Время и обстоятельства изобретения механических часов до сих пор остаются темой научных дискуссий. Наиболее широко распространено мнение, что их изобрёл в конце X века Герберт из Оверни, монах, служивший воспитателем будущего германского императора Оттона III и впоследствии ставший римским папой под именем Сильвестра II (999-1003 гг.) Однако об устройстве сделанных Гербертом часов неизвестно ничего конкретного. Во всяком случае ясно, что они не нашли широкого применения и вскоре были забыты. Механические часы стали использоваться на рубеже XIII-XIV веков. Первые часы не имели циферблата и способны были лишь подавать звуковые сигналы через определенные отрезки времени. В сущности, они представляли собой колокол, по которому с некоторой регулярностью наносились удары. Такое устройство делало их особенно полезными для отбивания канонических часов в церквях. На Руси первые механические часы были установлены в Кремле в 1404 году. Часы имели вращающийся циферблат с одной неподвижной стрелкой. Следующие башенные часы появились в Новгороде в 1436 году, затем в Пскове в 1476 году. В XVI веке обзавелись часами некоторые русские монастыри. В XVII веке башенные часы распространяются на Руси повсеместно. Самое первое упоминание в литературе о часах в городе Таре относится к началу XVIII века (Оглоблин Н.Н. – Бытовые черты начала XVIII в. М., 1904). Известный отечественный архивист и историк конца XIX - начала XX в. Н.Н. Оглоблин, изучая обширную документацию Сибирского приказа, рассмотрел многообразные аспекты повседневного быта населения Азиатской России в эпоху позднего средневековья. В частности, Н.Н. Оглоблиным было приведено челобитье о часовщике в Таре. Согласно документу 1701 г., направленному в адрес Сибирского приказа, татарские служилые люди Тары собрали деньги и приобрели боевые часы для города. В связи с тем, что в Таре отсутствовал часовщик, а казачий сын П.Н. Маслов разбирался в часовом деле, местные жители просили назначить его на должность часовщика с годовым окладом. Н.Н. Оглоблин заметил, что результат челобитья остался неизвестен, но, учитывая то, что в близлежащих городах имелись часовщики, вероятно, просьба была удовлетворена. Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете, Москва, 1904. Кн. 1. Отд. 3. с. 8 Точное место расположения этих (вероятно – самых первых) тарских городских часов неизвестно. Также история умалчивает о том, как сложилась их дальнейшая судьба. Между тем, в Таре существовали ещё одни башенные часы, о которых, впрочем, известно чуть больше, поскольку они были «моложе» предыдущих на век или полтора. В 1774 - 1792 годах на Базарной площади Тары строится каменная церковь в честь Успения Божией Матери. В описании колокольни читаем:
Лучшее место для расположения городских часов в Таре вряд ли можно было сыскать: Успенский собор располагался в самом центре Базарной площади – в самом сердце города! – в створе Соборного проулка (ныне – улица Карбышева). Его высоченная колокольня была видна со всех городских окраин, даром что окраины эти в то время едва ли были отдалены на версту от центра… Но до сих пор остаётся загадкой, в каком месте на колокольне находились часы. Попробуем в этом разобраться и предложить свою версию. Известно по меньшей мере шесть фотографий с крупным планом Успенской церкви. В скобках заметим, что существует также как минимум одна фотография внутреннего убранства церкви – фотография иконостаса. Она хранится в Историческом архиве Омской области. На днях нам прислали только превью этого изображения, пообещав в скором времени прислать скан оригинала в хорошем качестве. Как только получим хорошее фото – сразу поделимся, а пока только так: Но мы отвлеклись. Итак, известно по меньшей мере шесть фотографий с крупным планом Успенского собора. По понятным причинам одной из самых первых фотографий, доступных широкой публике, стала «открыточная» фотография храма: Успенский собор и пожарная каланча. Из фондов Тарского историко-краеведческого музея. Почтовая карточка из наборов видов г. Тары 1909-1914 гг. (Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва) На западной стороне высокой шатровой крыши мы видим круглое окошко. Его и не заметишь при беглом взгляде, а если и заметишь, то вряд ли появятся какие-то вопросы о его предназначении: окно и окно, обычный элемент фасада, а может и вовсе – крыша прогнила и обвалилась… Но при приближении становится понятно, что это всё-таки окно рукотворное: Затем из Исторического архива Омской области удалось получить такую фотографию Успенского собора: Успенская церковь. 1925 г. Автор - Шухов Иннокентий Николаевич. Скан оригинала из фондов ОГИК ©. ОМК-15574/10 На фотографии – целое созвездие чёрных точек-артефактов. И наше окошко, умело замаскировавшись под одну из «звёзд» этого «созвездия», непреднамеренно было заретушировано во время обработки фотографии. В результате фотография стала доступна на всех тематических ресурсах в таком виде: Успенский собор, «лишившись», как мы теперь видим, своего законного окна на крыше, стал походить на коллежского асессора Ковалёва из повести Н.В. Гоголя «Нос»… И где тут догадаться, глядя на эту фотографию, в каком месте колокольни находились часы? А ведь это – самый крупный план западного фасада собора из известных на данный момент. Но, повторюсь, окно было заретушировано абсолютно не преднамеренно: уж очень оно походило на артефакт. Потом в поле зрения оказалась такая фотография: Базарная площадь с Успенской церковью. 1927 г. Из архива Нины Павлюченко. Качество не очень хорошее, но окно в крыше колокольни видно прекрасно. Затем нашлась фотография Успенского собора версии 1886-1888 годов: Вид на Базарную площадь Тары, 1886-1888 гг. Автор - Ф.С. Лахмайер. Скан оригинала из Научного архива Русского географического общества. И снова наше окно на месте: Теперь, сопоставляя все факты, практически не вызывает сомнений истинное предназначение этого окна в крыше: здесь были часы. Можно гадать, какого они были размера и как выглядели, но были они именно в этом месте. Чердачное пространство вполне позволяло разместить громоздкий часовой механизм и заниматься его обслуживанием. Пока неизвестно, когда и при каких обстоятельствах Успенский собор лишился своих часов. Зато точно известен год, когда снесли «Тарский "Биг-Бен"»: 1927. |
Комментарии (1) | |
| |