хоть бесплатно. Я знаю людей, которые реставрируют памятники, и они по сей день краса и гордость нашего города. Это — да. Но их мало. Дома сжигают и вычеркивают из реестра. А все для того, чтобы потом на этом месте построить что-то свое, новое. Так был сожжен серебряный домик на берегу Туры, там сейчас коттеджи стоят. А был уникальный памятник, из осины сделанный. Сожгли его — и шито-крыто.

Дом мастера деревянной резьбы Привалова, где у него мастерская была на Кирова, 10. Он сам его резьбой украсил. Здание отдали в частные руки, чтобы его отреставрировали. А новый хозяин его поджег. Я успел спасти наличники. Но дом-то сгорел. Якобы нашли, что частник виноват в пожаре. Правда, дело какое-то вялое.

— В чем проблема отдать памятник нужному человеку?

— Нужно отдавать под реставрацию памятники деревянного зодчества не согласно выигранному тендеру, а специалистам. Не мальчикам с улицы, не гастарбайтерам, которые ноль в реставрации, зато дешевые. А специалистам платить надо. Реставрация стоит дорого. Но он на то и специалист, что учился этому делу. Он знает, что восстановить, с чего начать, как вырезать элемент, куда поставить.

— И что делать в такой ситуации? Или выхода нет?

— Я бы разогнал все департаменты — все полностью. И создал бы опять инспекцию по охране памятников, которая существовала раньше.

Когда была инспекция, за памятниками как-то следили, контролировали, объезжали. Были люди, которые болели за свое дело, за культуру и историю города. А потом их убрали и сделали дЭпортамЭнты. Вот эти дЭпортамЭнты ни хрена и не делают. Он сидит от звонка до звонка получает свой оклад — и ему плевать.

Народ стал духовно нищий и бездарный. Приходишь и говоришь: «Дом сгорел, памятник». Они говорят: «Как сгорел?» Это я им должен объяснять? Это их дело — следить за домами. Они не интересуются памятниками.

— Тогда, может, на местном уровне законы принять? Законодатели помогают решать проблемы?

— Говорить можно много, но помощи ноль. Только словесная. Раньше были купцы-меценаты. Они зарабатывали. Сами жили, но и для города делали. Тюменские купцы такой пласт культуры передали новому руководству! И он исчезает.

— Как вы относитесь к современной архитектуре? В Тюмени она представлена разнообразно?

— Это не архитектура — это уродство. Хаусы, хаусы кругом. Что это за пародия непонятная? Коробки сплошные понаставили. А как можно надеяться увидеть хорошую архитектуру, когда подготовка кадров на низком уровне?

Я преподавал в тюменской Академии культуры и искусств у студентов 3 — 5 курсов обработку дерева. Потом посчитали, что это направление не нужно, и его вместе с другими убрали. И убрали люди, которые никакого отношения к культуре не имеют. Зато все стало платное. Золотой телец над всем витает. А как такие люди могут создать новую культуру? Никак.




Комментарии (2)

2 alexttv  
0

1 alexttv  
1
В 80-е годы где то попалась статья об уникальных жестяных резных дымниках печных труб старой Тюмени. http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic....ki.html Когда я приезжал к своей сестре, которая когда то жила там, по дороге от ж\д вокзала до остановки автобуса шёл и смотрел на трубы домов, с мыслями, что ведь это же нужно было кому то делать такую красоту, по идее, скрытую для несведущих людей. Да и для чего вообще старинные дома украшались всякими "красивостями", это же были дополнительные материальные затраты для настоящих хозяев, которые наверняка умели считать каждую копеечку.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]