Судьба замысловато играет не только с людьми, но и, например, с реками тоже. Огромный болотистый массив Кулай, где располагался 21 поселок для девяти тысяч раскулаченных нашей области, получил свое название по маленькой речушке, почти ручейка, - Кулай. Кулай можно отыскать только на самых подробных картах Тарского района. Рядом много речек побольше, но названия у них для места ссылки неподходящие: Ягылъях, Саранка, Пульцис, Черемшанка. Нет суровой пугающей краткости. А в слове «Кулай» есть! На Кулае погибли тысячи самых трудолюбивых крестьян Прииртышья. Семьдесят лет назад их называли кулаками. 10 октября 2007 года небольшая группа жителей Омской области, чтобы почтить память погибших, побывала на Кулае. В том самом месте, где воздвигнут девятиметровый поклонный крест. У его подножия состоялась поминальная служба, которую провел тарский священник протоирей Роман. В группу входили родственники тех, кто навсегда остался лежать в этих болотистых местах, а также молодежь: ребята из отряда «Поиск», которые занимаются поиском и захоронениями останков погибших во время Великой Отечественной войны, члены «Молодой гвардии». Для молодых людей Кулай стал завершающей точкой в экспедиции по изучению судеб репрессированных. Насколько широко прошелся вал трагедий, можно судить хотя бы по такому факту. 11 человек из отряда «Поиск» работали в Тарском архиве, и двое из них наткнулись на дела своих родственников. А дела в Тарском архиве красноречивые. Сейчас сплошь и рядом, все кому не лень, рассуждают о цинизме современной жизни. Так вот, надо отметить, что до цинизма «старых добрых времен» нам очень далеко. В одном из дел есть переписка работника из деревенских низов с вышестоящим начальством. Сельский активист доводит до сведения руководства собственные подозрения в отношении двух селян. Он уверен, что они, бывшие муж и жена, специально развелись, дабы не попасть под раскулачивание. Поскольку поделили хозяйство на двоих, то у каждого из них оно сейчас в пределах допустимого. Однако, что настораживает? Женщина на восьмом месяце беременности. А кроме, как от бывшего мужа, забеременеть ей не от кого. Следовательно, развод для отвода глаз. Указание сверху: раскулачить и выслать обоих. Довольно четко картина жизни на Кулае обрисована в акте обследования поселков раскулаченных. На 21 населенный пункт (каждый именовался по названию района, откуда прибыли репрессированные) устроено шесть бань. А расстояние между поселками до сорока километров. Прибывшие в марте, поскольку землянки из-за мерзлой земли не выкопаешь, живут в шалашах из веток. Комиссия отмечает, что члены ее лично наблюдали использование бывшими кулаками лошадиной кожи в качестве пищи. В еду повсеместно подмешивается березовая кора и травы, которые вообще несъедобны. Заболеваемость достигает до 85 процентов. Чаще, бесстрастно указывает документ, регистрируются обычные поносы, кровавые - реже. В своих выводах члены комиссии делают вывод, что из-за небрежной организации быта труд кулаков недопустимо низко производителен, хотя кругом работы непочатый край. Говорят не только документы. Еще живы свидетели тех лет. 76-летний Александр Комсюков, у которого на Кулай было выслано более десяти родственников, включая бабушку и дедушку, говорит все же не о них. Он рассуждает о том, что почему-то никто не вспоминает, что сюда же, на Кулай, ссылали интеллигенцию, нэпманов. Этапами. По городам даже поселки назывались: Киевлянка, Московка. И когда мы говорим о тяжелой победе во Второй мировой войне, то надо бы помнить, что иной она и быть не могла. Так как мужики в самом расцвете сил, весь интеллект, весь цвет русской нации полег на этом и на других кулаях, сотни которых в тридцатых были разбросаны по всей стране. У Валентины Михайловны Русиновой Кулай забрал пятерых близких людей. Она помнит множество историй, которыми делились земляки, лично соприкоснувшиеся с жизнью этапов. Украдкой, чтоб не заметили конвоиры, семья раскулаченных передала жителям деревни, по которой их гнали, трупик ребенка. Просили похоронить по-человечески. Те, кто взял тельце ребенка, похоронили его по-человечески, на кладбище, но тоже украдкой, чтоб самим не пойти по этапу. Другой случай. Женщина села под сосной, прижала к себе двух дочек, чтоб согреть своим теплом. Замерзли все трое. Их долго не убирали, держали в назидание другим. По мнению Валентины Михайловны, сотворенное в тридцатых нельзя оставлять без покаяния. А прощение у людей просить есть кому. Членам КПРФ необходимо покаяться за дела своих предшественников. Как преемникам Коммунистической партии Советского Союза, которая единолично руководила всей страной. В принципе, в этом есть свой смысл. Католическая церковь, например, покаялась за гонения ученых во времена инквизиции. А ведь масштабы были намного меньше. Виктор Васильев По материалам газеты "Омская правда" |
Комментарии (1) | ||
| ||