Пятницкая церковь на Гостиннодворской (Базарной) площади города Тары, 1886-88 гг. Фрагмент одной из четырёх самых старых выявленных фотографий города Тары. Автор: Ф.С. Лахмайер. Скан оригинала из Научного архива Русского географического общества. Та же фотография целиком. На переднем плане Успенская церковь, в центре Гостиный двор Тары, на заднем плане Пятницкая церковь. Построена в 1791-1825 гг. Располагалась на Базарной площади, в торце Пятницкого переулка (современная ул. Избышева). В настоящее время поблизости от этого места расположена памятная стела, установленная в честь 400-летнего юбилея Тары. Церковь простояла до послевоенных лет, пока не была взорвана вместе с Тихвинской церковью в 1951 году. ИсторияПосле упразднения около 1764 года женского Тарского Пятницкого монастыря монастырский деревянный храм во имя вмцц. Параскевы и Екатерины был обращён в приходской. Вероятно, к концу XVIII века он обветшал и был разобран. Каменный двухэтажный храм во имя вмч. Параскевы Пятницы (главный престол в нижнем этаже) и Прокопия и Иоанна Устюжских (престол в верхнем этаже) строился с 1791 по 1825 годы (так указано в Тобольском архиве 1891 г. в деле Тарского филиала ГАОО, у М. Путинцева – 1793-1825 гг., у К.Ф. Скальского – в 1831 году, в метрике, составленной священником о. Иоанном Чукмасовым – в 1775 г.) Церковь была построена тщанием купца Ивана Нерпина, а по смерти его зятем графом Ивеличем. Хотя по сведениям Скальского, по данным метрики она была построена прихожанами. В 1856 году с правой стороны церкви пристроили сторожку. Базарная пл., вид на Пятницкую церковь, 1892 г. Фото С.Я. Вишняк. Из альбома Анатолия Васильевича Лазаревского, бывшего тобольского губернского прокурора. Из личного архива Генриха Лазаревского. Причт состоял из священника и псаломщика. В состав прихода входила деревня Красноперова в 12 верстах от Тары. Близ храма имелась приписная каменная часовня во имя прав. Прокопия Устюжского (упом. 1914 г.) Как пишет краевед Сергей Алфёров,
Проект урегулирования города Тары Тобольской губернии 1861 г. (фрагмент). Под №1 обозначен Успенский собор, под №4 – Пятницкая церковь, часовня обозначена между ними под №7. Однако на Базарной площади Тары за современным зданием КДЦ «Север», у спуска под гору находилась ещё одна часовня – Часовня Животворящего Креста Господня. Она была построена в стиле барокко. Год постройки пока не удалось установить точно. Вероятно – между 1791 г. и 1825 г. Из описи Пятницкой церкви от 1922 года:
Впрочем, вполне может быть, что речь идёт об одной и той же часовне, которую в разное время называли по-разному. Часовня Животворящего Креста Господня в Таре, 1927 г. Фото Иннокентия Николаевича Шухова. Скан оригинала из фондов ОГИК (ОМК-15574/27) "Дело о закрытии Пятницкой церкви в г. Таре" датируется 28 марта 1933 г. – 17 мая 1935 г. По-видимому, община оказывала активное сопротивление своей ликвидации, поэтому дело рассматривалось более двух лет (см. новостное сообщение на официальном сайте Тарской епархии "В Таре возрождается одна из древнейших обителей Сибири", со ссылкой на ГАОО, но без указания шифра дела). В статических сведениях о религиозных общинах за 1937 год записано: "Пятницкая церковь не занята, требуется капитальный ремонт". Впоследствии в ней размещался отдел ЗАГСа, на втором этаже был музей, колокольню отдали молодёжи под парашютную вышку, а шпиль колокольни стал геодезическим знаком. Церковь простояла до послевоенных лет, пока не была взорвана вместе с Тихвинской церковью в 1951 году. Начальная страница рукописи Андрея Фёдоровича Палашенкова о спасении 6 тысяч редких книг в г. Таре (вероятно, из Пятницкой церкви, в которой размещался архив в 1938 году). Из фондов ОГИК музея. АрхитектураСогласно метрике, составленной настоятелем храма о. Иоанном Чукмасовым, высота храма составляла 51 аршин (36,27 м), длина – 40 аршин (28,45 м), ширина – 13 аршин (9,25 м). Как и другие храмы Тары был трёхчастным – алтарь, трапезная, колокольня. Храм имел ярко выраженную ярусную композицию, над двухэтажной основной частью возвышался огромный купол с перехватом, почти закрываемый огромными щипцовыми фронтонами, высокий восьмигранный барабан с окнами нес "главы в виде дули и вверху с яблочками". Пятиярусная колокольня имела подобное завершение. Пол в нижней церкви был чугунный, в верхней – деревянный. Иконостас нижнего храма был двухъярусный из кедрового леса с резьбой в стиле рококо, позолоченный червонным золотом, царские врата – створчатые с верхом в готическом стиле. В верхнем храме новый кедровый иконостас тоже в стиле рококо и позолоченный, шестиярусный, верх царских врат полуциркульный с изображением Пресвятой Богородицы. В старом иконостасе иконы старинного письма, в новом – нового. По описанию её настоятеля священника Николая Попова, была "каменная, двухэтажная, внутри и снаружи выщикатурена, покрыта листовым железом, выкрашена зелёной краской. На ней две главы и два креста железные. В нижнем этаже 17 окон, в каждом окне по две стеклянных оконницы. В верхнем этаже 31 окно. В связях с церковью каменные колонны... Кругом церкви каменная ограда с железными решётками. От ворот ограды до колокольни устроен на ножных колоннах фронтон, покрытый листовым железом". Базарная площадь Тары. Вид на Пятницкую церковь, 1924 г. Статистика1895 год – 849 прихожан (402 м.п., 447 ж.п.) 1900 год – 909 прихожан (450 м.п., 459 ж.п.) 1914 год – 852 прихожанина (457 м.п., 395 ж.п.), из них в Таре – 649 человек, в д. Красноперовой – 201 человек, в т.ч. 6 старообрядцев и 1 католик Настоятели
Дом священника С.П. Александрова в г. Таре. Фото 24.09.2016 г. (фото А. Милевский) В настоящее время рядом с местом, где стояла Пятницкая церковь, расположена памятная стела, установленная в честь 400-летнего юбилея Тары. Источники и литература:
|
Комментарии (0) | |